Цель урока: рассмотреть, как тема несвободы и политических репрессий раскрывается в творчестве Осипа Мандельштама.
Задачи урока:
- Создать условия для формирования
учебно-познавательных компетенций:
– навыки лингвистического анализа текста; коллективного обучения и взаимного обмена информацией;
– умение выражать собственное мнение (корректно) на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, рассматривая конкретную ситуацию (стихотворение, репродукцию). - Создавать условия для развития у учащихся творческого потенциала, чуткого отношения к поэтическому слову, стилю поэта.
- Создавать условия для воспитания культурного читателя, высоконравственного гражданина.
Оборудование и наглядность:
- на доске портрет Осипа Мандельштама и эпиграфы к уроку.
- раздаточный материал: стихотворение О.Мандельштама «Я около Кольцова».
- мультимедийный проектор для проецирования репродукции картины И. Глазунова «Возвращение блудного сына».
- схема-таблица с указанием уровней лингвистического анализа текста (на партах).
Эпиграфы:
Попробуйте меня от века оторвать,–
Ручаюсь вам – себе свернёте шею!
Я говорю с эпохою…О. Мандельштам
Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную, ось земную,
Я чую всё, с чем свидеться пришлось,
И вспоминаю наизусть и всуе.О. Мандельштам
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки.О. Мандельштам
ХОД УРОКА
В начале урока учащиеся рассаживаются за столы по группам, которые созданы по интересам и психологической совместимости учащихся. Уровень обученности детей в каждой из них разный. Конечный результат исследований будет излагаться лидерами групп.
Вступительное слово учителя. Сегодня,
дорогие старшеклассники, мы продолжаем разговор
о творчестве Осипа Мандельштама. Многие считают,
что душа поэта – тайна за семью печатями. О себе в
пику поэтам-символистам О. Мандельштам часто
говорил: «Я – смысловик». Поэтому проникнуть в
его душу, душу поэта, считавшего себя и
«отщепенцем», и неудачником в нелёгкие для
страны времена сталинского режима, увидеть, как
решается в его лирике проблема поэт и время,
можно только через поэтическое слово. Его стих,
без сомнения, требует от нас предельного
напряжения, понимания, сопереживания. И, может
быть, именно в этом заключается его сила и
неповторимость.
Записать тему урока.
Первая учебная ситуация
– Попробуйте объяснить цитату, взятую мною в качестве темы урока.
Вариант ответа:
Поэт не видит себя вне времени, он гражданин страны. «Говорить с эпохой» – значит выполнять своё назначение: «глаголом жечь сердца людей».
– Как соотносится тема урока с цитатами-эпиграфами, расположенными на доске? Объясните смысл высказываний.
Вариант ответа:
Предположительно, что фраза «попробуйте меня
от века оторвать» содержит скрытое
противостояние между творческой личностью
(поэтом) и властью (обществом), которое или не
хочет признавать творчество поэта, или просто
боится его правдивого слова. Поэтому во второй
строке высказывания слышится явная угроза: «себе
свернёте шею». А так как уже в стихотворении «Мы
живём, под собою не чуя страны..», которое читали
на первом уроке, знакомясь с биографией О.
Мандельштама, встречался образ «тонкошеих
вождей», можем уверенно сказать, в адрес кого
звучит эта угроза-предупреждение.
Строка второго эпиграфа – «я чую всё, с чем
свидеться пришлось» – подчёркивает
проницательность лирического героя (поэта), а
«зренье узких ос» созвучно с «жалом» мудрой змеи
в «Пророке» Пушкина.
В третьем эпиграфе даётся характеристика
времени: «век мой, зверь мой». О жестокости
правления «тонкошеих вождей» говорят слова «кровью
склеит двух столетий позвонки». Упоминаются же
два столетия поэтом-пророком с той целью, чтобы
мы не забыли о жертвах сталинских репрессий.
Совместное целеполагание
– Сформулируйте цель урока и вопросы, на которые Вы хотели бы получить ответ в ходе урока.
Предполагаемые ответы учащихся:
– Подробнее познакомиться с творческим
наследием Осипа Мандельштама.
– Научиться понимать «душу» поэта, правильно
интерпретировать скрытый смысл его
стихотворений.
– Пронаблюдать, как отразилась в творчестве
поэта неразрывная связь: поэт и время.
– Выяснить, волновала ли Мандельштама проблема:
поэт и общество? Как он к этому относился?
Вторая учебная ситуация (группа «любителей поэзии»)
Учащиеся первой группы читают (2-3)
стихотворения Осипа Мандельштама, объясняя,
почему их выбор пал именно на эти произведения и
как в них поэт изображает время, общество и
«несвободу» лирического героя.
Предполагаемые стихотворения: «Стихи о
неизвестном солдате», «Влез бесёнок в мокрой
шёрстке», «Ещё не умер ты, ещё ты не один», «Что
делать нам с убитостью равнин» и другие.
