Виды работ по формированию орфографической зоркости

Разделы: Начальная школа


Говорить о том, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны грамотно писать, - значило бы доказывать очевидное. На современном этапе развития нашего общества данное положение не требует аргументации. Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить своих питомцев прочными навыками правописания. Уровень элементарной грамотности, и в том числе - грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с подготовкой по родному языку, но и тем самым с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.

Одной из главных задач обучения в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Однако, упрямая статистика фиксирует в последние годы неблагополучие в этой области. Отмечаются такие отрицательные факторы, как понижение уровня чтения, особенно самостоятельного. Считается, что высокая культура чтения способствует грамотному письму, а её снижение - безграмотности в правописании. Другой фактор - несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся.

И действительно, данные социологического опроса, проведённого в начальных классах нашей школы, говорят о том, что русский язык нравится только 38% учащихся. Среди причин дети указывают такие, как: "не нравится учить правила", "трудно. Я знаю правила, а пишу с ошибками", "у меня по русскому языку "2" и "3", а по математике "4", "неинтересный урок".

Объяснить это можно тем, что своим содержанием орфография малопривлекательная для детей, усваивается нелегко, т.к. система правил трудна, не всегда осмысленна, предстаёт перед учащимися как набор разрознённых правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных.

Задача данной статьи - показать возможные виды работ по формированию орфографической зоркости.

В любом классном журнале на странице "Русский язык" можно подметить одну особенность: стоящие в колонку оценки за письменные работы намного хуже оценок за устные ответы. Получается, что учим и учимся вроде бы хорошо, а результат, отражённый в диктантах, изложениях, сочинениях весьма неважный.

Как научить детей грамотно писать? Этот вопрос стоит перед каждым учителем начальной школы.

Важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определённые правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого поможет ученикам сделать усвоение орфографии более сознательным.

Психологами доказано, что знание без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ученик на уроках пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Изменить отношение к орфографии, сделать процесс обучения более интересным, помогут весёлые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах, орфографические сказки, дидактические игры, небольшие конкурсы.

Таким образом, первый шаг на пути формирования грамотного письма - это положительная мотивация, развитие познавательного интереса и использование занимательных форм и методов работы.

Я считаю, что одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости является развитый фонематический слух. Одним из надёжных приёмов развития у детей умения слышать звучащее слово является звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма.

Вначале, когда дети только осваивают звуковой анализ, я использую готовые схемы, предлагая их в качестве опоры. На следующих этапах учащиеся составляют схемы под моим руководством, что позволяет вовлечь в работу каждого ученика.

Дети любят работать по схемам. Задания могут быть самые разные:

  • найди картинку, которая соответствует данной схеме;
  • к картинке подбери схему;
  • раскрась схему слова;
  • расположи картинки в порядке нарисованных схем;
  • найди картинки, которые не подходят к данной схеме;
  • составь схемы данных слов;

Я убедилась, что регулярно проводимый звуковой анализ способствует выработке у детей фонематического слуха.

Следующий этап моей работы - формирование осознанных умений в нахождении орфограммы. Временные рамки этого этапа - первый и начало второго класса. Это период активного становления орфографической зоркости и от того, насколько развита у учащихся способность ставить перед собой орфографические задачи, будет зависеть конечный результат.

Соответственно, ребёнка нужно научить:

  • ставить орфографические задачи (находить орфограмму);
  • устанавливать тип орфограммы и относить её к определённому правилу (выбирать правило);
  • применять правило (правильно применять алгоритм решения орфографической задачи);
  • осуществлять орфографический самоконтроль.

К сожалению, в школьных учебниках недостаточно представлены упражнения на нахождение объектов орфографических правил. Наиболее распространённое упражнение - списать, вставляя пропущенные буквы, где орфограмма уже задана авторами учебника. Если выполнять только такие упражнения, то ребёнок научится безошибочно вставлять пропущенные буквы, но при написании диктантов и творческих заданий, возможно, будет испытывать затруднения, т.к. не сможет найти место в слове, где надо применить правило. Поэтому я прежде всего вооружаю детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.

Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствует (особенно для первоклассников) орфографические сказки о звуках и буквах. Они вызывают интерес к изучаемым явлениям и помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова.

