Интеллектуальная игра "Знатоки"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


В последнее время дидактическая игра находит широкое применение в практике работы преподавателей-предметников. Прибегая к данной форме работы, каждый из них задается целью не только вовлечения как можно большего количества обучающихся в процессе самостоятельного добывания, демонстрации полученных знаний, но и выявление инициаторов идей, лидеров, способных убедить, зажечь идеей других; не только определение интеллектуального уровня участников, но и создание условий для выявления, развития и применения их творческих возможностей.

Специфика дисциплины “Физика” (как и других общеобразовательных дисциплин) заключается в том, что на изучение курса (Х-ХI класс) отводится 1 год. Материал предельно сжат. С целью активизации учебного процесса, преподаватель прибегает к такой форме работы, как, например, дидактическая игра.

Ранее этот своеобразный конкурс проводился в середине, а чаще всего – в конце учебного года. К этому времени студенты пополнили запас необходимых знаний, а на конкурсе должны продемонстрировать умения и навыки, свои интеллектуальные и творческие способности.

В последнее время (в течение нескольких лет) данное мероприятие проводится и с целью исследования общешкольной подготовленности вчерашних учеников, сегодняшних студентов-первокурсников; с целью прогноза качества успеваемости каждого студента и коллектива группы в целом; выявления проблем-препятствий для более качественного усвоения физических понятий.

Все это направлено на то, чтобы педагог в перспективе вооружился необходимыми приемами и методами по воспитанию сознательного отношения к учебе, по повышению качества знаний, по развитию студенческой инициативы и творчества.

Оптимальное, на наш взгляд, время проведения конкурса знатоков физики – октябрь, ноябрь. К этому времени группы сформировались, определились явные лидеры в учебе и так называемые “слабые звенья” групп. Усилия преподавателя, проводящего мероприятие, направлены не только на то, чтобы вовлечь в игру и тех и других, озадачив их общей проблемой, но и раскрыть их, порою глубоко скрытые возможности.

Расширяя образовательный кругозор студентов, не только способствовать их самостоятельному повышению уровня знаний, но и осознанию необходимости повышения престижа группы, отделения, конечно же, учебного заведения, в котором им предстоит учиться 4 года.

Проведение подобных мероприятий залог следующих положительных моментов:

- Повышение интереса к изучаемой дисциплине.

- Выявление интеллектуальных, коммуникабельных, организаторских, творческих способностей студентов.

- Подсказка преподавателю в плане корректировки приемов и методов работы как с сильными студентами, так и с отстающими: распределение учебного материала по степени сложности, занимательности, привлечение консультантов из числа студентов, проведение уроков-соревнований, путешествий в страну знаний и так далее.

Насколько мероприятие будет результативным зависит не только от степени продуманности каждого момента, но и от степени ответственности и сознательности студентов-участников игры-конкурса.

План мероприятия

1. Вступительное слово ведущего (преподавателя).

1.1. Представление команд и жюри.

1.2. Объявление правил игры.

2. Раунд I “Разминка”.

3. Раунд II “Физика и человек”.

3.1. Тайм-аут – “Жизненные ситуации”.

4. Раунд III “В мир физических явлений и законов”.

4.1. Тайм-аут – “Физика вокруг нас”.

5. Раунд IV “Кто сообразительнее?”.

5.1. Физическая пауза – “Это интересно”.

6. Раунд V “Физики – волшебники”.

6.1. Тайм-аут – “Какое крутое, какое сырое!”.

7. Раунд VI “Нобелевская премия”.

7.1. Тайм-аут – “Игра в слова”.

8. Музыкальная пауза.

9. Подведение итогов игры.

10. Заключительное слово ведущего (преподавателя).

Технология игры

Это мероприятие задумано как серия сменяющих друг друга раундов и тайм-аутов, каждый из которых носит определенный характер вопросов и заданий для команд “знатоков” и “болельщиков”. Вопросы подобраны несложные и такие, чтобы правильный ответ можно было получить логическими рассуждениями.

Рекламные паузы оживляют игру и служат для снятия психологической нагрузки.

