Поддержка профессионального выбора учащихся

Разделы: Классное руководство


"Если вы удачно выберете труд и вложите
в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет"
(К.Д.Ушинский)

Традиционно принято работу по поддержке профессионального выбора осуществлять вне связи с гендерной принадлежностью учащихся. Нам представляется, что учёт указанных особенностей сделает работу по профессиональной ориентации более целенаправленной и успешной.

Для формирования содержания работы с детьми в указанном контексте нами изучены научные основания гендерного подхода в профессиональном выборе. В результате обращения к исследованиям английского психолога А. Хаас, российских психологов Э. Чугуновой и А. Прохватилова нами выявлено, что некоторые различия в психике мужчин и женщин возникли в результате специфики их трудовой деятельности, сложившейся в процессе исторического развития. Хорошо известно о превосходстве мужчин в координации и моторной активности крупных движений и, напротив, преимуществе женщин в мелких движениях и ловкости пальцев рук. Деятельность мужчины как воина, охотника, земледельца могла способствовать развитию крупных, размашистых движений. Деятельность женщины в быту (приготовление пищи, уход за детьми, ткачество, шитье и т.д.) в большей степени влияла на развитие мелких движений рук и пальцев. Так например, преимущества женщин в речевой деятельности и памяти связаны с обучением младенцев речи, ведь этот процесс сопряжен с многократными повторениями отдельных звуков, слов и словосочетаний. Исследованиями установлено, что к достоинствам профессии юноши чаще относят возможность реализовать свои способности, творить и быть оригинальным, приносить пользу народному хозяйству, завоевать положение в обществе, хорошо зарабатывать и обеспечить себе спокойное будущее. Девушек привлекает возможность постоянно самосовершенствоваться, быть полезной людям. Юноши выше оценивают престиж таких профессий, как ученый, инженер-электрик, математик, физик, инженер-строитель, инженер-машиностроитель, механизатор, шофер, а девушки предпочитают профессии психолога, филолога, химика, врача, экономиста, преподавателя. Так в профессиональной ориентации и мотивах выбора профессии имеют значение половые различия, обусловленные традиционными взглядами на мужские и женские профессии.

Исходя из описанных научных оснований, нами сформированы содержательные блоки, которые отражают гендерную специфику профессионального выбора. В активном диалогичном режиме эта информация обсуждается с ребятами, благодаря чему формируются представления, учитывающие разницу полов в выборе профессии. Мы сообщаем ребятам о том, что женский пол отвечает за стабильность вида, женщины более живучи, выносливы, устойчивы. Эти их биологические свойства накладывают отпечаток на всё поведение и образ жизни. Думается, поэтому они ищут постоянства и определенности, женщина склонна соблюдать установленные правила. Она обычно консервативна в науке и на производстве, зато прогрессивна в быту, в хозяйственной сфере. Одновременно ребята узнают, что мужской пол ответствен за развитие вида и больше соприкасается с внешней средой, мужчины стремятся жить острыми ощущениями, большую часть времени проводят вне дома, свою активность и творчество реализуют во внешней среде - на производстве, в науке. Мужчина стремится к риску. В результате дискуссий и диалогов ребята приобщаются к знаниям о том, что девочки более склонны к формированию замкнутых микрогрупп. Общение девочек пассивнее, но дружественнее и изобретательнее. Мальчики с раннего возраста общительнее девочек и более склонны к широкому общению. Мужское общение больше предметно и "инструментально", чем экспрессивно. Для мальчиков важнее содержание деятельности, для девочек - симпатии. Предметом обсуждения стало такое качество, как агрессивность. Оказывается, женщины подавляют агрессивность в силу присущих им тревожности, чувства вины, способности входить в эмоциональные состояния другого. Активность психической деятельности проявляется в общении и установлении эмоциональных контактов. Девочки и женщины более отзывчивы к чужим переживаниям, больше переживают и сочувствуют. Мальчики более агрессивны. Мужчины не скрывают свою агрессивность. Активность психической деятельности проявляется в самоутверждении и самовыражении. Готовность помочь человеку заметнее проявляется у мальчиков и у мужчин. Мальчики превосходят девочек в математических и зрительно-пространственных операциях. У девочек выше языковые способности. У девочек и мальчиков по-разному проявляются такие черты, как послушность и заботливость, страх и тревожность. С удивлением старшеклассники обнаруживают, что женщины легче приспосабливаются к социальным условиям и правилам, проявляют больше гибкости. Мужчины адаптируются, приспосабливая к себе обстановку, берясь за то, что соответствует их способностям и особенностям. Отсюда полезно предположить. Учащиеся должны осознать, что женщины заметно меняются с возрастом, их формируют супружество, материнство и прочие жизненные обстоятельства. У них возрастает роль семьи. Мужчины в большей мере, чем женщины, отличаются психической стабильностью: на протяжении всей жизни они почти не меняют исходные личностные свойства. Например, мужчина бывает серьёзен или инфантилен с детства и до конца дней своих. Интересным оказывается тот факт, что в процессе производственной деятельности для женщин важным фактором является комфорт данного учреждения (по сравнению, скажем, с заводом). Для мужчин важным фактором является возможность заниматься исследовательской деятельностью и написать диссертацию. У мужчин возрастает роль производственного коллектива. С удивлением учащиеся узнают, что мужчины склонны в большей степени приписывать ответственность за успехи и неудачи себе, а не каким-либо внешним обстоятельствам; женщины чаще ссылаются на судьбу, чем на собственные возможности и навыки. Женщины-администраторы профессиональный стресс переживают легче, чем мужчины-администраторы. Женщина меньше сосредоточена на себе и менее авторитарен, она - более скрытна, при необходимости умеет подобрать нужные слова, интонации. Мужчина легче "прочитывается" по мимике, взгляду, он с трудом скрывает свои состояния.

