Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Тема:  «Гласный звук  [o] , строчная гласная буква о».

Цели:

  • знакомство с гласным звуком [о], буквой о;
  • развитие умения выделять звуки из слова, соотнесение звуковой и графической формы слова; совершенствование  знаний учащихся о звуках и буквах;
  • развитие  памяти, мышления, внимания, речи, познавательных интересов;
  • создавать условия для формирования доброжелательных отношений,  формирование навыков культуры общения во время работы в парах.

Оборудование: таблица  с буквами А4 ( р, г, т, п, и), таблица со словом «т г р» (тигр), грипп; на формате А4 листья: дуба, клёна, березы (на листьях: ослик, осы, овощи, обувь), тетрадь для печатанья, пропись №2, знаки: «Работа в паре»,  «Хоровой ответ»; детали Снеговика, солнышко.

ХОД УРОКА

I. Организация класса на работу

(Вопросы задаются в быстром темпе)

  • Когда наступает Новый год?
  • Когда тает снег?
  • В какое время года начинаются занятия в школе?
  • Когда распускается подснежник?
  • Когда бывает листопад?

                                                   
II.   Закрепление пройденного материала

1. – Вчера был сильный ветер, ветер-озорник?! Он ворвался к нам в класс и испортил, сдул, сломал на доске написанные мной буквы. Я не могу их узнать и прочитать!
Давайте попробуем, вернём им первоначальный вид?!
За каждое правильно выполненное задание  нас ожидает сюрприз!

– Напечатайте их в тетради в следующем порядке:

1.   Согласные
2.   Гласные

Проверка (на доске появляются  магнитные буквы  Р Г     П Т     И)
– Молодцы! (На доске появляется элемент Снеговика)

2. – Добрался ветер и до зоопарка. На клетке висела табличка. Но вот, что от неё осталось!?

– Бедное животное расплакалось. Помогите, ребята, вернуть букву! Напечатайте слово в тетради!
– Посоветуйтесь со своим соседом. Выполните работу в паре. (Значок «Работа в паре»)

Дети работают в паре. Показывают готовность.

– Проверим. На доске  магнитные буквы. (На доске появляется элемент Снеговика)

тигр

3.  – Ветер унёс буквы и у болезни. Она обрадовалась: теперь никто  ее не узнает и не будет с ней бороться.Вот уж она заживёт! Ходит гри- и радуется!
– А вы, ребята, знаете, что это за болезнь? (Высказывания детей)
– Напечатайте в тетради слово и запомните, как оно пишется.
– Проверим. На доске  магнитные буквы. (На доске появляется элемент Снеговика)

грипп

Вывод: Какие слова мы записали? Прочитайте!  Что нужно запомнить?

III. Физминутка для глаз

IV.   Изучение нового материала

– Ветер-озорник так разбушевался, что и к нам в класс залетело несколько листочков.  А посмотрите, что на них нарисовано! Назовем хором (значок «Хоровой ответ»).

– Что общего в словах? (Что объединяет?) (Во всех словах есть гласный звук [о])
– Что знаете о нём?
– Какой буквой обозначается звук [о]? (Буквой О)
– Кто может её написать?  (Дети поднимают руки) На доске появляется буква О.
– А в классе мы можем её увидеть? (Она находится на ленте букв, на плакатах, в таблицах)
– На что похожа буква о? 

Дети приводят свои примеры.

О знакомо нам давно:
Круг, баранка, колесо.

– Молодцы! (На доске появляется элемент Снеговика)

Слого-звуковой анализ слов

– Произнесите  первое слово. (Ослик)

– Сколько гласных? (2)
– Какие гласные? ([о], [и])
– Сколько слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов,2)
– Покажите на схеме.
– Поставьте ударение. ( ударный слог)

– Назовите первый гласный звук. ([о])
– Какой буквой он обозначен? (о)
– Покажите на схеме!  (Дети печатают на схеме букву)

– Назовите второй гласный звук. ([и])
– Какой буквой обозначим? (и) Напечатайте на схеме!

 – Молодцы! (На доске появляется элемент Снеговика)

– Произнесите второе слово. (Осы)

– Сколько гласных? (2)
– Какие гласные? ([о],  [ы])
– Сколько слогов? (2)
– Поставьте ударение.
– Назовите первый звук. [о] (ударный)
– Какой буквой обозначим? (о)
– Напечатайте на схеме

 

– Молодцы! (На доске появляется элемент Снеговика)

– Произнесите третье слово. (Овощи)

– Сколько гласных звуков? (3)
– Назовите. ( [о], [а ], [и])
– Сколько слогов? (3)     Сколько в слове гласных, столько и слогов.
– Поставьте ударение.
– Произнесите первый звук. [о] ударный
– Обозначьте буквой.

(На доске появляется элемент Снеговика)

V. Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

(На доске появляется элемент Снеговика)

VI. Работа в прописи

– Ребята, посмотрите, что изменилось на доске? Кто самый внимательный? (Во время урока при правильных ответах появлялись частички  Снеговика.)
– Он слепился, сконструировался…появился Снеговик. Он нас приглашает заглянуть в нашу пропись и найти его там (пропись № 2 стр. 4).

Дети открывают пропись №  2  стр. 4  

– С кем Снеговик? (Он с друзьями)
– Как отнеслись Снеговики к лыжной прогулке? Чтобы  ответить, рассмотрите внимательно Снеговиков, поднимающихся на горку.
– А кто из вас  с радостью работал на уроке? Спасибо.
– А кто не совсем до конца был настроен на работу?
– А кто совсем не хотел сегодня работать?

– Тяжело  Снеговикам подниматься в гору!
– А нам легко трудиться на уроке?
– Кто доволен своей работой на уроке?

– Снеговики волшебные! Обведите по контуру круги.
– Но обвести надо только круги у тех Снеговиков, у которых ваше настроение на нашем сегодняшнем уроке совпадает с его настроением.
– Выполните штриховку по образцу.

Ребята выполняют штриховку.

На доске образец.

Показ  написания буквы О на доске учителем, в воздухе с детьми. Дети пишут по образцу в прописи.

VII. Итог урока

– Кто помогал нам сегодня работать на уроке? (Снеговик)

– Он подарил нам солнышко за умение работать дружно на уроке.

– Что самое важное и главное мы должны запомнить?
– Что было интересным на уроке?
– Что повторили?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
– Спасибо за урок. Молодцы!