Эпиграф урока: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. (Русская пословица)
Цели и задачи урока:
- знать анатомическое строение глаза;
- механизмы работы оптической системы глаза;
- понимать, как формируется изображение;
- рассмотреть функцию зрения и его нарушение.
Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, экран, презентация. (Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд №4)
Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За винтом бегущей пены.Чёрные глаза – жара,
В море сонных звёзд скольженье,
И у борта до утра
Поцелуев отраженье.Синие глаза – луна,
Вальса белое молчанье,
Ежедневная стена
Неизбежного прощанья.Карие глаза – песок,
Осень, волчья степь, охота,
Скачка, вся на волосок
От паденья и полёта.Нет, я не судья для них,
Просто без суждений вздорных
Я четырежды должник
Синих, серых, карих, чёрных.Как четыре стороны
Одного того же цвета,
Я люблю – в том нет вины –
Все четыре этих цвета.
Р. Киплинг
2. Объяснение нового материала
Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким органами чувств как глаза.
Перед вами лежат карточки, при объяснении нового материала, вам предстоит их заполнить. (Приложение 2)
Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение для человека является ведущим органом чувств. Орган зрения- глаз расположен глубоко в глазной впадине. (Слайд № 5)
Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательных структур. Вспомогательные структуры – это брови, ресницы, веки.
Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку.
Глаз, как стражи, они охраняют,
От влаги и пыли его защищают.
Брови мешают стекающему поту попасть в глаза, веки и ресницы защищают глаза от пыли, веки смачивают глаз слезной жидкостью.
(Слайд № 6)
Роговица – прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза – склерой. Передняя камера глаза – это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.
(Слайд № 7)
До 14 месяцев у новорожденных девочек и до 16 месяцев у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Затем наблюдается восприятие красного, потом зеленого, а еще позднее синего цвета.
(Слайд № 8)
Радужка – по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.
(Слайд № 9)
Зрачок – отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.
(Слайд № 10)
Стекловидное тело – гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.
(Слайд № 11)
Сетчатка – состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.
(Слайд №12)
У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки. Палочки различают только яркость объекта, колбочки воспринимают цвет. 125 миллионов палочек, расположенных на сетчатке, функционируют и днем и ночью, а вот 7 миллионов колбочек воспринимают окружающий мир только при достаточно ярком освещении.
Наибольшее скопление рецепторов находится в центральной ямке (желтое пятно), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.
(Слайд №13)
Склера – непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся шесть глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.
(Слайд № 14–16)
Оптическую систему глаза можно рассматривать как собирающую линзу. Главную роль здесь играет хрусталик.
Хрусталик – "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен – может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.
Хрусталик (двояковыпуклая линза), способен менять кривизну поверхности, что позволяет видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии. Данное явление называется аккомодацией.
(Слайд № 17-19)
Дефекты зрения: Дальнозоркость и близорукость.
Симптомы нарушения зрения:
Дальнозоркость - плохо видят близко расположенные предметы.
Близорукость - нечетко видят удаленные предметы.
Причины нарушения зрения и методы его коррекции.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ЛИНЗЫ
Очки. Происхождение очков неясно. Есть данные, что халдеи имели некие увеличительные приспособления еще в 4 тысячелетии до н.э., а римский император Нерон использовал в этом качестве оправленный драгоценный камень. Тем не менее идея очковой оправы возникла, видимо, только в средние века. Марко Поло сообщает, что видел очки в Китае в конце 13 в. Известно также, что Р.Бэкон послал папе Клименту IV какие-то увеличительные линзы для чтения. Первое документальное свидетельство связано с именем итальянца д'Армато. На его памятнике – широко известная надпись: “Здесь лежит Сильвано д'Армато из флорентийских Армати. Изобретатель очков. Прости ему, Господи, его прегрешения, A.D. 1317”. Первые очки были, видимо, изготовлены в Венеции, средневековом центре стекольной промышленности, а затем в Германии. Как и многие изобретения того периода, они были поначалу встречены с подозрением, а в некоторых кругах даже рассматривались как богохульные попытки улучшить творение Всемогущего. Тем не менее несомненная полезность очков вскоре преодолела все возражения, и они распространились среди образованных и богатых. В 1386 Чосер уже упоминает с благодарностью “очки... через которые видим своих верных друзей”.
