Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте, к сожалению, числа таких детей необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.
Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей. Огромное значение, в этом направлении, имеет использование образовательного потенциала учреждений дополнительного образования (УДО).
Имеющиеся противоречия между необходимостью интеллектуального развития детей с ОВЗ, введения их в полноценную активную жизнь и плохо развитой социально-педагогической системой может быть, хотя бы частично, разрешено через УДО включением в процесс социализации таких детей.
Определимся сразу с терминологией. Дети с ОВЗ – это дети, “имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации”.
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон “Об образовании”, “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)” и др.
По своему статусу и по направлению уставной деятельности УДО призваны выполнять социальный заказ на формирование и развитие личности, социально-педагогическую поддержку и защиту прав детей на получение качественного дополнительного образования. В полной мере это относится и к детям с ОВЗ.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
В современном обществе УДО становятся все более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, общению, широкому социальному и педагогическому взаимодействию с семьей.
Наше образовательное учреждение “Станция Юных Техников” (“СЮТ”) и по уставной деятельности занимается работой с детьми с ОВЗ и соответственно большое значение придается взаимосвязи с родителями.
В нашей практике мы выделяем следующие задачи:
- обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ОВЗ, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности;
- создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;
- объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы.
Данные задачи связаны с процессами самопознания родителями своей воспитательной роли в семье, обогащением их собственного опыта взаимоотношений с ребенком.
Образовательные и воспитательные услуги оказываются нами бесплатно. Содержание дополнительного образования детей включает:
- рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
- организацию и формирование нового социального опыта;
- психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии;
- персонификацию объемов и темпов усвоения образовательных программ.
Во главу угла, конечно, ставится удовлетворение интеллектуальных потребностей ребёнка, которые вызваны следующими основными мотивами: самораскрытие, самоутверждение при освоении теоретических и практических знаний и навыков; дополнительного общения со сверстниками; получения определённых элементов социальной защищённости.
Содержание образования определяется учебным планом. План корректируется с родителями, психиатром поликлиники, где наблюдается ребенок и психиатром школы, где ребенок получаете основное образование. В учебном плане предусмотрены часы на индивидуальную работу, в том числе, на детей выведенными на домашнее обучение в основной школе и часы на научно-исследовательскую деятельность этих учащихся.
Для организации работы с такими семьями, необходимо иметь следующие условия:
1. Нормативно-правовые условия, которые опираются на документы федерального, регионального, муниципального уровней и разработанные на их основе локальные акты учреждения (например: “Положение о работе с детьми ограниченными возможностями здоровья по структурному подразделению МОУ ДОД “СЮТ”, положение о “Попечительском совете МОУ ДОД “СЮТ” и другие).
2. Кадровые условия, которые определяют уровень квалификации педагогов, систему ее повышения на специализированных курсах. Особое значение придается повышению мотивации специалистов УДО.
3. Учебно-методические условия необходимы для проведения качественного процесса обучения (методические пособия, специализированная литература и другие материалы).
4. Материально-технические и финансовые условия, определяющие возможность приобретения необходимого оборудования и учебно-комплектующих материалов.
5. Информационные условия, позволяющие осуществлять аналитическую деятельность, это - мониторинг: уровня освоения программ, участия детей с ОВЗ и их родителей в массовых мероприятиях, конкурсах, выставках, достижений).
Деятельность педагога по организации работы с детьми ОВЗ и их родителями можно представить в пяти направлениях:
1. Сбор информации о семье, ее запросах, готовности к сотрудничеству с “СЮТ” (анкетирование, беседы, наблюдение и т.д.). Далее родители пишут заявление с просьбой зачислить ребенка для обучения в конкретное объединение в “СЮТ”.
2. Организация психолого-педагогического процесса обучения. При этом активизируется роль родителей в выборе направленности и объеме обучения.
3. Особое значение придается в процессе обучения контролю за развитием и эмоциональным состоянием ребенка (например, составляется индивидуальная карта развития) в котором обязательно участвуют родители, психиатр школы и учитель основной школы.
4. Организация досуговых мероприятий:
– участие детей и их родителей в праздниках, презентациях открытия выставок, организации итоговых мероприятий;
– в досугово - трудовой деятельности: благоустройство помещений, ярмарка-продажа семейных поделок, оформление кабинетов к праздникам, творческие мастерские, мастерская народных промыслов. В этой мастерской дети с родителями могут изготовлять сувениры, подарки к праздникам.
5. Оценка, т.е. анализ эффективности (количественной и качественной) работы педагога выражается в результатах его деятельности.
Результатом работы “СЮТ” его педагогического коллектива с детьми с ОВЗ и их семьями являются следующие показатели:
– в “СЮТ” обучается 1935 детей, из них 1% - дети с ОВЗ. Направления деятельности: декоративно-прикладное творчество, техническое моделирование и конструирование, информатика, естественно-научное (иностранные языки), культура речи;
– дети занимаются, как правило, до возрастного периода 18 лет в течение нескольких лет;
– наблюдается интеграция учащихся, т.е. освоение нескольких направлений деятельности или переход из одного объединения в другое со следующего учебного года при согласовании со специалистами, родителями и при успешном освоении основной школьной программы;
– отмечается результативное участие в выставках, конкурсах разного уровня (городских, региональных, областных), а также в рамках проводимых городским обществом инвалидов. За 2007-2008 уч. год 3% от общего числа детей с ОВЗ стали дипломантами, призерами, награждены ценными подарками по итогам этих мероприятий;
– интеграция детей с ОВЗ, особо находящихся на домашнем обучении, в социум, дает положительный опыт общения с другими детьми в “СЮТе” и других местах. Как отмечают родители, и учителя это положительно влияет на настроение, психологичное состояние, соответственно здоровье ребенка, на учебу.
Таким образом, существующий опыт работы “СЮТ” с семьями имеющими детьми с ОВЗ позволяет достичь хороших результатов в обучении, социализации их в обществе, повышение уверенности в своих силах и возможностях.
Список литературы
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Учебное пособие. – Екатеринбург, АМБ, 2001.
- Гордон Т. Программа "Тренинг эффективности родителей". Помощь в воспитании детей / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.
- Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество Росси,2005.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
- Учебно-методический центр развития образования. Дети с отклонениями в развитии в системе дополнительного образования. Новоуральск, 1999 г.
- Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД “Дворец молодежи”, 2005 - 92 с.
- Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей инновационная социально-педагогическая модель: В 2 ч. – М., 1996.