Задачи урока:
- Формировать у учащихся новые анатомо - физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий.
- Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбу, развивать интерес к изучаемому предмету. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга.
Метод обучения: рассказ, беседа.
Оборудование урока:
- Таблицы по нервной системе.
- Муляжи головного мозга позвоночных животных, муляж большие полушария мозга человека.
- Тесты для контроля знаний учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка к уроку учащихся. Вступительное слово учителя.
Дети, сегодня на уроке мы с вами повторим, изученный на прошлом уроке материал, изучим новую тему. Нервную систему подразделяют на две части - периферическую и центральную нервную систему. ЦНС - состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг помещается внутри мозгового черепа, а спинной мозг - в позвоночном канале. Периферическая часть нервной системы представлены нервами, т.е. пучками нервных волокон, которые выходят за пределы мозга и направляются к различным органам тела. В состав периферической части нервной системы входят и нервные узлы или ганглии - скопления нервных клеток вне спинного и головного мозга.
Деление нервной системы на центральную и периферическую в известной степени условно, так как нервная система едина.
II. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.
Для проверки домашнего задания вызываю группами учащихся, даю вопросы, и они выполняют в течение пяти минут. Потом другая группа садится. Третья группа отличники они оценивают выполненное задание I и II групп. За 15 мин проводится полный опрос класса. Во время работы в парах сама проверяю.
Вопросы:
- Из каких отделов состоит головной мозг?
- Каковы функции продолговатого мозга?
- В чем проявляются функции среднего мозга?
- Какова роль мозжечка в осуществлении движений?
- Какие нервные пути проходят через мост?
Продолжите предложение на карточках.
В продолговатом мозге расположены жизненно важные центры регуляции (дыхания, сердечно - сосудистой деятельности, обмена веществ).
В среднем мозге находятся скопления серого вещества в виде ядер четверохолмия. Передние бугры четверохолмия являются (первичными зрительными) центрами, а задние бугры ( первичными зрительными) центрами.
У человека при нарушении или выпадении функций мозжечка нарушается регуляция (мышечного тонуса, движения ног и рук резкие, походка шаткая, напоминающая походку пьяного)
Через мост проходит в кору (слуховые) пути.
Учитель: Делаем вывод, что головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средней мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга.
Тема нашего урока: Большие полушария мозга.
Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.
III. Изучение нового материала
План:
- Строение промежуточного мозга.
- Строение коры больших полушарий.
- Доли и зоны коры больших полушарий и их функции.
- Объяснение учебного материала.
Передней мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.
В левом полушарии, у правшей находятся устная и письменная речь. В правом полушарии происходит образное мышление, творчество.
Промежуточный мозг состоит из трех частей - верхней, центральной и нижней.
Центральная часть промежуточного мозга называется таламусом. Это парное образование серого вещества, крупное, яйцевидной формы. Сюда поступают зрительные сигналы, слуховые, импульсы от рецепторов кожи, лица, туловища, конечностей и от вкусовых рецепторов, рецепторов внутренних органов. Благодаря таламусу только важная информация поступает в кору большого мозга.
Нижняя часть промежуточного мозга называется гипоталамусом. Гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, температуры тела, водного обмена, обмена углеводов
Другой отдел головного мозга большие полушария.
У взрослого человека масса больших полушарий составляет 80% массы головного мозга. Правое и левое полушария разделены глубокой продольной бороздой. В глубине этой борозды находится мозолистое тело. Мозолистое тело состоит из нервных волокон. Они соединяют левое и правое полушария.
Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества (пишут в таблицу). Кора больших полушарий головного мозга является высшим, филогенетически наиболее молодым образованием центральной нервной системы. Кора покрывает всю поверхность больших полушарий слоем толщиной от 1,5 до 3 мм. Под корой находится белое вещество, (пишут в таблицу) связывающих нейроны коры между собой и с нижележащими отделами мозга.
Учитель: - Обратите внимание на поверхность полушария. Что вы видите?
Ответ: Борозды и извилины (пишут в таблицу).
Общая поверхность полушарий коры взрослого человека 1700 -2200 см 2. В коре насчитывают от 12 - 18 млрд. нервных клеток. Обширная поверхность коры головного мозга достигается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на выпуклые извилины и доли.
Три главные борозды - центральная, боковая и теменно - затылочная - делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную (пишут в таблицу).
(Показывает на доске - на плакате).
Лобная доля находится впереди центральной борозды. Теменная доля ограничена впереди центральной бороздой, позади - теменно-затылочной, внизу - боковой бороздой. Позади теменно-затылочной борозды находится затылочная доля. Височная доля ограничена вверху глубокой боковой бороздой. Между височной и затылочной долями резкой границы нет.
Пятая доля полушарий - островок - находится в глубине боковой борозды. Она прикрыта лобной, теменной и височной долями.
Каждая доля выполняет определенную функцию. Поэтому их делят на зоны. В затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной - слуховой. В теменной зоне, позади центральной извилины, находится зона кожно-мышечной чувствительности. Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зона расположена впереди центральной извилины.
Заполнение таблицы в тетрадях.
Большие полушария 80% | |
Строение | Доли |
Большие полушария 80% | |
Строение | Доли |
Серое вещество | Лобная |
Белое вещество | Теменная |
Борозды | Затылочная |
Извилины | Височная |
III. Физкультминутка.
Самостоятельная работа в парах.
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Зоны коры больших полушарий мозга
Зоны | Местонахождение | Функции | Как изменяется поведение при удалении зоны |
IV. Закрепление знаний.
Для закрепления знаний дается тест.
Из перечня (I - VII) пользуясь учебником, выберите и зашифруйте ответы на вопросы (1 -8):
I. Пища в полости рта.
II. Мозжечок.
III. Средней мозг.
IV. Включение лампочки.
V. Гипоталамус.
VI. Продолговатый мозг.
VII. Большие полушария.
- Согласует работу внутренних органов и регулирует обмен веществ.
- Филогенетически наиболее молодое образование ЦНС.
- Если поврежден, наступает мгновенная смерть.
- Имеют кору и серого вещества мозга.
- Поддерживает тонус скелетных мышц.
- Содержит центры сердечно - сосудистых и дыхательных рефлексов
- Какой раздражитель возбуждает зрительную зону.
- Какой раздражитель возбуждает вкусовую зону коры.
Для проверки удобно использовать шаблон в форме перфокарты, отверстия в котором соответствуют правильным ответам.
Ответы | Номера вопросов | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
I | + | |||||||||||||
II | + | |||||||||||||
III | + | |||||||||||||
IV | + | |||||||||||||
V | + | |||||||||||||
VI | + | + | ||||||||||||
VII | + | + | ||||||||||||
I | ||||||||||||||
II | ||||||||||||||
III | ||||||||||||||
IV | ||||||||||||||
V | ||||||||||||||
VI | ||||||||||||||
VII |
V. Домашнее задание.
Параграф 46. Функции переднего мозга
Исходя, из сравнительной анатомии строения головного мозга позвоночных животных подготовить сообщение о роли больших полушарий в жизнедеятельности позвоночных животных.
VI. Оценка деятельности учащихся.