Организация деятельности учащихся по выполнению заданий на уроке физики

Разделы: Физика


Организация деятельности учащихся на уроке по выполнению заданий обучающей программы зависит от учителя. Его деятельность при разработке фрагмента урока с использованием дидактического материала состоит из следующей системы действий:

1) формулировка целей фрагмента урока;

2) подбор дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

3) подготовка средств для выполнения формируемых действий вручную;

4) подготовка карточек-предписаний;

5) разработка текста речи учителя на уроке в сочетании с его действиями и действиями учащихся (сценарий фрагмента урока).

Приведем пример фрагмента урока, при разработке которого реализуется выделенная система действий.

Тема урока: Агрегатные превращения вещества при изменении температуры: плавление - отвердевание.

1. Цели фрагмента урока:

а/ образовательные. Учащиеся должны усвоить, что: плавление - это физическое явление перехода вещества из твердого состояния в жидкое;

б/ по развитию учащихся. Учащиеся должны научиться распознавать плавление в конкретной ситуации.

2. Подбор дидактического материала подчиняется общим требованиям к ним, о которых говорится в соответствующем параграфе. Сам дидактический материал для организации самостоятельной работы учащихся представляется в виде листа рабочей тетради. В него входят: задание (цель деятельности учащихся), рубрика "Мои действия" (ход выполнения задания) и набор ситуаций. Лист рабочей тетради готовиться на каждого учащегося. Для нашего примера рубрику "Мои действия" учащиеся должны заполнить так:

1. Уточнение цели:

а/ конечный продукт - плавление;

б/ свойства конечного продукта (его определение): Плавление - это физическое явление перехода вещества из твердого состояния в жидкое;

в/ формулировка уточненной цели: найти явление перехода вещества из твердого состояния в жидкое.

2. Программа действий по достижению уточненной цели:

1) Выделить вещество в твердом состоянии;

2) Установить, переходит ли это вещество из твердого состояния в жидкое;

3) Сформулировать вывод.

3. Для выполнения вручную деятельность по распознаванию плавления предлагаются следующие средства: стаканы, кусочки льда.

4. Карточка - предписание для распознавания плавления в конкретной ситуации представлена ниже. Готовится она на каждого учащегося.

5. Сценарий фрагмента урока, на котором организуется деятельность учащихся по применению знания о плавлении, разработан и представлен ниже.

Сценарий фрагмента урока

Мотивационный этап

Учитель:

- Изучая новое физическое явление - плавление, вы, наверно, уже имеете свою точку зрения о важности знаний о плавлении в нашей жизни, природе, технике. Прошу вас, поделитесь с нами о важности знаний плавления.

Учащиеся:

- Не строй дом из льда. Летом растает, вместо дома будет лужа.

- Работа всех металлоплавильных заводов, технология изготовления украшений из золота, серебра, мельхиора основаны на знании о плавлении.

- Если любишь мороженое, то ешь его быстрее, а то растает.

Побуждение учащихся к формулировке целей деятельности

Учитель:

- Знания, не подтвержденные на практике, превращаются только в очередную информацию. Что нам нужно сделать, чтобы знание плавления навсегда осталось у нас?

Учащиеся:

- Необходимо научиться на практике распознавать, обнаруживать это явление.

Организация деятельности учащихся на разработку программы достижения поставленной цели

Учитель:

- Молодцы! А какие действия нужно выполнить, чтобы распознавать это явление? Подумайте. Запишите их на листе бумаги.

Учащиеся пишут программу деятельности по достижению конечной цели - найти плавление.

Учитель:

- Прошу прочесть составленную вами программу деятельности по распознаванию плавления.

3-4 учащихся читают свои программы.

Учитель:

- Кто выделил другие действия?

Учащиеся отвечают.

Учитель:

- Есть ли другие предложения?

Учащиеся отвечают

Учитель: - Итак, при распознавании плавления, необходимо выполнить следующую систему действий:

1. Выделить вещество в твердом состоянии.

2. Установить, переходит ли вещество из твердого состояния в жидкое.

3. Сформулировать вывод.

Организация выполнения учащимися программы деятельности в материальной форме

Учитель:

- Чтобы овладеть этой системой действий, вам предлагается выполнить вручную задание для первой ситуации.

Учащиеся:

- Первая ситуация: кусочки льда, до верху наполнившие стакан, в классной комнате.

Учитель раздает стаканы со льдом.

- У вас на столах стаканы, наполненные льдом. Порядок ваших действий по выполнению задания зафиксирован в карточке-предписании.

Раздает каждому учащемуся.

- Показываю, как нужно выполнять действия по карточке-предписанию.

На доске пишет первую ситуацию.

- Какое первое действие нужно выполнить?

Учащиеся:

- Выделить вещество в твердом состоянии

Учитель

- Какое вещество в данной ситуации находится в твердом состоянии?

Учащиеся:

- Лед

Учитель подчеркивает цветным мелом слова "кусочки льда".

- Какое следующее действие нужно выполнить?

Учащиеся:

- Установить, переходит ли это вещество из твердого состояния в жидкое.

Учитель:

- Внимательно посмотрите дно стакана. Появилась ли вода на дне стакана?

Учащиеся:

- Да, на дне стакана уже есть вода.

Учитель:

- Какое следующее действие нужно сделать?