Участники игры: две команды по 5-7 человек от параллельных групп наиболее “сильных” по знаниям, эрудированных и остроумных, с одним запасным игроком. Все остальные участники игры становятся “болельщиками”.

Жюри – комментирует конкурсы, объявляет результаты каждого раунда и ведет счет игры.

Ведущий игры (преподаватель физики) располагается между командами около круглого стола.

Стол разделен на 6 секторов (разного цвета), каждый из которых обозначен номером раунда. В шести секторах игрового круга находятся конверты с вопросами; на конвертах надписи – “Знатоки”, “Тайм-аут”, “Физическая пауза”, “Музыкальная пауза”, “Запасной конверт”. Ведущий берет поочередно для команд конверт, читает вслух вопрос, ударяет в гонг.

После того как прозвучит вариант ответа одной из команд, ведущий сообщает правильный ответ. Он же оценивает ответы, присуждая баллы той или иной команде. На подготовку к ответу отводится 1-2 минуты, кроме раунда II – 2 минуты. Максимальная оценка – 2 балла, за исключением раундов I, II – 1 балл; IV и V – 3 балла.

1-й и 2-й ведущие – студенты.

Ассистенты – двое студентов. Они следят за отсчетом времени, фиксируют счет на табло после каждого раунда.

Вопросы, прозвучавшие в игре

1. Вступление ведущего (преподаватель) – читает стихотворение, объявляет о начале игры, представляет команды и участников игры, знакомит с членами жюри и правилами игры.

2. Раунд I “Разминка”

Вопросы 1-й команды “знатоков”:

1. Один из способов получения научных знаний? (Ответ. Опыт.)

2. Единица измерения силы тока? (Ампер.)

3. Физическая величина, которую измеряет спидометр автомобиля? (Скорость.)

4. Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (Вес одинаков.)

5. Французский ученый, открывший закон взаимодействия зарядов? (Кулон.)

6. Русский изобретатель электрической лампы накаливания? (Лодыгин.)

7. Немецкий изобретатель, чье имя носит двигатель внутреннего сгорания? (Дизель.)

Вопросы 2-й команды “знатоков”:

1. Объект изучения физики, от которого произошло название “физика”? (Ответ. Природа.)

2. Единица измерения работы? (Джоуль.)

3. Физическая величина, которую измеряют барометром? (Давление.)

4. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (Холодная. С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды – и влаги в хлебе становится меньше.)

5. Русский ученый, основоположник современной гидро- и аэродинамики? (Жуковский.)

6. Знак для обозначения числа? (Цифра.)

7. Русский изобретатель радио? (Попов.)

Игра с болельщиками

Вопросы 1-й команды:

1. Название любого предмета в физике? (Ответ. Тело.)

2. Явление уменьшения объема тела? (Сжатие.)

3. Какой знак Зодиака держит в руках богиня правосудия Фемида? (Весы.)

Вопросы 2-й команды:

1. Специальное слово, обозначающее физическое понятие? (Ответ. Термин.)

2. Общее название двенадцати созвездий? (Зодиак.)

3. Великий русский ученый, издавший первый в России учебник по физике? (Ломоносов.)

3. Раунд II “Физика и человек”

Вопросы 1-й команды: [3]

1. Нормальная температура: тела, лба, ладоней? (Ответ. 36,7оС, 33,4оС, 32,8 оС.)

2. Сила постоянного тока безопасная? (до 1 мА.)

3. Продолжительность жизни взрослого человека при голодании с потреблением воды? (65-70 суток.)

4. Доза кратковременного радиоактивного облучения, вызывающая летальный исход у 50% людей (600 Р.)

5. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, в каком наименьшее? (Стекловидное тело глаза содержит 99% воды, а зубная эмаль – 0,2%.)

Вопросы 2-й команды: [3]

1. Скорость пешехода? (Ответ. 1,3 м/с.)

2. Продолжительность жизни взрослого человека при голодании без потребления воды? (30 суток.)

3. Смертельная сила тока: переменный ток (50Гц)? (0,05-5,0 А.)