Позднее их стали воспринимать как знак образованности, а в высшем обществе – как признак исключительности и элегантности. В 1760 Б.Франклин изобрел бифокальные очки, верхняя часть которых предназначалась для рассматривания объектов вдали, а нижняя – вблизи. Были созданы и трифокальные линзы, где центральная часть использовалась для промежуточных расстояний.
Контактные линзы. Идея контактных линз, расположенных непосредственно на глазном яблоке, не нова. Английский физик Дж.Гершель высказывал эту идею еще в 1827. Однако лишь недавно был достигнут необходимый для ее реализации уровень производства и шлифовки оптических материалов. Вначале линзы делали из стекла, теперь же, как правило, из пластических материалов: они не столь хрупки и более удобны в обращении. Применяют контактные линзы двух видов: небольшие роговичные линзы, которые закрывают только роговицу, и склеральные, которые закрывают значительную часть глаза. Склеральные линзы бывают двух типов – одни из них необходимо ежедневно снимать и промывать; другие, предназначенные для длительного ношения, очень тонки, и через них может происходить обмен кислородом и жидкостями, благодаря чему роговица нормально функционирует и линзу можно носить не снимая несколько месяцев.
(Cлайд № 20)
Как же происходит механизм работы оптической системы глаза.
Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке. (Мозг “переворачивает” обратное изображение, и оно воспринимается как прямое)
3. Первичное закрепление нового материала.
1) Основная задача глаза – "передать" правильное изображение зрительному нерву. С помощью глаз человек воспринимает окружающие его предметы.
(Сслайд № 21-26)
“Мы смотрим не глазами, а мозгом”, - говорят физиологи.
Зрительные обманы и иллюзии иногда участвует в процессе зрения, и казалась бы очевидные вещи выглядят совсем по другом, а наши восприятия ошибочны. Иллюзия это не правило, а исключение.
2) А теперь ребята давайте проверим как вы заполнили таблицу. (Слайд № 27)
3) Работа в парах над мини проектом:
- что необходимо соблюдать для нормального формирования зрения и его сохранения
4) ответьте на следующие вопросы:
Органы чувств и восприятие.
1. Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется … (анализатором).
2. Зоны, обеспечивающие тесное взаимодействие между анализаторами и участвующие в процессах восприятия образов, называют … (ассоциативными).
3. Глаза от ветра и пыли защищают … (веки и ресницы).
4. Излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через … (слезный проток).
5. Глаза находятся в полости костного углубления –... (глазнице).
6. Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется … (роговицей).
7. Цвет глаз определяется … (радужной оболочкой).
8. Следствием увеличения кривизны хрусталика является … (близорукость).
9. Зрительные рецепторы расположены в … (сетчатке).
10. За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый … (хрусталик).
11. Прозрачная желеобразная масса, заполняющая все пространство глаза позади хрусталика, называется … (стекловидным телом).
12. Место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв, называется … (слепым пятном).
Занимательны е факты (приложение 3).
Вопросы и ответы (приложение 4).
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
1) Учить параграф, ответить на вопросы.
2) Выполнить модель глаз (по желанию).
Глаза
Выше светил небесных,
Дальше чем Млечный Путь,
Видел я образ вечных
Глаз, излучающих грусть.
В этих глазах бездонных,
Полных безмерной тоски,
Видел из слез я волны
На берегах любви...И не было места для боли,
За зеркалом этих глаз,
Сладкой печали просторы
Над всем захватили власть.Ярость тонула в туманах,
И в бесконечности сна,
Тысячи океанов
Падали на меня...И где-то в душе понимая,
Что эти глаза мои,
Стоял я, теряя слезы
В игре дождевой воды.И так же смотрел на небо,
Вдаль, за звездный простор,
Где в отблесках мертвого света
Мне виделся грустный мой взор...
ЛИТЕРАТУРА
- Электронный учебник по биологии для 8-го класса . Алматы. 2004.
- Анатомия человека. Под ред. С.С.Михайлова. М.: 1973.
- Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: 1990.
- www.sunhome.ru/poetry/17987.
- Поурочные разработки по биологии 8(9) класс. О.А.Пепеляева, И.В. Сунцова. Москва “ВАКО” 2007 г .
- Компакт-диск (С-74) "Биология. 6–11 классы". Издательство “Учитель”.