В качестве адекватных задачам гендерного контекста профессиональной поддержки форм нами выделяются: традиционные классные часы, встречи с носителями профессионального опыта, дни "открытых дверей", экскурсии: Нами предложен вариант проведения классного часа о профессии парикмахера по теме "Давно ли ты был у парикмахера?"с гендерным контекстом содержания. Форма проведения классного часа - устный журнал. На подготовительном этапе формируются творческие группы. После работы с библиотечным материалом, была определена примерная схема обсуждения профессии: 1) её прежнее название (цирюльник), возраст, великая Клеопатра-первооткрывательница многих современных секретов красоты; 2) парикмахерское дело на Руси, путь в профессию знаменитого Ивана Андреева, прежние конкурсы парикмахерского искусства в Париже; 3) современность, престижность профессии в наши дни на примере жизненного пути Долорес Кондрашовой ("Женские истории"Оксаны Пушкиной). Содержательный этап представляется отдельными блоками, которые соответствуют "страницам "устного журнала. Идёт проникновение в суть профессии, становится понятным, что она увлекает и мужчин, и женщин, имеет многовековую историю. На рефлексивном этапе приведём высказывания ребят о связи с другими профессиями: "Постоянно занят вопросами моды - значит должен быть чуть-чуть социологом. Парикмахер выступает в качестве популяризатора новой моды.", "Создаёт людям настроение - значит должен быть немножко психологом. Очень важно уметь прислушиваться к требованиям клиента, понимать его желания, чтобы удовлетворять его запросы", "Вся работа связана с красотой - должен быть художником. Нужно владеть не только техникой специальных приемов, но и искусством зрительного анализа, физиономикой - умением "читать"клиента, видеть и чувствовать цвет, форму, текстуру."Вот как выглядит обобщённый вариант "конечного продукта"групповой работы учащихся. На практическом этапе воспитательной встречи ребятами выявлены требования к соискателям профессии. Выводы первой группы: "Парикмахер работает с людьми, и ему необходимо такое свойство, как коммуникабельность, то есть способность к общению. Относиться к людям надо по-доброму: внимательно, учтиво, уважительно, с улыбкой. Чтобы установить контакт с клиентом, добиться взаимопонимания, нужны логическое мышление и умение хорошо говорить - ясно и точно."Выводы второй группы:"Нужно иметь крепкое здоровье. Большую часть времени они работают стоя, что требует немалых физических усилий. Во время работы плечи мастера все время приподняты, а руки согнуты в локтях. Односторонние и продолжительные движения в течение рабочего дня вызывают усталость, что физически слабого человека может привести к профессиональным заболеваниям. Одежда и обувь - соответствовать рабочей обстановке, не стеснять движений."Выводы третьей группы : "Для успешной работы нужны также нормальные слух и зрение, способность хорошо различать цвета. Особые требования предъявляются к ловкости рук и пальцев. "Следующая группа подметила: "Немаловажное значение для мастера имеет и привлекательная внешность. Клиенты ведь приходят сюда для того, чтобы самим стать красивыми, и должны чувствовать доверие к мастеру. Одно из основных требований - соблюдение личной гигиены и санитарии."

А вот в чём ребята увидели "преимущества "профессии. Девочки в качестве приятных моментов отметили: а) возможность найти работу недалеко от дома; б) парикмахер может работать по предварительной записи или обслуживать клиентов у них на дому по вызовам. Это очень удобно тем, кому по каким-то причинам не подходит нормированный рабочий день со строгим графиком; в) а еще можно стать преподавателем в профессиональном лицее или колледже и учить любимому делу других. Мальчикам понравилось то, что: а) любители дальних странствий могут поискать работу на комфортабельных пассажирских и туристических теплоходах, где тоже необходимы услуги парикмахеров; б) повысив уровень образования, парикмахер может стать директором или владельцем салона-парикмахерской.

На завершающем этапе проводится классная самодиагностика соответствия своих возможностей заявляемым требованиям. Ребятам предлагалось проверить себя, есть ли у них следующие качества, необходимые в парикмахерском искусстве.

Ловкость рук (попробовать без отрыва ножниц вырезать по контуру рисунок из газеты или журнала).

Творческая фантазия (на рисунках даны три причёски, распределить между ними названия: "Русалочка", "Ночь нежна", "Леди- босс").

Умение "читать лицо", художественный вкус (предложены три формы лица и три варианта причёсок, посоветовать модель причёски каждой из девушек).

Умение понимать задачи клиента, чувствовать стиль (даны два одинаковых лица сестёр-близняшек, одна идёт на собеседование на устройство на работу в очень серьёзную фирму, другая - на дискотеку, необходимо нарисовать им причёски так, чтобы каждая произвела там, куда она идёт, нужное впечатление).

Логическим завершением воспитательной встречи, которое подчеркнёт эстетическую направленность профессии, её гуманный смысл -медиапрезентация снимков участия одноклассницы в конкурсе парикмахерского мастерства "Волжский стиль 2008"в качестве модели.

"Чтобы быть красивой, недостаточно быть красивой"(П.Рейналь)