Учащиеся:

- Сформулировать вывод.

Формулируют вывод: Твердое вещество переходит в жидкое, т.е. обнаруживается плавление.

Учитель:

- Вы отлично справились с заданием. Кому не ясно, как выполнять задание?

- Прошу теперь рассмотреть вторую ситуацию и выполнить самостоятельно первое действие карточки-предписания.

Учащиеся выделяют цветной пастой слово "ледник" на листе рабочей тетради.

Учитель:

- Выполните второе действие.

Учащиеся устанавливают, есть ли переход вещества из твердого состояния в жидкое.

Учитель:

- Выполните третье действие

Учащиеся формулируют вывод.

Учитель: - Аналогично выполните задание для третьей ситуации.

Учащиеся выполняют задание для третьей ситуации.

Организация выполнения учащимися программы деятельности во внешне-речевой форме.

Учитель:

- Сейчас оставьте карточку - предписание. Даю время на выполнения задания для четвертой и пятой ситуаций. Учащиеся, сидящие справа от меня, делают задание для четвертой ситуации, а учащиеся, сидящие слева от меня, делаете задание для пятой ситуации. Затем, по очереди расскажите друг другу все действия, которые вы сделали по распознаванию плавления. Требую от вас соблюдения принципа "Говорю-делаю".

Учащиеся, делая задание для четвертой ситуации, рассказывают свои действия соседу по парте. Тоже самое делают учащиеся с заданием для пятой ситуации. Таким образом, проводят взаимный контроль своих действий по выполнению задания

Организация выполнения учащимися программы деятельности в форме внешней речи про себя.

Учитель:

- Если при выполнении задания, вы допустили ошибки, то следующие две ситуации, тоже делая, расскажите соседу. Если же нет ошибок, то восьмую и девятую ситуацию каждый выполняет сам, проговаривая про себя все действия и способ их выполнения. Мне покажете только ответы. Пройду по рядам и проверю завершенные работы.

Учащиеся выполняют задание для восьмой и девятой ситуаций.

Организация выполнения учащимися программы деятельности в форме внутренней речи. Контрольный этап.

Учитель:

- Задание для десятой, одиннадцатой и двенадцатой ситуаций выполните на листочках. Закройте рабочую тетрадь. На выполнение задания для этих ситуаций даю две минуты. Начинайте.

Учащиеся выполняют задание для десятой, одиннадцатой и двенадцатой ситуаций.

Учитель:

- Сдайте на проверку листочки через плечо, начиная с последних парт.

Лист рабочей тетради

Задание 1.1. Найти и выделить в конкретной ситуации явление плавления.

Мои действия:

I____________________________________________________________

а/___________________________________________________________

б/___________________________________________________________

в/___________________________________________________________

II___________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Ситуации

1. Кусочки льда, до верху наполнившие стакан в классной комнате 2. Ледник на вершине горы в осеннее время года 3. Скомканный лист бумаги под ученическим столом 4. Смола сосны под ярким солнцем
5. Капля одеколона на туалетном столе 6. Хруст снега под ногами в холодное зимнее утро 7. Паста из стержня шариковой ручки при письме 8. Воск под пламенем газовой горелки
9. Водород, заполнивший воздушный шар 10. Снежинка на ресницах человека, вошедшего в дом 11. Куски сахара в сковороде, поставленной на медленный огонь 12. Свинцовая сетка из аккумулятора, брошенная в костер

Карточка-предписание

Распознавание плавления:

1. Выделите вещество в твердом состоянии;

2. Установите, переходит ли это вещество из твердого состояния в жидкое;

3. Сформулируйте вывод.

В данной работе мы показали пример организации учебной деятельности учащихся по усвоению нового материала на уроке физики. Учитель заранее разрабатывает систему знаний по разделу физики. Каждый раздел имеет свою структуру и подчиняется общей идее. Например, при разработке системы знаний по разделу "Основы термодинамики" выделена типовая задача: разработка способов повышения КПД тепловых двигателей.

Следующим шагом работы является выделение видов деятельности, адекватных знаниям [1]. Основным принципом явилось то, что только действия формируют знания, умения учащихся. Виды деятельности входят в содержание метода решения выделенной типовой задачи. Ориентировочная часть деятельности должна быть сформирована в умственной форме, с максимальной мерой обобщенности [2]..

Дидактический материал в нашей работе - рабочая тетрадь учащегося подчиняется особым требованиям.

Он предназначен для организации всех выделенных видов деятельности и представляет собой совокупность заданий, состоящих из двух частей: 1 - формулировка целей деятельности; 2 - набор ситуаций, в которых учащиеся выполняют эту деятельность. Ситуации подобраны в соответствии с общими требованиями. Разработанный дидактический материал частично проверялся в лабораторном эксперименте и был доработан с учетом полученных результатов.

Дается нами методика организации деятельности учащихся по выполнению заданий рабочей тетради.

Управляя процессом усвоения знаний учащихся на уроке, и подключая их в деятельность, учитель может добиться хороших успехов в обучении. Дидактический материал может служить основой для самостоятельной учебы учащихся.

Использованная литература

1. Анофрикова С.В. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее проявления. //Физика в школе. №3. 1995. - С.38 - 46.

2. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд- во МГУ, 1975.