4. Глубина погружения в воду без акваланга и с аквалангом? (101 м; 143 м.)

5. Потеря телом жидкости? (До 10%.)

3.1. Тайм-аут “Жизненные ситуации”

Вопросы 1-й команды:

1. Катя держит в руках электрощипцы, включает в розетку. Надя спрашивает: “Что ты делаешь, Катя?” “Сегодня дискотека, хочу хорошо выглядеть”, при этом накручивает волосы на щипцы. Вопрос. Что неправильно делала Катя? (Ответ. В щипцах может произойти замыкание на корпус, тогда Катя получит электротравму. Когда накручиваешь волосы, щипцы нужно отключить.) [6].

Вопросы 2-й команды:

1. “Саша, у вас в общежитии холодно? – спрашивает Коля. – “Очень, ночью особенно, поэтому я включаю обогреватель с открытой спиралью. Вопрос. Почему обогреватель с открытой спиралью нельзя оставлять включенным без присмотра? (Ответ. Если спираль перегорит, то могут возникнуть искры и произойдет пожар.) [6].

4. Раунд III “В мир физических явлений и законов”

Задание 1. Подскажи, о каком явлении идет речь в приводимых литературных отрывках?

Для команды 1 – стихотворение С.Я. Маршака “Вчера и сегодня”.

Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная.
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму –
Не нужна я никому?..
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой,
Говорили, будто в ней,
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска...
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули Вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!

Вопрос. К какому явлению: физическому или химическому относится горение старой лампы? А горение новой? Объясните Ваше решение? (Ответ. Горение старой лампы – химическое явление, так как керосин вступает в реакцию с кислородом воздуха и образуются новые вещества – вода и углекислый газ. Горение новой лампы – физическое явление, так как спираль лампы при прохождении через нее электрического тока не изменяется и новых веществ не образуется.) [7].

Для команды 2 - в начале 80-х годов были очень популярны песни об автомобилях:

Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили.
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль...

или

Где-то за городом
Очень недорого
Папа купил автомобиль...

Докажите, что в любой песне, в которой упоминается автомобиль, речь идет и о физических явлениях, и о химических реакциях. (Ответ. Физические явления – движение частей двигателя автомобиля, вращение колес и т.д. Химические реакции протекают в цилиндрах двигателя, где сгорают пары бензина.) [7].

Задание 2.

Для команды 1 – Речь пойдет о водопроводе, очень старом изобретении, который был еще в древнем Риме.

Маяковский писал:

Мой стих трудом громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный еще рабами Рима!

Конечно, теперешний водопровод стал совсем другим, но в основе древнеримский водопровод был уже таким, как и нынешний. Вопрос. На каком законе основано устройство водопровода? (Ответ. На законе сообщающихся сосудов.) [4].

Для команды 2.

Демонстрация. Ведущий – берем кусочек сахара и опускаем его под углом в кофе. Наблюдаем, как коричневая жидкость “всползает” по сахару вверх, все выше и выше, подчиняясь какому-то закону природы. Но какому же? (Ответ. Это свойство жидкостей, это их способность подниматься по тоненьким, как волосок, трубочкам, называется волосностью или еще капиллярностью, от латинского слова “капилларис” - “волосной” (под действием силы поверхностного натяжения.) [4].

Тайм-аут – “Физика вокруг нас”

Игра с болельщиками

Ведущие (студенты) по очереди предлагают “болельщикам” загадки на тему “Физика вокруг нас” и к каждой ставят физический вопрос.

Загадки

Для команды 1.

• “Чего в шкаф не спрячешь? (Ответ. Луч света.)

Какого цвета белый свет? (Ответ. Белый свет сложный...)

•  “Конь бежит, а щука лежит? Что это?” (Ответ. Река подо льдом.)

Когда лед может быть нагревателем? (Ответ. Когда другое тело, находящееся с ним в соприкосновении, имеет более низкую температуру.) [1].

Для команды 2.

• “Что видно, если ничего не видно?” (Ответ. Туман.)

Почему, если вечером образуется туман, ночью заморозков не будет? (Ответ. Конденсация сопровождается выделением энергии...)

