Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Изменения в развитии общего образования в РФ потребовали изменений в содержании и организации методической работы в школе. В связи с этим предполагаются новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Методическая работа МОУ СОШ №3 направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу, программу развития школы и учебно-воспитательный процесс. Научно-методическая деятельность школы осуществляется на информационно - деятельностном уровне.
В 2006-2007 учебном году завершилась реализация Программы развития "Акмеологическая школа", которая была направлена на формирование модели школы, основанной на саморазвитии и самосовершенствовании личности, что подразумевает развитие интеллектуального, социального, физического и духовного потенциала личности учащегося. Приоритетные направления преобразований школы, основанные на организации совместной образовательной и оздоровительной деятельности учителей и учащихся в условиях общеобразовательной школы были направлены на организацию учебно-воспитательного процесса, адаптивно-развивающего, валеологического, а также акмеологического, включающего комплекс мер по коррекции и укреплению здоровья учащихся школы 1 и 2 ступеней немедикаментозными методами с целью формирования личности ребенка, стремящегося к постоянному физическому и духовному самосовершенствованию и жизненной самореализации.
В результате реализации Программы развития в МОУ СОШ №3 была создано единое образовательное пространство, был успешно завершен эксперимент "Коррекция и укрепление здоровья учащихся 1ступени обучения немедикаментозными методами в условиях Крайнего севера".
В современной системе образования существенно повысили свою значимость такие факторы как:
Появление тенденции роста направленности образования с осознанием понятий личностноориентированности, здоровьясбережения, профилизации.
Использование накопленного в последние годы педагогической практики опыта организационно-педагогических и содержательных преобразований; расширение запаса теоретических знаний у значительной части практикующих педагогов, освоение ими новых педагогических технологий.
Осознание необходимости демократизации школы как основного направления ее развития, признание толерантности как социально образовательной ценности в поликультурной среде.
Поэтому в 2007 году была разработана новая Программа развития "Школа успешности" на 2007-2012 год. Основными концептуальными идеями программы стали:
1) формирование личности выпускника, как человека, умеющего критически осмысливать происходящее, творчески подходить к решению проблем и самостоятельно строить свое поведение в ситуациях, требующих выбора, максимально реализовывать свой личностный и творческий потенциал;
2) создание условий для саморазвития и самовоспитания каждого ученика, создание ситуации успеха для каждого ребенка, независимо от его умственных, физических и психологических особенностей через оптимизацию учебной и внеучебной деятельности, развитие дополнительного образования, развитие профильного и предпрофильного образования, системы психического и физического оздоровления учащихся, целесообразно организованной системы воспитательной работы;
3) создать условия (мотивационные, научно-методические, информационные, материально-технические, организационные) для личностного и профессионального роста каждого учителя, повышения его авторитета в глазах учеников, их родителей, коллег;
4) формирование позитивного имиджа и привлекательности для местного социума, публичное признание на уровне города и округа.
Стратегическая цель программы - адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в воспитательно-образовательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.
С учетом приоритетных направлений, определенных Программой развития, второй год педагогический коллектив МОУ СОШ №3 работает над методической темой "Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения и здоровьесбережения".
В рамках методической темы выделены следующие приоритетные направления:
- Формирование многогранного образовательного пространства для детей в возрасте от 6 до 17 лет, ориентированного на индивидуальное развитие личности посредством гибкой разноуровневой и разновариативной системы обучения, для достижения нового качества жизни средствами образования.
- Реализация личностно-ориентированного и компетентностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей и подростков через обновление содержания образования и внедрение новых образовательных технологий на всех ступенях обучения.
- Обеспечение условий для выполнения оздоровительных функций общеобразовательного учреждения
- Активизация работы по вопросам воспитания гражданского самосознания учащихся, школьного самоуправления, формирования патриотизма.
Для реализации приоритетных направлений на начало каждого года в школе имеется необходимая нормативно - правовая база, соответствующие локальные акты и положения.
Для удовлетворения потребностей современного общества от учителя требуются высокая культура, сформированная система ценностей, заинтересованность педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности. Соответственно, миссию методической службы мы видим:
- в разработке и научно-методическом обеспечении стратегии развития школы;
- в формировании и реализации единой методической политики школы;
- в создании условий для формирования субъектной позиции педагога;
- в создании системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов школы;
- в раскрытии инновационного потенциала педагогов школы.
