Игра "Счастливый случай" по теме "Люби и знай свой край родной!" (внеклассное мероприятие для учеников 3-го класса)

Разделы: Внеклассная работа


Цели:
- обобщить и расширить знания учащихся о природе родного края,
- способствовать развитию желания самостоятельно наблюдать и изучать природу родного края,                    
- способствовать развитию умения видеть красоту окружающей нас природы,           
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: карта Кольского полуострова, бочонки с номерами от 1 до 6 из лото, выставка книг, Красная книга Мурманской области, слайды с изображением редких животных, презентации «Олений народ» и «Поморы».

Участники: 2 команды, жюри, ведущий, девочка в весеннем наряде.
Готовясь к игре, ребята придумывают для своей команды название, эмблему и девиз. Они изготавливают также по 2 знака экологического содержания (разрешающий и запрещающий).

Ход игры

Ведущий читает стихотворение «Если ты на Севере живёшь»

Верите, ребята, или нет,
Что порой бывает звонким свет?
Если ты на Севере живёшь
И полярной ночью солнца ждёшь,
То поймёшь тогда, что первый луч
В самом деле, звонок и певуч.

I. Представление команд. Представление жюри. Объявление правил игры.

II. 1 гейм «Разминка» (на обсуждение даётся по 10 – 15 секунд).
Вопрос I команде. В какой природной зоне мы с вами живём? (тундра и лесотундра)
Вопрос II команде. Какие моря омывают Кольский полуостров? (Баренцево море и Белое море)
Вопрос I команде. Почему в нашем посёлке много бездомных животных?
Вопрос II команде. Нужно ли сжигать весной прошлогоднюю траву?

III. 2 гейм «Заморочки из бочки» (представители команд по очереди берут из мешочка бочонок лото с номером вопроса, коллективно обсуждают и выбранный игрок даёт ответ на вопрос).
Вопрос I команде. Что такое заповедник? (особо охраняемый природный комплекс: земля, вода, растительный и животный мир, навсегда изъятый из хозяйственного использования)
Вопрос II команде. Что такое экология? (наука, изучающая условия обитания живых существ и их взаимодействия с другими организмами и окружающей средой)
Вопрос I команде. Каковы особенности растений Кольского полуострова?
Вопрос II команде. Каковы особенности животных Кольского полуострова?
Вопрос I команде. Что такое «птичьи базары»?
Вопрос II команде. Какая птица с ценным пухом занесена в Красную книгу Мурманской области? (гага)
Пока жюри подводит итоги 2 геймов, заранее подготовленные дети рассказывают о Красной книге Мурманской области. Сообщения сопровождаются показом слайдов животных, занесённых в эту книгу.

IV. 3 гейм «Ты мне, я тебе».
- Что означает этот знак? (Команды друг другу показывают сделанные заранее знаки на экологическую тематику, соперники должны угадать их значение.)

V. 4 гейм «Гонка за лидером».

  • Его называют лёгкими планеты (лес).
  • Коренные жители Кольского полуострова (саамы, поморы).
  • Основное занятие коренных жителей тундры (оленеводство).
  • Его едят северные олени (ягель).
  • Самое большое озеро Мурманской области (Имандра). Покажи его на карте.
  • Самое глубокое озеро Мурманской области (Умбозеро). Покажи его на карте.
  • Самая длинная река Мурманской области (Поной). Покажи её на карте.
  • Самая водоносная река Мурманской области (Тулома). Покажи её на карте.
  • Какую северную рыбу называют красной (сёмгу).
  • Как раньше назывался наш посёлок? (Губа грязная)
  • Назовите заповедники, расположенные на территории Мурманской области (Лапландский, Кандалакшский и Пасвик).
  • Международная организация экологов (Гринпис).

Пока жюри подводит итоги 3 и 4 геймов, ученик делает подготовленное сообщение о коренных жителях Кольского полуострова (презентация).

VI. 5 гейм «Тёмная лошадка».
Звучит музыка, появляется девочка в костюме весны и читает стихотворение или исполняет песню о весне.
-  Вы догадались кто я? Вы совершенно правы: я – символ пробуждения природы от зимнего сна. Я пришла к вам в гости не с пустыми руками, в моём лукошке необычные загадки. Попробуйте их отгадать.

  • Какие цветы открывают весну в Заполярье? (мать-и-мачеха)
  • Какие птицы открывают весну в Заполярье? (серая ворона)
  • Какие ягоды растут в лесотундре? (черника, голубика, брусника, морошка, вороника)
  • Какие съедобные грибы вы собираете осенью в наших лесах  (подосиновик, подберёзовик, белый, сыроежка, моховик, волнушка, маслёнок …)
  • Он круглый год пасётся среди полярных мхов, по тундре носит солнце на веточках рогов  (северный олень).
  • Всех я за день навещу, всё, что знаю, растрещу! (сорока)
  • И в лесу и на болоте травку вы найдёте. А на ней краснеет гроздь – кисло-сладких ягод горсть (брусника).
  • Кто по мшистой мокрой тропке, словно мячик, скачет ловко? (лягушка)
  • Не спорю – не белый, я, братцы,  попроще. Расту я обычно в берёзовой роще  (подберёзовик).
  • Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладкий и красивый с ножкой тонкой и прямой (подосиновик).

VII. 6 гейм «Конкурс капитанов»
Представьте что вы глава нашего посёлка (мэр города).
- Что, по-вашему, необходимо сделать в первую очередь, чтобы улучшилась экологическая обстановка в нашем регионе.
Пока капитаны готовятся, ведущий знакомит с рубрикой «Знаете ли вы?»

  • Знаете ли вы, что знаменитый олений мох, или ягель, - никакой не мох, а лишайник? У нас растёт 3 вида ягелей. Кустики растут очень медленно – за год на 4 - 5 мм. Северные олени поедают свой олений мох и зимой, и летом.
  • Знаете ли вы наших долгожителей? Когда в тундре увидишь под ногами хрупкие кустики ягеля, едва ли поверишь, что им, возможно, не меньше 300 лет. Самым обычным лишайникам на стволах деревьев, лет по 30 - 50. Однако главные долгожители встречаются среди накипных лишайников. Установлено, что некоторым из них, растущим на валунах и скалах, по 4000 лет.
  • Кто, по-вашему, совершает самые длинные путешествия? Из всех пернатых самые длинные перелёты совершают полярные крачки. Весной они гнездятся в Арктике, а потом в поисках пищи летят до Антарктиды, преодолевая расстояние до 20000 километров. Чёрная крачка может находиться в полёте 10 лет без посадки. Она ест, пьёт и спит на лету.

Конкурс капитанов.

VIII. Подведение итогов игры – слово членам жюри. Награждение победителей.

IX. Заключение.
Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил ещё одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25000 видов растений! Охрана природы – наше общее дело. Это известно любому, только не каждый понимает, что общее – значит и его. Ведь немногим выпадает удача помочь спасению китов или тигров. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому.

Приложение