Организация деятельности учащихся на уроке по выполнению заданий обучающей программы зависит от учителя. Его деятельность при разработке фрагмента урока с использованием дидактического материала состоит из следующей системы действий:
1) формулировка целей фрагмента урока;
2) подбор дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
3) подготовка средств для выполнения формируемых действий вручную;
4) подготовка карточек-предписаний;
5) разработка текста речи учителя на уроке в сочетании с его действиями и действиями учащихся (сценарий фрагмента урока).
Приведем пример фрагмента урока, при разработке которого реализуется выделенная система действий.
Тема урока: Агрегатные превращения вещества при изменении температуры: плавление - отвердевание.
1. Цели фрагмента урока:
а/ образовательные. Учащиеся должны усвоить, что: плавление - это физическое явление перехода вещества из твердого состояния в жидкое;
б/ по развитию учащихся. Учащиеся должны научиться распознавать плавление в конкретной ситуации.
2. Подбор дидактического материала подчиняется общим требованиям к ним, о которых говорится в соответствующем параграфе. Сам дидактический материал для организации самостоятельной работы учащихся представляется в виде листа рабочей тетради. В него входят: задание (цель деятельности учащихся), рубрика "Мои действия" (ход выполнения задания) и набор ситуаций. Лист рабочей тетради готовиться на каждого учащегося. Для нашего примера рубрику "Мои действия" учащиеся должны заполнить так:
1. Уточнение цели:
а/ конечный продукт - плавление;
б/ свойства конечного продукта (его определение): Плавление - это физическое явление перехода вещества из твердого состояния в жидкое;
в/ формулировка уточненной цели: найти явление перехода вещества из твердого состояния в жидкое.
2. Программа действий по достижению уточненной цели:
1) Выделить вещество в твердом состоянии;
2) Установить, переходит ли это вещество из твердого состояния в жидкое;
3) Сформулировать вывод.
3. Для выполнения вручную деятельность по распознаванию плавления предлагаются следующие средства: стаканы, кусочки льда.
4. Карточка - предписание для распознавания плавления в конкретной ситуации представлена ниже. Готовится она на каждого учащегося.
5. Сценарий фрагмента урока, на котором организуется деятельность учащихся по применению знания о плавлении, разработан и представлен ниже.
Сценарий фрагмента урока
Мотивационный этап
Учитель:
- Изучая новое физическое явление - плавление, вы, наверно, уже имеете свою точку зрения о важности знаний о плавлении в нашей жизни, природе, технике. Прошу вас, поделитесь с нами о важности знаний плавления.
Учащиеся:
- Не строй дом из льда. Летом растает, вместо дома будет лужа.
- Работа всех металлоплавильных заводов, технология изготовления украшений из золота, серебра, мельхиора основаны на знании о плавлении.
- Если любишь мороженое, то ешь его быстрее, а то растает.
Побуждение учащихся к формулировке целей деятельности
Учитель:
- Знания, не подтвержденные на практике, превращаются только в очередную информацию. Что нам нужно сделать, чтобы знание плавления навсегда осталось у нас?
Учащиеся:
- Необходимо научиться на практике распознавать, обнаруживать это явление.
Организация деятельности учащихся на разработку программы достижения поставленной цели
Учитель:
- Молодцы! А какие действия нужно выполнить, чтобы распознавать это явление? Подумайте. Запишите их на листе бумаги.
Учащиеся пишут программу деятельности по достижению конечной цели - найти плавление.
Учитель:
- Прошу прочесть составленную вами программу деятельности по распознаванию плавления.
3-4 учащихся читают свои программы.
Учитель:
- Кто выделил другие действия?
Учащиеся отвечают.
Учитель:
- Есть ли другие предложения?
Учащиеся отвечают
Учитель: - Итак, при распознавании плавления, необходимо выполнить следующую систему действий:
1. Выделить вещество в твердом состоянии.
2. Установить, переходит ли вещество из твердого состояния в жидкое.
3. Сформулировать вывод.
Организация выполнения учащимися программы деятельности в материальной форме
Учитель:
- Чтобы овладеть этой системой действий, вам предлагается выполнить вручную задание для первой ситуации.
Учащиеся:
- Первая ситуация: кусочки льда, до верху наполнившие стакан, в классной комнате.
Учитель раздает стаканы со льдом.
- У вас на столах стаканы, наполненные льдом. Порядок ваших действий по выполнению задания зафиксирован в карточке-предписании.
Раздает каждому учащемуся.
- Показываю, как нужно выполнять действия по карточке-предписанию.
На доске пишет первую ситуацию.
- Какое первое действие нужно выполнить?
Учащиеся:
- Выделить вещество в твердом состоянии
Учитель
- Какое вещество в данной ситуации находится в твердом состоянии?
Учащиеся:
- Лед
Учитель подчеркивает цветным мелом слова "кусочки льда".
- Какое следующее действие нужно выполнить?
Учащиеся:
- Установить, переходит ли это вещество из твердого состояния в жидкое.
Учитель:
- Внимательно посмотрите дно стакана. Появилась ли вода на дне стакана?
Учащиеся:
- Да, на дне стакана уже есть вода.
Учитель:
- Какое следующее действие нужно сделать?
Учащиеся:
- Сформулировать вывод.