Третья учебная ситуация (группы «литературоведов»)
Для обсуждения итогов домашнего исследования, кейс-стадии (анализ стихотворения «Я около Кольцова…») и принятия совместного решения по теме и идее произведения учащимся обеих групп дается 1-2 минуты. Предварительно лидеры групп договариваются, на каких уровнях лингвистического анализа они остановятся в своём выступлении. Члены каждой группы могут дополнять, уточнять исследование конкретно по своему уровню лингвистического анализа, если есть в этом необходимость. При анализе стихотворения дома учащиеся пользовались схемой – планом лингвистического анализа, кейс-стадии:
- Фонетический уровень (Пронаблюдать ассонанс и аллитерацию)
- Графический уровень
- Морфемный уровень (В каких словах наблюдаете необычное употребление морфем?)
- Эйдологический уровень (Определить образы, созданные автором, и образы существующие в данном стихотворном тексте. Охарактеризовать каждый образ.)
- Морфологический уровень (Как особый подбор частей речи помогает определить идейный замысел автора?)
- Лексический уровень (Обратить внимание на лексическое значение слов, кажущихся вам необычными в данном контексте)
- Интонационный уровень
- Синтаксический уровень (В чём особенность синтаксиса?)
- Композиционный уровень (В чём видим особенность построения текста?)
А.А. Андреев. |
Выразительное чтение стихотворения
Я около Кольцова
Как сокол закольцован,
И нет ко мне гонца,
И дом мой без крыльца.К ноге моей привязан
Сосновый синий бор,
Как вестник без указа
Распахнут кругозор.В степи кочуют кочки,
И всё идут, идут
Ночлеги, ночи, ночки –
Как бы слепых везут.
В итоге выступлений учащихся двух групп, получился предполагаемый лингвистический анализ (интерпретация) стихотворения О.Мандельштама «Я около Кольцова». (Приложение 1)
Работа в коллективе
– Можно ли считать это стихотворение автобиографическим? Если да, то в чём?
Вариант ответа:
Эту тупиковую ситуацию испытывал и сам поэт накануне освобождения в 1937 году, в некотором роде предчувствуя своё путешествие по этапу, поэтому можно говорить об автобиографичности стихотворения. Пройдя жестокие испытания в воронежской ссылке, он возмужал, обрёл новое «зрение», став очевидцем эпохи, «частью» трагической истории нашей страны… Не пройдёт и года, а Мандельштам будет вновь арестован и обречен – теперь уже на смерть.
– Если обратить внимание на микротему каждой из трёх строф, то картину какой эпохи советского государства нарисовал поэт-пророк Осип Мандельштам?
Вариант ответа:
Стихотворение «Я около Кольцова..» выдержало проверку временем и жизнью, став символом репрессии и пророчества поэта относительно судеб не только творческой интеллигенции, но и всех «живущих» «около» него.
– Как картина А.А. Андреева «Кладбище в ГУЛАГе» перекликается с темой урока?
Четвёртая учебная ситуация (группа «искусствоведов»)
На экране репродукция картины Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына».
Задание, предложенное группе.
Интерпретировать сюжет картины известного русского художника Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». Провести смысловую параллель, сопоставляя замысел художника с изображением «века-зверя» в стихотворениях Осипа Мандельштама.
Выступление учащегося. Слово о художнике.
Илья Сергеевич родился в 1930 году, живописец и график, народный художник СССР (1980), действительный член РАХ (1997). Автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970-90-е гг.), в которых воплощает собственную концепцию самобытного исторического пути России. Илья Глазунов понимает жизнь как неустанную борьбу добра и зла. Сегодня, в столь трудное, апокалипсическое время, утверждение идеалов нашей христианской цивилизации является подвигом. Любить Россию и выражать самосознание русского народа также является подвигом художника.
Вариант ответа:
Интерпретация картины Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». (Приложение 2)
Вывод:
– Что же сближает художника Илью Глазунова и поэта Осипа Мандельштама?
Вариант ответа:
– Безусловно, это любовь к своему народу и Отечеству, чьё прошлое, настоящее и будущее им не безразлично. Они оба изображают своё восприятие времени и на бумаге и на холсте, прибегая к символике.
Рефлексия:
– Как Вы себя чувствовали на уроке?
– Какие ощущения вы испытали на уроке?
– В какой степени и чем урок для Вас был полезен?
– Что интересного узнали Вы на уроке о поэте и
его времени?
– На какие вопросы, сформулированные в начале
урока, Вы получили ответ, а над какими ещё следует
поработать?
Более сильным, чутким к поэтическому слову ученикам было предложено в начале урока написать СИНКВЕЙН (стихотворение по алгоритму, являющееся на данном уроке не только индивидуальным дифференцированным творческим заданием, но и письменной рефлексией усвоенного материала).
Варианты ответов
Осип Мандельштам.
Бескомпромиссный, бесстрашный.
Не боится, спорит, защищает.
Человек, который не испугался сказать народу правду.
Герой.
(Горбачёва Ольга)
Поэт.
Оригинальный, честный.
Страдает, ищет, размышляет.
«...Нрава он был не лилейного».
Пророк.
(Баёв Иван)
Мандельштам.
Своеобразный, чуткий.
Пишет, борется, страдает.
Поэт, критикующий власть.
Жертва.
(Цайтлер Дарья)
Задание на дом (дифференцированное).
Написать эссе на тему: «Каким я представляю себе Осипа Мандельштама» или составить текст «Телеграммы», в которой нужно сжато, лаконично сформулировать наиболее важную для вас информацию, полученную на уроке. (Адресата выбираете сами из лиц, чьи имена прозвучали на уроке)