Цель: обобщение знаний учащихся по истории Отечества с древнейших времён до конца 8 века.
Задачи:
- Повторить пройденный материал.
- Развивать у учащихся умения объяснять понятия, соотносить события с личностями.
- Воспитывать уважение к историческим личностям, чувство патриотизма.
Ход занятия
Эпиграф.
Родная страна становится ещё более
близкой и родной, когда знаешь её историю.
М.И.Калинин.
Ведущий. Сегодня мы отправляемся в историческое прошлое нашей Родины, в период с древнейших времён до конца 8 века. Немало событий произошло в этот промежуток времени, а насколько хорошо вы знаете эти события, сейчас проверим в игре "Звездный час". Приветствуем команды 7-х классов. (Приветствие.) Оценивать знания игроков будет справедливое жюри. (Представление жюри.)
1 конкурс "Представление команд".
Каждая команда представляет своё название, девиз и приветствие соперникам.
Максимальная оценка-5 баллов.
2 конкурс "Разминка".
Каждой команде по очереди предлагается 10 вопросов, если команда затрудняется ответить, то вопрос переходит команде соперника.
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Вопросы.
1) Как называют страну, в которой родились? (Родина)
2) Как называют жителей России? (Россияне)
3) Как называют людей, изучающих прошлое? (Историки)
4) Как называются учёные, занимающиеся раскопками? (Археологи)
5) Как называется главный город страны? (Столица)
6) Кто является главой нашего государства? (Президент)
7) Кто считался правителем у славян? (Князь)
8) Как называлось народное собрание Новгорода? (Вече)
9) Как называлось жилище славян? (Изба)
10) Как называлось жилище кочевников? (Юрта)
11) Как называется вера во многих природных богов и поклонение им? (Язычество)
12) Как называется вера в одного бога Иисуса Христа? (Христианство)
13) Как называется роспись по сырой штукатурке? (Фреска)
14) Как называется картина из кусочков цветного стекла? (Мозаика)
15) Какое главное занятие было у славян? (Земледелие)
16) Какое основное занятие было у кочевников? (Скотоводство)
17) Как называется сбор мёда диких пчёл? (Бортничество)
18) Как называется занятие сбора грибов, ягод, орехов в лесу? (Собирательство)
19) Как называлась славянская азбука? ( Кириллица)
20) Как звали основателей первой славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий)
3 конкурс "Человек-загадка".
Команды получают по 5 портретов славянских князей. Участники должны узнать, о каком князе идёт речь, и поднять его портрет.
За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.
Описание.
1. Младший сын Владимира Мономаха. Основатель Владимиро-Суздальского княжества. Стремился присоединить к своему княжеству как можно больше земель, за это и получил своё прозвище. Основатель Москвы. (Юрий Долгорукий)
2. Этот правитель установил точный размер дани. Жестоко отомстил древлянам при помощи голубей. (Ольга)
3. Варяг. Был приглашен на княжение славянскими племенами. Родоначальник русских князей. (Рюрик)
4. За все свои добрые дела получил ласковое прозвище. Воинственный и храбрый князь хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога, для чего провёл обряд крещения на реке Днепр. (Владимир Красное Солнышко)
5. С детства воспитывался он как воин. Любил ходить в походы. Был сильным и мужественным. В битвах часто одерживал победы. Когда шёл на бой, посылал врагам весть: "Иду на вы!" (Святослав)
6. Потомок Владимира Мономаха. Унаследовал от своих предков горячую любовь к Родине, отвагу и блестящие военные способности. Был высокого роста, красив, голос его, по описанию летописцев, звучал над народом, как труба. (Александр Невский)
7. С детства был хромым, ему трудно было ходить на охоту и участвовать в сражениях,
Он много молился, любил читать, был человеком образованным. Именно он издал первый на Руси рукописный сборник законов "Русская правда". (Ярослав Мудрый)
8. Сильный, умный человек, который объединил Новгородские и Киевские земли, что послужило образованию государства восточных славян "Киевской Руси". Умер, как и предсказал кудесник, от своего коня. (Олег)
9. Стал первым на Руси человеком, который получил титул князя. Погиб в 945 году на земле древлян во время поездки в "полюдье", при попытке собрать дополнительную дань. Жена жестоко отомстила за него. (Игорь)
10. Первым призвал всех русских князей прекратить ссоры и объединиться для защиты страны от половцев. Автор "Поучения для детей". Получил прозвище от своего Византийского родственника. (Владимир Мономах)
4 конкурс "Порядок правления".