Исходя из социального заказа на творческую личность учителя, из инновационной деятельности в образовании и реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в области непрерывного образования, в школе была создана модель методической службы.
В соответствии с нормативными документами цель методической службы состоит в совершенствовании школьного образования, в апробации экспериментов и инноваций, в постоянном развитии творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
В период с 2006-2007 по 2008-2009 учебный год были определены следующие задачи методической работы:
- Развитие профессионально-личностных качеств учителя через систему семинаров и самообразования учителей.
- Изучение и активное внедрение достижений педагогов-новаторов, рекомендации психолого-педагогической науки в практику работы педагогического коллектива.
- Освоение и внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих технологий для повышения статуса школы в контексте модернизации российского образования
- Повышение эффективности работы с мотивированными и одаренными детьми.
- Раскрытие творческого потенциала учителя, включение учителя в инновационную деятельность.
- Стимулирование стремления учителя аттестоваться на более высокую квалификационную категорию.
- Создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.
- Создание мотивации и условий для проведения экспериментальной деятельности и научно-исследовательской работы, формирования методической компетенции педагога
- Осуществление информационно-консультативной работы, методического руководства, изучение, обобщение и трансляция инновационного педагогического опыта.
Методическая работа за отчётный период была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через Программу развития школы, образовательную программу и учебно-воспитательный процесс.
Были созданы условия, способствующие решению поставленных задач:
1. Составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения Федерального стандарта образования.
2. Методические объединения работали по планам в соответствии с Программой развития и методической темой школы.
3. Использовались разнообразные формы методической работы и организация ВШК, как одно из условий эффективности работы.
4. Формировалась система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.
5. Велась работа по улучшению материально-технической базы кабинетов.
6. Работа по организации учебно- воспитательного процесса по решению задач ОУ носила научно- методический характер и была построена на диагностической основе.
Основная задача, которая стоит перед администрацией и педагогическим коллективом школы - включить педагогический коллектив в активную творческую работу. В связи с этим в планировании научно-методической работы школы и предметных методических объединений отобрался тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Основным направлением научно-методической работы явилась организация методической деятельности с целью повышения научно-методического уровня педагогических работников, и соответственно повышения качества образования.
Поставленные задачи в основном выполнены, чему способствовали:
- спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса;
- анализ выполнения принятых управленческих решений;
- выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.
- сложившаяся система методической работы.
В соответствии с поставленными целями и задачами, методическая работа за три года осуществлялась по следующим направлениям:
1 . Работа научно- методического совета;
2. Работа с педагогическим коллективом (повышение квалификации учителей);
3. Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства сотрудников образовательного учреждения.
4. Работа предметных методических объединений;
5. Экспериментальная и научно-исследовательская работа;
6. Работа с мотивированными на учебную деятельность учащимися. Работа с одаренными детьми.
Ключевые направления деятельности методической службы в школе разработаны на основе предложений, поступивших от педагогов, системного анализа деятельности школы, отчетов о работе методических объединений.
Работа научно- методического совета
Во главе научно-методической работы школы стоит научно-методический совет (НМС), который осуществляет руководство инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельностью как школы в целом, так и каждого участника образовательного процесса: администрации, учителей-предметников, классных руководителей.
Цель работы НМС - формирование научно- методического пространства, обеспечивающего развитие ОУ в соответствии с образовательной политикой государства, региона, города.
Задачи:
- Анализ эффективности научно- методической деятельности в школе;
- Организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- Создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов учебного заведения, самореализации учителя, развития научно-исследовательского и творческого потенциала педагогического коллектива;
- Формирование имиджа школы как учебного заведения высокого профессионализма, педагогической культуры, отвечающего требованиям государства, предъявляемым к школе.
Возглавляет НМС заместитель директора по НМР, в состав научно-методического совета входят представители администрации педагогического коллектива - компетентные и педагогически грамотные педагоги, имеющие первую и высшую профессиональную категорию, высокий рейтинг среди коллег и получившие рекомендации методических объединений для участия в деятельности НМС, руководители МО, творческих групп. Состав НМС ежегодно утверждается приказом директора школы.
