Урок музыки. Жанры казачьих песен. Урок кубановедения

Разделы: Музыка


Цели:

  • Создать условия для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих  песен.
  • Развивать музыкально-языковое мышление учащихся.
  • Создать условия для углубления патриотических чувств у учащихся.

Оборудование:

  • Стенд «музыка Кубани».
  • Видеофрагменты:
  • запись концерта Государственного Кубанского казачьего хора (вокально-хореографическая композиция «Встреча кубанских казаков»);
  • открытие памятника Екатерине Второй в г. Краснодаре.
  • Аудиозаписи песен:
  • «Мы с тобой казаки», (муз. В. Г. Захарченко);
  • «Прощай, станица» (казачья народная песня);
  • «Казачье веселье» (казачья народная песня);
  • «Вдовы России» (сл.М. Г. Голуб, муз. Г. Пономаренко)
  • Гимн Кубани» (сл. О.К. Образцова, муз. народная в обработке В.Г.Захарченко)

ХОД УРОКА

1. Инициализация урока:

а) Вход детей под музыку песни «Мы с тобой казаки»

б) Беседа

У.: Ребята, знакома ли вам эта песня? Давайте, определим её основную мысль.
Песня  «Мы с тобой казаки» может послужить эпиграфом к нашему уроку,  тема которого «Жанры казачьих песен», иначе говоря, о чём пели наши предки – казаки. Но, прежде всего, я хотела бы спросить вас и наших гостей, а что же означает слово казак? (Вольный человек).
– Да, конечно, казаки не мирились с рабством, крепостным правом. На Кубани для казаков была «ширь и простор», где каждый из них – казак, т.е. сам себе господин.
– А как вы думаете, казаки любили петь?
– А когда же звучали песни? (Праздники, труд, война, гулянья, посиделки и т.д.)
– А какие по характеру были эти песни? (Весёлые и  грустные)

2. Введение новых понятий

– Грустные песни у казаков были не такие, от которых хотелось плакать, а песни – думы, раздумье. Послушайте песнь «Прощай, станица» и попробуйте определить характер, содержание  песни.

а) Слушание: «Прощай, станица»  (к. н. песня)

Ответы учащихся: темп – медленный, характер – сдержанный (показать жестом). Содержание – проводы на войну.

– Что это за жанр? (Песня-дума)
– Да, казаки идут  на войну защищать своё Отечество. Они не знают, останутся ли живы, размышляют о своих семьях, оставшихся без кормильцев.
– Проводили мы казаков, а какими мы их  видим на войне, было ли у них  время печалиться? (На войне они были смелыми, бравыми, сильными, не боящимися  никаких трудностей)
– Так появились строевые военные песни.
– Посмотрите запись концерта кубанского казачьего хора. Кто является руководителем этого хора? (В.Г.Захарченко). Определите характер песни.
– Почему её называют строевой?
характер – бравый, смелый, задорный; (шли строем – строевые).

 б) Просмотр и слушание вокально - хореографической композиции «Встреча кубанских казаков».

Учащиеся:  характер – бравый, смелый, задорный; шли строем – строевая.

в) Беседа.

У.: А все ли казаки  возвращались с войны?
– Да, были и такие семьи, в которых навсегда поселилось горе. Это  те матери и жёны, которые потеряли своих мужей.
– Могли ли звучать весёлые песни? (Нет).
– Правильно, пели другие песни. Какие они были по характеру? (Грустные)
– Их называли   лирические песни. Мы на прошлом уроке начале разучивать песню «Вдовы России».
– Кто написал эту песню? (кубанский композитор Григорий Пономаренко).
– Эта песня написана в наше время (современная, но композитор сохранил традиции кубанской песенной культуры)

г) Работа над песней «Вдовы России» (в сопровождении  инструмента).

– Вот какую прекрасную лирическую песню написал Г. Пономаренко. Памятник  этому композитору установлен  в г. Краснодаре, возле здания Краевой филармонии, где проходят различные конкурсы и концерты.
Ученица нашей школы Н. Трахачёва дважды принимала участие в Краевом фестивале-конкурсе «Адрес детства – Кубань». Послушайте её исполнение. 

Представьте на мгновение себя членами жюри такого конкурса  и постарайтесь дать оценку её выступлению.

д) Слушание песни «Россия, Русь» (авт. В.Г.Захарченко)

– Ребята,  а когда наступало время праздников, какие звучали песни: строевые, лирические, песни – думы?
– Существует ещё один жанр казачьей песни. О каких песнях идёт речь? (О плясовых)
– Каков, как вы думаете,  каков был характер   этих песен? (весёлые, танцевальные,  заводные, ноги так и неслись в пляс)
– Давайте  исполним  плясовую песню «Кубанские казаки» и постараемся поднять настроение нашим гостям.

е) Исполнение песни «Кубанские казаки».

3. Закрепление новых понятий и навыков

– Многие  ребята нашей школы являются участниками образцового ансамбля «Казачья песня».
– Давайте послушаем в их исполнении песню « Казачье веселье» и попытаемся определить её жанр.

а) Слушание: «Казачье веселье».

– Мы увидели, насколько разнообразны казачьи песни. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими жанрами казачьих песен мы сегодня познакомились? (Песни-думы, строевые, лирические, плясовые).
– Казаки  умели и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтили традиции и уважали предков, были истинными сынами своего Отечества.
– А как называют человека, который любит свою Родину, готов отдать жизнь за Отечество? (Патриот)
– А как же будет называться жанр песни, если в ней говориться о любви к Родине? (Патриотическими)
– У каждой страны есть самая главная патриотическая песня, которая вместе с флагом и гербом является символом страны. Где и когда исполняется Гимн?
– Всё, что вы перечислили, – важные события для нас. Для всего кубанского народа очень памятным стал день открытия памятника Екатерине Второй в г. Краснодаре. Мне посчастливилось быть в составе музыкальной делегации  на этом празднике. Сейчас мы с вами посмотрим видео фрагмент этого исторического события. Я прошу вас, ребята, обратить внимание на выражение лиц. Настроение людей в тот момент, когда будет звучать Гимн.

б) Просмотр видеофрагмента «Открытие памятника Екатерине II в г. Краснодар».

– Что вы увидели? Что вас взволновало? Почему такие лица были у людей?
– Давайте же закончим урок патриотической песней, самой главной песней Кубани   «Гимном».

в) Исполнение Гимна Кубани.