"Со мной работали десятки молодых
педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был
талантлив, а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился
у более старых педагогов..."
А.С. Макаренко
Идея образования человека в контексте всей жизни, необходимость перехода к новой концепции образования человека на протяжении всей его жизни приобретает сегодня особую значимость.
В число обязательных элементов общей культуры человека включается и понятие «Культура речи». Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, ведь от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Учитывая, что дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Но следует учесть, что качество речевого развития дошкольника зависит не только от качества речи педагогов, но и от речевой среды, которая создается в дошкольном образовательном учреждении. Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей.
Вместе с тем, в дошкольных образовательных учреждениях имеются дети, которые, в первую очередь, нуждаются не только в грамотном руководстве развитием речи и речевой культуры, но и в специализированной лечебно-профилактической поддержке, которую в типовом ДОУ невозможно обеспечить детям с проблемами здоровья. Позитивные изменения ценностных ориентаций современного общества в отношении детей с ограниченными возможностями, выражающиеся в признании права на специальное образование и осознание поиска возможностей полноценной их интеграции в сообщество разных, но равных людей, способствовали введению в штатное расписание санаторных ДОУ г. Набережные Челны должности учителя-логопеда.
Вместе с тем, на современном этапе в системе образования детей с проблемами в речевом и физическом развитии выявили ряд проблем профессионального совершенствования учителей-логопедов.
Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности.
Прежде всего, выделяются два компонента: профессионально-практические и социально-личностные навыки специалиста.
Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда ДОУ является коррекция дефектов речи и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе, для обеспечения этой основной задачи, особую значимость приобретает овладение учителем-логопедом методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения с дошкольниками.
Действительно, распространение речевых нарушений и дизорфографии негативно сказываются на процессе формирования языковой личности ребенка, его дальнейшей школьной и социальной адаптации.
Вместе с тем, углубляются противоречия между требованиями, предъявляемыми профессией к личностным и профессиональным качествам учителя-логопеда, и успешной реализацией им профессиональных функций, самостоятельного, творческого решения педагогических задач, между навыком практического применения полученных молодым специалистом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыком заставляет новичка заняться самообразованием.
Решение этой проблемы, действительно, возможно через непрерывное образование специалиста, которое подразумевает профессиональное совершенствование по профилю через определенное время (курсы повышения квалификации). Но для молодого, начинающего профессиональный путь, специалиста, все же приоритетами становятся саморазвитие, самообразование и самопроектирование.
О наличии этих проблем и ряда противоречий профессионального развития учителя-логопеда неоднократно отмечалось в научно-методической литературе. Так, Т.В. Туманова, отмечает низкий уровень профессиональной компетентности учителей-логопедов, несоответствие между современными научными представлениями о коррекции речевых нарушений и готовностью специалистов к успешной реализации психолого-педагогических технологий в работе с детьми. При изучении состояния профессиональной компетентности учителей-логопедов (данные Т.А. Алтуховой) отмечается недостаточность их ориентированности в теоретических и практических вопросах.
Таким образом, в рамках формирования профессионального опыта учителя-логопеда назрела необходимость организацию более эффективной, творческой формы повышения квалификации. В течении ряда лет в г. Набережные Челны используется такая организационная форма как педагогическая мастерская.
Под понятием «Педагогическая мастерская» имеется в виду такая организационная форма, при которой опытные, имеющие хорошую результативность работы учителя-логопеды передают свои знания и опыт работы, наиболее эффективные методические приемы и педагогические находки молодым, начинающим учителям-логопедам.
Система формирования профессионального опыта начинающего учителя-логопеда в педагогической мастерской направлена, прежде всего:
- на включение участников в практическую совместную творческую деятельность,
- на овладение новыми способами решения педагогических задач в процессе моделирования,
- на разработку содержания логопедических занятий и непосредственного применения осваиваемых приемов логопедической работы в собственной практике.
Основным структурным элементом организации деятельности педагогической мастерской учителя-логопеда является компонент «Опыт работы».
Так, опыт работы в рамках педагогической мастерской, который реализует учитель-логопед санаторного детского сада № 76 «Ветерок» г. Набережные Челны, представлен семинаром-практикумом для начинающих учителей-логопедов на тему «Структура индивидуального занятия в условиях логопункта» (2004 г.), открытым логопедическим занятием на тему «В гостях у Маши» (2006 г., на базе ДОУ № 76), выступлением на городском семинаре на тему «Дифференциальная диагностика детей раннего возраста» (2007 г.), индивидуальными консультациями по актуальным проблемам практической работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ (2004-2009 г.г).
Методические и дидактические материалы, разработанные в процессе деятельности педагогической мастерской, используются учителями-логопедами г. Набережные Челны в педагогической практике, при организации методической работы. Так же создана и постоянно пополняется компьютерная база этих материалов по различным направлениям в педагогической мастерской учителей-логопедов ДОУ № 76 и № 67 (санаторные ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), № 8 и № 48 (санаторные ДОУ для детей с нарушениями зрения), № 22 (ДОУ для детей с аллергическими заболеваниями), № 75 ( ДОУ для детей с туберкулезной интоксикацией), № 38 (ДОУ для часто болеющих детей).
Привлекательность и удобство организации формирования профессионального опыта в педагогической мастерской состоит в том, что:
а) создается возможность обмена жизненным,
профессиональным опытом специалистов-практиков,
находящихся на разных уровнях профессионального
развития, с разным образованием и опытом
профессиональной деятельности.
б) реализуется потребность в наставничестве,
присвоении опыта в общении с коллегами,
самоутверждении среди коллег.
При этом формируется:
- новый профессиональный опыт всех участников мастерской;
- профессиональный опыт учителя-наставника;
- методический опыт организации деятельности педагогической мастерской;
- опыт совместной творческой деятельности в виде творческого продукта (методические разработки, разработки логопедических занятий и т.п.).
В результате организации деятельности педагогической мастерской учителя-логопеда происходит не только формирование профессионального опыта учителя-логопеда, но и повышается динамика профессионального роста, выражающаяся, прежде всего, в повышении квалификационной категории.
Таким образом, условия педагогической
мастерской определяют формирование нового
профессионального опыта и учителя-мастера и
обучающихся как опыта самостоятельного,
творческого решения педагогических задач,
овладения новыми способами деятельности,
деятельностными знаниями, важными
составляющими профессиональной компетенции.
Повышение профессиональной компетентности
учителя-логопеда как специалиста ДОУ не может
ограничиваться только расширением
специальных знаний, приемов ведения
логопедической работы. Огромное значение имеет социально-личностная
составляющая.
Личностный компонент формирования профессиональных качеств учителя-логопеда как специалиста ДОУ включает в себя, прежде всего, умение общаться, ведь профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ — это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность логопедической работы в детском саду. Очень важно «открыть» ребенка на общение с логопедом, ведь, как правило, дети, имеющие нарушения речи малообщительны, замкнуты.
"Открытие" ребенка на общение — зависит, в первую очередь, от создания комфортных условий на занятиях (в состоянии психологического комфорта дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то же время, знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает учителю-логопеду планировать дальнейшую совместную с ним работу.
Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.
Личностно-ориентированная модель общения предполагает ситуацию, при которой взрослый предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру и радости существования.
С этой целью разработана памятка «Советы специалисту для успешной работы с детьми» (Приложение 1)
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентноспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.
Литература:
- И.В. Родина, Е.И. Бобрышова. Стиль общения педагога с детьми. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №6, 2008 г. Стр.34-37.
- В. Я. Сайтханова. Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской. Автореферат. Шуя 2009.