Задачи урока: познакомить учащихся с теми возможностями, которые представляют диаграммы в плане решения задач; сформировать навыки решения задач с помощью диаграммы; продолжение формирования навыка работы с учебником.
Оборудование: учебник математики 3 класс I часть, автор: А.Л.Чекин, ТСР по математике 3 класс, автор: О.А.Захарова, линейка, карандаш.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие гостей, проверка рабочих мест.
II. Актуализация знаний.
- Чему учились на предыдущем уроке?
- Что называется диаграммой? (Диаграмма - чертеж или схема, которая наглядно показывает соотношение между различными величинами. Сами величины изображаются в виде отрезков или геометрических фигур)
- Какие бывают диаграммы?
- С каким видом диаграмм мы с вами познакомились? (Полосчатая диаграмма)
III. Постановка цели урока.
- Откройте учебник, найдите и прочитайте тему нашего урока. Чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Учиться решать задачи с помощью диаграмм)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
- Прочитайте шепотом задачу № 392. Прочитайте условие.
- Какая, из двух диаграмм, соответствует условию данной задачи?
- Почему вы так считаете? (Потому что на этой диаграмме сначала изображена меньшая величина - 10 мешков, а затем большая - в 3 раза больше, с помощью полоски, длина которой находится в этом же отношении с длиной первой полоски)
- Прочитайте требование задачи и найдите ответ с помощью этой диаграммы?
- Проверим правильность ответа с помощью арифметического решения этой задачи.
- Запишите в тетрадях решение задачи. Прочитайте свою запись.
- Почему выбрали действие умножение? (В 3 раза больше). Совпал ответ арифметического решения с ответом, полученным при помощи диаграммы?
- Выполним № 393. Прочитайте первую часть задания.
- Какую величину удобнее изобразить сначала: меньшую или большую? Нужно обозначать единичный отрезок?
- Прочитайте вторую часть задания и выполните его. (У доски работает один ученик)
- Проверьте, правильно ли выполнено на доске? Кто сделал также?
V. Включение нового содержания в систему ранее усвоенных знаний.
- Потренируемся решать задачи с помощью диаграммы.
- Прочитайте задание № 394.
- Что нам нужно сделать?
- Запишите в тетрадях "Задача 394".
- Прочитайте условие задачи, требование. Сколько величин в данной задаче? Какие? (Возраст сына и возраст отца)
- Сколько клеточек удобнее отступить вниз, чтобы построить диаграмму к данной задаче?
- Постройте числовой луч. С какой величины начнем построение? (С возраста сына)
- Выберите отрезок для изображения возраста сына. Изобразите эту величину. Чтобы изобразить возраст отца, сколько нужно отложить таких единичных отрезков на луче? Изобразите возраст отца.
- Прочитайте требование и ответьте с помощью диаграммы. Проверьте ответ, записав арифметическое решение. Прочитайте свое решение. Совпал ответ решения с ответом диаграммы?
VI. Динамическая пауза.
- Игра на внимание. Рассчитаться на "первый-четвертый", " первый-восьмой", "первый - тринадцатый". Задайте вопрос на кратное сравнение по последнему расчету?
VII. Формирование умений и навыков в условиях нового содержания совместно с ранее изученным материалом.
- Прочитайте задание № 395.
- Рассмотрите диаграмму, о каких данных идет речь? Составьте задачу, так, чтобы она соответствовала этим данным.
- Запишите в тетрадях решение и ответ задачи.
- № 396. Прочитайте задание. Какая должна быть задача? (На кратное сравнение)
- Как будет звучать требование? (Во сколько раз меньше, во сколько раз больше)
- Составьте задачу.
- Прочитайте нижнее задание. Ответьте на него. Почему ты так решил?
VIII. Рефлексия деятельности.
- Чему удалось научиться на уроке?
- Что вызывает трудности?