Урок математики в 3-м классе "Диаграмма и решение задачи"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: познакомить учащихся с теми возможностями, которые представляют диаграммы в плане решения задач; сформировать навыки решения задач с помощью диаграммы; продолжение формирования навыка работы с учебником.

Оборудование: учебник математики 3 класс I часть, автор: А.Л.Чекин, ТСР по математике 3 класс, автор: О.А.Захарова, линейка, карандаш.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Приветствие гостей, проверка рабочих мест.

II. Актуализация знаний.

- Чему учились на предыдущем уроке?

- Что называется диаграммой? (Диаграмма - чертеж или схема, которая наглядно показывает соотношение между различными величинами. Сами величины изображаются в виде отрезков или геометрических фигур)

- Какие бывают диаграммы?

- С каким видом диаграмм мы с вами познакомились? (Полосчатая диаграмма)

III. Постановка цели урока.

- Откройте учебник, найдите и прочитайте тему нашего урока. Чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Учиться решать задачи с помощью диаграмм)

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

- Прочитайте шепотом задачу № 392. Прочитайте условие.

- Какая, из двух диаграмм, соответствует условию данной задачи?

- Почему вы так считаете? (Потому что на этой диаграмме сначала изображена меньшая величина - 10 мешков, а затем большая - в 3 раза больше, с помощью полоски, длина которой находится в этом же отношении с длиной первой полоски)

- Прочитайте требование задачи и найдите ответ с помощью этой диаграммы?

- Проверим правильность ответа с помощью арифметического решения этой задачи.

- Запишите в тетрадях решение задачи. Прочитайте свою запись.

- Почему выбрали действие умножение? (В 3 раза больше). Совпал ответ арифметического решения с ответом, полученным при помощи диаграммы?

- Выполним № 393. Прочитайте первую часть задания.

- Какую величину удобнее изобразить сначала: меньшую или большую? Нужно обозначать единичный отрезок?

- Прочитайте вторую часть задания и выполните его. (У доски работает один ученик)

- Проверьте, правильно ли выполнено на доске? Кто сделал также?

V. Включение нового содержания в систему ранее усвоенных знаний.

- Потренируемся решать задачи с помощью диаграммы.

- Прочитайте задание № 394.

- Что нам нужно сделать?

- Запишите в тетрадях "Задача 394".

- Прочитайте условие задачи, требование. Сколько величин в данной задаче? Какие? (Возраст сына и возраст отца)

- Сколько клеточек удобнее отступить вниз, чтобы построить диаграмму к данной задаче?

- Постройте числовой луч. С какой величины начнем построение? (С возраста сына)

- Выберите отрезок для изображения возраста сына. Изобразите эту величину. Чтобы изобразить возраст отца, сколько нужно отложить таких единичных отрезков на луче? Изобразите возраст отца.

- Прочитайте требование и ответьте с помощью диаграммы. Проверьте ответ, записав арифметическое решение. Прочитайте свое решение. Совпал ответ решения с ответом диаграммы?

VI. Динамическая пауза.

- Игра на внимание. Рассчитаться на "первый-четвертый", " первый-восьмой", "первый - тринадцатый". Задайте вопрос на кратное сравнение по последнему расчету?

VII. Формирование умений и навыков в условиях нового содержания совместно с ранее изученным материалом.

- Прочитайте задание № 395.

- Рассмотрите диаграмму, о каких данных идет речь? Составьте задачу, так, чтобы она соответствовала этим данным.

- Запишите в тетрадях решение и ответ задачи.

-  № 396. Прочитайте задание. Какая должна быть задача? (На кратное сравнение)

- Как будет звучать требование? (Во сколько раз меньше, во сколько раз больше)

- Составьте задачу.

- Прочитайте нижнее задание. Ответьте на него. Почему ты так решил?

VIII. Рефлексия деятельности.

- Чему удалось научиться на уроке?

- Что вызывает трудности?