Формулируют вывод: Твердое вещество переходит в жидкое, т.е. обнаруживается плавление.
Учитель:
- Вы отлично справились с заданием. Кому не ясно, как выполнять задание?
- Прошу теперь рассмотреть вторую ситуацию и выполнить самостоятельно первое действие карточки-предписания.
Учащиеся выделяют цветной пастой слово "ледник" на листе рабочей тетради.
Учитель:
- Выполните второе действие.
Учащиеся устанавливают, есть ли переход вещества из твердого состояния в жидкое.
Учитель:
- Выполните третье действие
Учащиеся формулируют вывод.
Учитель: - Аналогично выполните задание для третьей ситуации.
Учащиеся выполняют задание для третьей ситуации.
Организация выполнения учащимися программы деятельности во внешне-речевой форме.
Учитель:
- Сейчас оставьте карточку - предписание. Даю время на выполнения задания для четвертой и пятой ситуаций. Учащиеся, сидящие справа от меня, делают задание для четвертой ситуации, а учащиеся, сидящие слева от меня, делаете задание для пятой ситуации. Затем, по очереди расскажите друг другу все действия, которые вы сделали по распознаванию плавления. Требую от вас соблюдения принципа "Говорю-делаю".
Учащиеся, делая задание для четвертой ситуации, рассказывают свои действия соседу по парте. Тоже самое делают учащиеся с заданием для пятой ситуации. Таким образом, проводят взаимный контроль своих действий по выполнению задания
Организация выполнения учащимися программы деятельности в форме внешней речи про себя.
Учитель:
- Если при выполнении задания, вы допустили ошибки, то следующие две ситуации, тоже делая, расскажите соседу. Если же нет ошибок, то восьмую и девятую ситуацию каждый выполняет сам, проговаривая про себя все действия и способ их выполнения. Мне покажете только ответы. Пройду по рядам и проверю завершенные работы.
Учащиеся выполняют задание для восьмой и девятой ситуаций.
Организация выполнения учащимися программы деятельности в форме внутренней речи. Контрольный этап.
Учитель:
- Задание для десятой, одиннадцатой и двенадцатой ситуаций выполните на листочках. Закройте рабочую тетрадь. На выполнение задания для этих ситуаций даю две минуты. Начинайте.
Учащиеся выполняют задание для десятой, одиннадцатой и двенадцатой ситуаций.
Учитель:
- Сдайте на проверку листочки через плечо, начиная с последних парт.
Лист рабочей тетради
Задание 1.1. Найти и выделить в конкретной ситуации явление плавления.
Мои действия:
I____________________________________________________________
а/___________________________________________________________
б/___________________________________________________________
в/___________________________________________________________
II___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Ситуации
1. Кусочки льда, до верху наполнившие стакан в классной комнате | 2. Ледник на вершине горы в осеннее время года | 3. Скомканный лист бумаги под ученическим столом | 4. Смола сосны под ярким солнцем |
5. Капля одеколона на туалетном столе | 6. Хруст снега под ногами в холодное зимнее утро | 7. Паста из стержня шариковой ручки при письме | 8. Воск под пламенем газовой горелки |
9. Водород, заполнивший воздушный шар | 10. Снежинка на ресницах человека, вошедшего в дом | 11. Куски сахара в сковороде, поставленной на медленный огонь | 12. Свинцовая сетка из аккумулятора, брошенная в костер |
Карточка-предписание
Распознавание плавления:
1. Выделите вещество в твердом состоянии;
2. Установите, переходит ли это вещество из твердого состояния в жидкое;
3. Сформулируйте вывод.
В данной работе мы показали пример организации учебной деятельности учащихся по усвоению нового материала на уроке физики. Учитель заранее разрабатывает систему знаний по разделу физики. Каждый раздел имеет свою структуру и подчиняется общей идее. Например, при разработке системы знаний по разделу "Основы термодинамики" выделена типовая задача: разработка способов повышения КПД тепловых двигателей.
Следующим шагом работы является выделение видов деятельности, адекватных знаниям [1]. Основным принципом явилось то, что только действия формируют знания, умения учащихся. Виды деятельности входят в содержание метода решения выделенной типовой задачи. Ориентировочная часть деятельности должна быть сформирована в умственной форме, с максимальной мерой обобщенности [2]..
Дидактический материал в нашей работе - рабочая тетрадь учащегося подчиняется особым требованиям.
Он предназначен для организации всех выделенных видов деятельности и представляет собой совокупность заданий, состоящих из двух частей: 1 - формулировка целей деятельности; 2 - набор ситуаций, в которых учащиеся выполняют эту деятельность. Ситуации подобраны в соответствии с общими требованиями. Разработанный дидактический материал частично проверялся в лабораторном эксперименте и был доработан с учетом полученных результатов.
Дается нами методика организации деятельности учащихся по выполнению заданий рабочей тетради.
Управляя процессом усвоения знаний учащихся на уроке, и подключая их в деятельность, учитель может добиться хороших успехов в обучении. Дидактический материал может служить основой для самостоятельной учебы учащихся.
Использованная литература
1. Анофрикова С.В. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее проявления. //Физика в школе. №3. 1995. - С.38 - 46.
2. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд- во МГУ, 1975.