Содержание деятельности НМС:
- прогнозировать и разрабатывать перспективное планирование развития образовательно-воспитательного процесса учебного заведения;
- изучать и утверждать материалы инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности педагогов учебного заведения;
- давать экспертную оценку результативности инновационной, исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов;
- утверждать методические и научно-исследовательские материалы педагогов, представленные МО на рассмотрение для получения грантов, для участия в научных конференциях, экспериментах, конкурсах;
- определять педагогическую, психологическую, дидактическую, методическую и научную значимость представленных материалов;
- разрабатывать модели организации научно-исследовательской и экспериментальной работы в учебном заведении;
Заседания научно-методического совета проводятся каждую четверть и, как правило, предшествуют заседаниям методических объединений и творческих групп учителей.
Основные вопросы, выносимые на рассмотрение НМС за анализируемый период:
- Подведение итогов методической работы в прошедшем учебном году, цели, задачи на новый учебный год.
- Экспертная оценка рабочих программ, календарно-тематического планирования, программ элективных курсов, кружков и факультативов, разработанных учителями
- Анализ хода освоения новых технологий обучения.
- Анализ результатов работы секций научного общества учащихся.
- Утверждение рекомендаций по использованию комплекта учебников для обучающихся в новом учебном году.
- Анализ результатов экспериментальной деятельности школы.
- Анализ итогов научной деятельности учителей и учащихся (участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, методических конкурсах, семинарах).
- Оценка эффективности реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
- Здоровьесбережение в ОУ: состояние и перспектива.
- Педагогическая поддержка старшеклассников при подготовке к ЕГЭ.
- Мониторинг качества образования.
- Прогнозирование стратегии развития школы. Разработка программы развития школы.
Выводы:
- Деятельность НМС осуществляется в соответствии с локальными актами, утвержденными на уровне школы
- План и задачи стоящие перед НМС выполняются полностью
- Недостаточна активность отдельных членов НМС, из-за недостатка времени
Рекомендации:
- Расширить НМС за счет педагогов, способных принимать решения в условиях внедрения эксперимента по введению ФГОС второго поколения.
Работа с педагогическим коллективом, повышение квалификации и аттестация педагогических кадров
Ключевым звеном в административной работе школы являются кадры, которым администрация школы уделяет большое и серьезное внимание.
На наш взгляд, стратегическое направление работы с педагогическими кадрами - это непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов, методики и технологии их преподавания, что в конечном итоге должно привести к росту уровня образованности, воспитанности и развитости учеников.
Анализ кадрового состава образовательного процесса
Показатели | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 |
директор | 1 | 1 | 1 |
заместители | 8 | 9 | 8 |
Педагогические работники (включая директора и заместителя) | 60 | 67 | 72 |
Возрастной состав | |||
до 30 лет (в том числе и молодых специалистов) | 18/3 | 18/6 | 16/6 |
30-40 лет | 18 | 16 | 22 |
40-50 лет | 14 | 18 | 21 |
старше 50 лет | 10 | 7 | 13 |
пенсионного возраста | 9 | 4 | 10 |
уровень образования | |||
высшее | 47 | 56 | 54 |
незаконченное высшее | 2 | 1 | 3 |
среднее специальное | 11 | 10 | 15 |
Квалификация педагогических кадров | |||
высшая | 7 | 12 | 9 |
первая | 14 | 17 | 23 |
вторая | 12 | 19 | 10 |
Количество работников имеющих знаки отличия | |||
отличник народного образования | 3 | 2 | 2 |
почётный работник общего образования РФ | 3 | 3 | 6 |
почётная грамота Минобразования РФ | 3 | 2 | 3 |
почетная грамота губернатора ЯНАО | 2 | 4 | 3 |
грамота главы города Салехард | 6 | 6 | 7 |
грамота департамента образования ЯНАО | 6 | 6 | 6 |
ветеран труда | 3 | 4 | 2 |
ветеран ЯНАО | 1 | 4 | нет |
благодарность государственной думы ЯНАО | нет | 1 | 1 |
медаль да трудовое отличие | 1 | 1 | нет |
Уровень квалификации
Анализ кадрового состава педагогического коллектива позволяет сделать следующие выводы:
- Количественный и качественный состав педагогических кадров по анализируемым показателям является достаточно стабильным и имеет тенденцию к росту.
- Достаточно высоким является число педагогов, имеющих квалификационные категории, в т.ч. высшую и первую.
- Высшее образование имеют 75 % педагогов.
- Стабильными являются показатели по награждению педагогов различными наградами.
Таким образом, следует отметить, что педагогический коллектив достаточно стабилен, имеет профессионально высокий уровень, продуктивный средний возраст - 37,8 лет, а значит, способен решать задачи, стоящие перед инновационным образовательным учреждением, каким является школа.