Сегодня, когда приоритетными ценностями развитого информационного общества становится информация, наиболее приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с этой информацией. С особой актуальностью зазвучали идеи личностно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся. В связи с этим возникает проблема формирования компетенций на уроках, в частности на уроках математики.
Решением этой проблемы для учащихся основной школы может быть идея реализации программы “Путешествия к истокам”, которая предназначена для учащихся 5–7 классов. Программа имеет нравственно-эстетическую направленность, ориентированную на совместную деятельность учителей-предметников (автор кандидат педагогических наук Е.Б. Евладова, г. Москва).
Эта программа предполагает воспитание уважения к общечеловеческим ценностям, обращение к истории культуры, искусства, науки; она ориентирована на веру в творческую сущность каждого ученика. В программе большое значение для решения воспитательно-образовательных проблем отводится урокам математики. Русская история и культура могут быть показаны под новым углом зрения - через становление новых наук. Первые арифметики, оригинальные формы счета, принятые на Руси, древние меры длины и веса - все это страницы истории науки. Ребятам интересно решать задачи из старинных арифметик, над которыми ломали голову их сверстники еще сотни лет назад. Это дает возможность задуматься над тем, что даже математические задачи несут на себе отпечаток времени и дают возможность увидеть кусочек прошлой жизни, бытие русских людей.
Достижения современной науки имеют глубокие корни. Поэтому важно не только обращаться к научным фактам, но и к людям, которые их добывали. Жизнь и творчество ученых, стоявших у истоков отечественной математики, является важнейшим материалом для учеников. Ребята могут увидеть за цифрами и формулами личности конкретных людей, проникнуться уважением к их исканиям новых путей в науке. Реализацию программы “Путешествие к истокам” можно рассматривать как возможность осуществления компетентностного подхода. Так как предполагается формирование таких интеллектуальных умений, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать, принимать решения, прогнозировать, соотносить результат действия с выдвигаемой целью.
Обогатить содержание математического образования возможно за счет связи с другими предметами: историей, литературой, МХК. Цель работы в русле этой программы заключается в том, чтобы попытаться наполнить учебную деятельность ребенка таким содержанием, которое устраивало бы его полностью, усиливало бы интерес ребенка к знаниям, притягивало бы к себе. В соответствии с этой целью, одна из задач: осуществлять изучение материала через организацию проектной деятельности учащихся, в ходе которой учащиеся:
- составляют и решают собственные задачи с исторической фабулой, рассматривают возможности применения достижений древних ученых в современных реалиях,
- знакомятся с интересными фактами из истории математики,
- решают на уроках задачи, связанных с историей нашей страны, с ее архитектурными и культурными памятниками (5 класс), историей Древней Греции, Древнего Востока (6 класс).
Работа по этой программе направлена на реализацию учебной проектной деятельности, для того, чтобы
- выработать у учащихся самостоятельное критическое мышление, умение работать с информацией;
- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Перечисленные интеллектуальные и социально-значимые умения относятся к группам компетенций (по классификации И.А.Зимней), к деятельности человека и к социальному взаимодействию человека и социальной среды.
Так, например, работа над проектом: “Историческая задача” позволяет учащимся реально представить картины прошлого и вместе с тем, как бы стать участником былых событий. Ведь точно такие же задачи или им подобные приходилось решать древним министрам, военным политикам, полководцам, зодчим. Они могут представить себе то, как архитекторы того времени пользовались правилами “золотого сечения”, опирались на точный арифметический расчет, вследствие чего создавали величайшие памятники архитектуры. И детям тоже необходимо будет применять свои знания и умения на практике, применять смекалку, находчивость, воображение, сообразительность, точный расчет.
Подходя к личности школьника, с точки зрения личностно-ориентированного подхода, гуманистической педагогики, видно, что не может быть эталона, к которому надо подтягивать других. Ученик, который достаточно слабо решает задачи по математике, в то же время может овладеть исключительным вкусом к художественной стороне действительности. Естественно, что при таком подходе к обучению математике, речь может идти о предоставлении простора действий для каждого ученика. Чрезвычайно важным является стимулирование в детях их личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
В русле программы “Путешествие к истокам” и с учетом программного материала по учебникам Зубаревой И.И. для 5–6 классов, по алгебре и геометрии для учащихся 7 классов разработано дополнение к тематическому планированию, которое предусматривает вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Приложение 1. Урок “Дроби, или Вовка Тапочкин в Древней Греции”. 5 класс.
Приложение 2. Урок “Старинные русские меры”. 6 класс.
Приложение 3. Урок-семинар по теме “Науки Средневековья” (у автора).