Участники команд должны встать с портретами князей и построиться в порядке их правления.
Команда, сделавшая это быстро и правильно, получает 5 баллов.
1 команда: Олег, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Александр Невский.
2 команда: Рюрик, Игорь, Святослав, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий.
Слово жюри.
5 конкурс "Реши кроссворд".
Команды получают по одинаковому кроссворду. Нужно разгадать его и поднять руку. Кто быстрее. Кроссворды сдаются для оценки жюри.
Максимальная оценка-6 баллов.
1. Символ христианской веры
2. Живописное изображение Иисуса Христа или святых
3. Славянская азбука.
4. Настенная роспись, выполненная по сырой штукатурке.
5. Художник, который пишет иконы.
6. Особое место внутри храма, где находятся главные иконы.
6 конкурс капитанов " Одень война".
Капитанам команд выдаются карточки с изображением одежды и оружия. На стендах приклеены плакаты с изображением русского богатыря и татаро-монгольского воина.
Капитаны должны отобрать нужные карточки и приклеить их рядом с указанным воином.
Максимальная оценка-4 балла.
7 конкурс "Неизвестный город".
Перед участниками вывешивается карта "Киевская Русь". Ведущий зачитывает отрывки о древнейших городах. Команды должны угадать о каком городе идёт речь, и показать его на карте.
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Описание городов.
1. Современники называют этот город "Матерью всех городов". (Киев)
2. Бывшие владения боярина Кучки. В 1147 году впервые был упомянут в летописи. В XV веке стал центром объединения русских земель. (Москва)
3. Горожане этого города бились 5 дней и 5 ночей против войска хана Батыя, а на 6 день город пал и был сожжён дотла. (Рязань)
4. Осаждённые монголами, жители этого города решили: "Умрём, что бы на земле оставить добрую славу, а на небе получить венец бессмертия". И бились они 7 недель. Хан велел перебить всех жителей до единого, даже младенце, а город назвал "злым". (Козельск)
5. Он раскинулся по берегам реки. Две его части соединял широкий деревянный мост. Как и всякий древний город, являлся крепостью. В центре города находилась площадь, на которой собиралось народное вече.
6. Несколько дней монголо-татары долбили непреступные стены этого города стенобитными машинами, а когда всё-таки прорвались, начали жечь и громить дома горожан. Оставшиеся в живых жители города спрятались в храме. Монголо-татары сожгли их вместе с храмом. (Владимир)
8 конкурс "Шанс".
Командам предлагаются карточки с номерами вопросов. Каждый вопрос имеет разное количество баллов. Капитаны по очереди вытягивают карточки и вместе с командой готовят ответы.
1 вопрос (2 балла)
Назовите государство, образованное монголо-татарами на захваченный территориях. Какой город являлся столицей этого государства? (Золотая Орда, Сарай)
2 вопрос (3 балла)
Как называлось государство, образованное рыцарями-крестоносцами на территории бывшей Ливонии, граничащее с Новгородом? Кто был во главе этого государства? (Ливонский Орден. Великий Магистр)
3 вопрос (2 балла)
О каком событии идёт речь? В каком году это произошло?
Позади остался дом
И тепло людское,
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу-
Сёла, пашни, города
И, стало быть, столицу. (Ледовое побоище.1242г.)
4 вопрос (3 балла)
Назовите событие и год, когда оно произошло.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли. (Нашествие монголо-татар на Русь. 1237г.)
Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие в историческое прошлое. Жюри подводит последние итоги. И хочется закончить нашу игру словами учёного-историка М. И. Калинина: "Родная сторона становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю".
Слово жюри. Награждение.