Особенно хорошо помогает в развитии орфографической зоркости упражнение "найди орфограммы", когда учащиеся в тексте находят предложения с данным набором орфограмм (схемы выставлены на доске).

Эту работу, направленную на развитие умения решать орфографические задачи, я иногда строю иначе, предлагая детям ситуацию, когда они в записанном на доске предложении должны были "зажечь огоньки" под изученными орфограммами (т.е. прикрепить красные кружочки), а потом записать в тетрадь.

Позднее я ввожу нумерацию орфограмм (ученики её не заучивают, а получают памятку). На минутках чистописания, словарных словах, текстах упражнений дети учатся находить и обозначать орфограммы. Если не могут определить номер, то просто подчёркивают.

Нахождение орфограмм для ребят не является утомительным процессом, а превращается в увлекательную игру. Выполняя эту работу, дети учатся видеть "опасные" при письме места, задумываются над правильным написанием слов. Анализируя проверенные работы учеников, я фиксирую, какие орфограммы ученики не замечают, какие - путают. Это позволяет эффективно планировать орфографический материал и своевременно выявлять пробелы в знаниях.

Ещё один вид работы - графическое изображение предложения с подписанными орфограммами, например: стоял осенний солнечный день.

Дети в памятке находят обозначенные орфограммы, вспоминают правила, а затем записывают под диктовку.

Наиболее действенными и одновременно наиболее сложным упражнением, воспитывающим орфографическую зоркость, на мой взгляд, является письмо с пропусками орфограмм, или, как его ещё называют, письмо с "дырками". Чтобы не заставлять ученика решать орфографические задачи, пока у него нет для этого средств, он оставляет на месте неизвестной буквы прочерк или точку.

Письмо с "дырками" позволяет учащимся писать любе слово без риска допустить ошибку. Но этому приёму нужно специально учить и систематически использовать, показывая его значимость для безошибочного письма.

Эффективен также приём М.М.Разумовской, который она сама называет письмом с буквенной дробью. Он заключается в том, что на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук. Например:

о __я_ г
В - ДА, П _е_ТАК, КРУ___ .
а и к

Это упражнение всегда с интересом выполняются детьми.

Положительный результат даёт использование в работе двух цветов ручки. Как известно, смена ручки в момент "опасности" ускоряет эффект запоминания. Таким образом, у ребёнка возникает условный рефлекс на орфограмму.

Изучив книгу П.С.Тоцкого "Орфография без правил", я решила на практике изменить предложенную методику. Вот как проходит эта работа:

Отработка запоминания предложения (например, "На лугу зеленеет молодая травка"). Повторяем это предложение громко хором, индивидуально. Один из учеников диктует предложение, а я записываю его на доске печатными буквами.

Проговариваем предложение хором, громко, по слогам, как пишем. Если некоторые учащиеся работают слабо, то после моих комментариев предложение снова проигрывается хором до тех пор, пока все не начнут артикулировать каждый слог чётко.

Затем говорим для соседа.

Слоговый и фонемно - буквенный анализ слова.

Запись под самодиктовку. Учащиеся медленно проговаривают слова по слогам и одновременно записывают проговариваемое. Каждый работает в своём темпе.

Корректорское чтение.

Обычно после записи учащимся предлагается проверить запись и исправить возможные ошибки. Важно, чтобы при этом они чётко артикулировали каждый слог и звук. По мере того, как дети научатся работать поэтапно, овладеют послоговым проговариванием, научатся писать под самодиктовку, процесс поэтапной отработки ускоряется.

Одним из приёмов повышения грамотности я считаю списывание текста с различных источников (доска, учебник, и др.). при знакомстве ребёнка с орфограммами безударных гласных и "сомнительных согласных", погружении его в "лабиринт орфографии", списывание приобретает свою подлинную ценность и становится мощным средством формирования грамотности.

Позволяют развить орфографическую зоркость также и некоторые виды диктантов. Например, диктант "Проверяю себя", диктант с обоснованием, выборочный диктант. Я чаще использую диктант с постукиванием (постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с орфограммой). Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Проведение этих видов работ даёт возможность формировать у ребят орфографическую зоркость, развить у детей умение слышать звучащее слово. Но нельзя забывать, что работа принесёт плоды при соблюдении двух условий: систематичность её проведения и постоянное её совершенствование.