•  “Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. Что это? (Ответ. Тень.)

Как получить от одной палки тень разной длины? (Ответ. Нужно наклонять ее под разными углами по направлению к Солнцу.) [1].

5. Раунд IV “Кто сообразительнее?”

Этот этап состоит из соревнований команд “знатоков” и физической паузы. Ведущий задает каждой команде три вопроса поочередно, то одной, то другой. За каждый правильный ответ 3 балла.

Вопросы 1-й команды:

1. Опытная хозяйка, заботясь о целостности стакана, прежде чем налить чай, кладет в него ложку. Вопрос. На чем основано предохраняющее действие ложки при наливании в стакан кипятка? (Ответ. Металлическая ложка обладает хорошей теплопроводимостью и быстро отводит тепло.) [10].

2. А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”:

У лукоморья дуб зеленый,
Золотая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом... [11].

Вопрос. Как называется такое движение кота? (Ответ. Равномерное движение тела по окружности.)

3. Решите задачу. Взрослому человеку и ребенку нужно перейти через ручей: одному с левого берега на правый, а другому – в противоположном направлении. На обоих берегах имеется по доске, но каждая из них короче ширины ручья. Вопрос. Смогут ли взрослый и ребенок перебраться с одного берега ручья на другой? Если да, то как это сделать? (Ответ. Для того, чтобы перебраться на другой берег ручья, взрослому и ребенку следует поступить так, как это показано на рисунке (рис. 1).)

Сначала по доскам пройдет взрослый и встанет на место ребенка, а затем ребенок по доскам перейдет ручей. [12]. (Ответ проецируется на экран медиапроектора.)

Вопросы 2-й команды:

1. Во время лыжных прогулок по лесу можно наблюдать такую картину – около стволов одиночных деревьев в снегу образуются лунки. Вопрос. Почему? Как иначе называют лунки? (Ответ. Затайки. Солнце нагревает стволы деревьев своими лучами. Их темный цвет способствует поглощению лучистой энергии. Теплопроводность дерева небольшая, поэтому тепло передается в окружающее пространство излучением. Оно поглощается снегом у корней, поэтому в этих местах теплее, снег подтаивает, образуя лунки.) [14].

Подсказка – ассистент помещает на доску “кодограмму”. Слово состоит из 7 букв – ячейки вначале закрыты. Если игроки испытывают затруднения в определении слова, разрешается “открывать” буквы.

2. Решите задачу на стихи С.Я. Маршака “Почему не лежится Ваньке-Встаньке?”

... У Ваньки, у Встаньки – несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет – приляжет и вскочет,
Уляжется снова и встанет опять...
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
- Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова! [9].

(Ответ. У него в нижней части находится грузик. Он-то и заставляет его вставать на “ноги”, так как всегда должен быть внизу; когда же кукла на боку – грузик приподнят.)

3. Ведущий (держит в руках веревочку). Перед вами “волшебная веревочка” с 12 узелками, расположенными на равных расстояниях друг от друга (рис. 2). С помощью таких веревочек мастера в Древнем Египте строили пирамиды. Расскажите нам, в чем секрет этой “волшебной веревочки” и как ею пользоваться? (Ответ. Эту веревочку мастера Древнего Египта использовали для откладывания угла, равного 90о (рис. 3). С этих пор прямоугольный треугольник со сторонами 3; 4 и 5 называется египетским треугольником.) [12]. (Ответ проецируется на экран медиапроектора.)

5.1. Физическая пауза – “Это интересно”

Ведущие (студенты) поочередно рассказывают интересные истории.

• Однажды во время обучения в Геттингене Нильс Бор плохо подготовился к коллоквиуму, и его выступление оказалось слабым. Бор, однако, не пал духом и в заключении с улыбкой сказал: “Я выслушал здесь столько плохих выступлений, что прошу рассматривать мое нынешнее как месть.”

• Альберт Эйнштейн, в восторге просмотрев одну из знаменитых кинолент Чарли Чаплина, написал ему: “Ваши безмолвные действия так понятны любому человеку. Не зря вы знаменитый и известный человек!” Чаплин ответил: “Вы тоже знамениты, хотя Вашу теорию не понимает никто!”

