Цели: дать представление о проведённых Петром реформах, сформулировать значение реформ в развитии России, продолжить формирование умения определять собственное отношение к историческим событиям.
План:
- Ответы на вопросы по домашнему заданию.
- Реформы в области государственного управления.
- Военная реформа.
- Изменения в социальной политике и экономике.
- Преобразования в области культуры и быта (сообщения учащихся).
- Значение реформ.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Оборудование урока:
- АРМ учителя.
- Мультимедийный проектор, экран.
Учебники:
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. “История России XVII-XIX века” (10 класс)
- Пчелов Е. В. “История России XVII-XVIII века” (7 класс)
- Весь урок сопровождается показом презентации. (Приложение 1)
Ход урока
1. Проверка домашнего задания:
- вопрос на экране “Что Вам известно об Азовских походах Петра?” Ответы учащихся предполагают цели походов, их даты, результаты. Упоминание о строительстве первых кораблей на верфях Воронежа.
- Вопросы на следующем слайде: “Что такое “Великое посольство”?
“Каковы его цели?”
“Что заставило Петра прервать посольство и вернуться в Россию?”
-Далее учащиеся дают ответы о событиях, положенных в основу сюжета картины В. Сурикова “Утро стрелецкой казни”
2. Учитель даёт задание на урок (текст задания на слайде № 5): Чем по вашему мнению была вызвана необходимость реформ в России?
Какие из реформ Петра на Ваш взгляд более успешные? Своё мнение обоснуйте.
Далее ученики знакомятся с реформами в области государственного управления. По мере появления информации на слайдах, учащиеся заносят необходимые записи в тетрадь. Учитель делает акцент на том, что реформы в управлении государством чётко выразили стремление Петра к централизации и абсолютизму, и просит учащихся доказать данный факт. (Ликвидация патриаршества, введение Синода, учреждение Сената, введение коллегий, провозглашение России империей и пр.)
3. Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение. После ответов учеников, на слайде появляется информация о значении военной реформы, учитель вместе с учениками выясняет, полноту и правильность ответов.
4. Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться и пояснить суть “Указа о единонаследии”, “Табели о рангах” и определить значение этих документов. Затем разбирается вопрос о “ревизских сказках” и введении подушной подати. Переходя к вопросам экономических образований, учитель отмечает, что главной особенностью экономического развития России при Петре I стало активное вмешательство государства в развитие производительных сил страны. Ориентация промышленности и с/х на нужды армии и флота ещё одна особенность экономики.
Учащиеся записывают необходимый материал по мере появления информации на экране. Учитель знакомит учащихся с понятиями меркантилизм и протекционизм.
Учитель должен отметить, что, несмотря на положительные результаты, экономический подъём России и победа в Северной войне были достигнуты за счёт неимоверного напряжения всех сил страны. Строительство Петербурга, на котором умерли тысячи работников, можно считать символом Петровской эпохи.
5. Вопрос о преобразованиях в области культуры и быта раскрывается в ходе сообщений 2-3 учащихся, которым было дано опережающее задание. Вся необходимая информация по ходу рассказа выносится на экран, ученики делают соответствующие записи.
6. Учащимся предлагается оценить реформы, проведённые Петром. Учитель выслушивает мнения учеников, при необходимости вносит корректировки. На экран проецируется слайд об итогах Петровских преобразований, при необходимости основные итоги можно записать в тетрадь.
7. Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Комментирует слайд с домашним заданием, кроме традиционного изучения параграфа, учащимся предлагается написать эссе или устно ответить на вопрос: “ Какие из реформ Петра на Ваш взгляд более успешные? Своё мнение обоснуйте”.