• Вначале научной карьеры Эйнштейна один журналист спросил госпожу Эйнштейн, что она думает о своем муже. “Мой муж – гений! – сказала госпожа Эйнштейн. – Он умеет делать абсолютно все, кроме денег”. [13].

6. Раунд V “Физики-волшебники”

Этот конкурс связан с проверкой домашнего задания. Представители команд “знатоков” показывают по одному опыту-фокусу и просят соперников дать объяснение происходящему.

Для команд “болельщиков” задание общее: ассистент проводит опыт, игроки наблюдают и объясняют.

1-я команда – “Несгораемая бумага”

Демонстрация: металлическую гирю обхватывают полоской газетной бумаги в один слой и вносят в пламя спиртовки (рис. 4). Держат бумагу в пламени, но она не загорается, даже не темнеет. Убирают гирю, и бумага тут же вспыхивает. Вопрос. Почему? (Ответ. Металлы обладают хорошей теплопроводностью и быстро отводят тепло от бумаги.) [4].

2-я команда – “Яйцо в соленой воде”

Демонстрация: берут две полулитровые стеклянные банки и одну из них наполняют чистой водой. Опускают в нее сырое яйцо. Оно тонет, идет ко дну. Во вторую банку наливают крепкий раствор поваренной соли, яйцо плавает. Вопрос. Почему так получается? (Ответ. Соленая вода тяжелее. Недаром в море легче плавать, чем в реке. Выталкивающая сила Архимеда больше.) [4].

6.1. Тайм-аут – “Какое крутое, какое сырое!”

Игра с болельщиками

Демонстрация: Яйцо сырое и сваренное вкрутую пускают вертеться волчком по тарелке. Одно яйцо остановится почти сразу, другое вертится довольно долго. Вопрос. Почему? (Ответ. Крутое яйцо вращается как одно целое, потому вертится долго. Сырое яйцо остановится почти сразу. У сырого яйца содержимое жидкое, оно слабо связано со скорлупой. Скорлупа “набирает обороты”, но полужидкое содержимое из-за инерции покоя отстает от вращения скорлупы и тормозит.). Примечание. Это надежный способ отличить крутое яйцо от сырого, не разбивая скорлупы [4].   (Рис. 5, рис. 6)

7. Раунд VI “Нобелевская премия”

Ведущий. Информация...

Для 1-й команды – вопрос: Что изобрел учредитель Нобелевской премии – Альфред Бернхард Нобель? (Ответ. Изобрел взрывчатое вещество – динамит.)

Для 2-й команды – вопрос: Назовите имена наших физиков – Нобелевских лауреатов, чьи труды – слава отечественной физической науки? (Ответ. И.Е. Тамм, И.М. Франк, П.А. Черенков (1958 г.); Л.Д. Ландау (1962 г.); Н.Г. Басов и А.М. Прохоров (1963 г.); П.Л. Капица (1978 г.); Ж.И. Алферов (2000 г.).) [2].

7.1. Тайм-аут – “Игра в слова”

Игра с болельщиками

Задание – “Одна буква”

Для 1-й команды: Поясните, что общего между такими понятиями как “калориметр” и “колориметр”? Что означает одна буква в этих словах? (Ответ. Это приборы, но совершенно разные приборы. Калориметр служит для ... Колориметр служит ...)

Задание – “Одно слово”

Для 2-й команды: Речь пойдет об ученом. Этот ученый – Нильс Бор. В науке он известен как один из создателей теории строения атома, которую он развил в 1913 г. на основе квантовой теории излучения М. Планка.

Подберите одноименные названия различные по смыслу? (Ответ. Бор – лес; бор - химический элемент; бор – растение из семейства злаковых; город Бор; бор – инструмент (зубной бор и т.п.).) [5].

8. Музыкальная пауза (звучит песня А. Макаревича “Птица счастья”)

9-10. По окончании игры по набранным баллам определяют победителя и награждают его, вручают призы.