Технология построения данного урока учитывает не только бинарный режим, но и реализацию дидактического цикла на уроках обществознания.
Который направлен на организацию активного усвоения нового учебного материала. В основе технологии дидактического цикла лежит теория Л.Я.Зориной(1989) о дидактическом цикле процесса обучения. Дидактический цикл – единство взаимосвязи элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками. Урок, выполненный в данной технологии должен обладать внутренним единством, не смотря на то, что каждая фаза наполнена собственным содержанием, в целом сохранена строгая последовательность цикла. В итоге учащиеся получают определенный продукт или понимают, как использовать полученные знания в жизни. Если говорить обществоведческим языком, то знания, полученные на уроке, должны способствовать процессу социализации личности ученика.
Модель дидактического цикла урока обществознания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Повто-рение ранее прой-денного материала, близкого к новой теме урока (погру-жение в тему) |
Обнаруже- ние незнания |
Освоение нового учебного материала | Осознание приращения к знанию (ликвидация незнания) |
Примене- ние нового материала |
Прис- воение знания |
Осуществле-ние обратной связи, самоконт-роль |
Тема урока: « Отношения между людьми».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентации учеников, презентация учителя, интерактивный комплекс, учебник Обществознание 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, рабочая тетрадь, тесты для подготовки к ЕГЭ.
Цель урока: формирование самостоятельных представлений учащихся на тему общение, как потребность, вид деятельности, основа межличностных отношений.
Задачи урока:
- Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.
- Формирование умений презентовать приобретенные знания и опыт.
- Закрепления навыка работы в группах.
- Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.
Продолжительность урока: 45 минут
Ход урока.
Оргмомент(1 минута)
1. Фаза повторения ранее пройденного материала, с целью погружения в тему урока. ( 9 минут)
Учитель проверяет домашнее задание, ученики были заранее разделены по группам и подготовили презентации (5-6 слайдов):
- Я – человек.(отличие человека от других живых существ).
- Потребности человека.( социальные, биологические).
- Человек и его деятельность.(структура деятельности)
2. Фаза обнаружения незнания.( 7 минут)
Направлена на получение учителем информации о состоянии субъективного опыта учащихся в конкретный момент и раскрытие потенциальных возможностей учеников быть субъектом познания.
Надпись на доске
Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.
Л. Фейербах ( немецкий философ)
1. Учитель в ходе урока будет опираться на это высказывание с целью подтвердить мысль афоризма.
Для начала ученикам предлагается высказать свои ассоциации со словом «отношение»
( цвет, запах, тактильные ощущения, окружающая среда).
Дети рисуют свой образ.
Учитель: Все высказывания относятся к определенной связи либо
между – человеком и группой
либо между двумя людьми
либо величинами
а то и между странами
НО…
Межличностные отношения – ( основная тема урока) особенная связь человека с окружающими.( деловые, личные, приятельские, товарищеские, семейные и др.)
Носят обоюдный характер ( то есть взаимный).
Здесь уместно употреблять слово «взаимо». Например, взаимовыручка.
Попробуйте продолжить…( взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие и т.д.)
( см. презентацию)
3.Фаза освоения нового учебного материала.
( 8 минут)
Направлена на приобретение учащимися собственно обществоведческих знаний.
Непременное условие –
самостоятельная работа учащихся.
Класс уже заранее поделен на группы ( при выполнении еще домашнего задания).
Учитель: Что же является основой межличностных отношений?
Иначе говоря, с чего они начинаются?
Чувства
Задание по группам: (вам поможет учебник стр. 101)
1.Группа. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.
2. Группа. Назовите чувства, которые людей разъединяют.
3.Проиллюстрируйте различные чувства примерами из литературных источников.
4. Фаза. Ликвидация незнания. ( 5 минут)
Здесь у учащихся происходит структурирование полученной информации. После выступлений групп учитель подводит итог на схеме.
( см.презентацию)
Важное условие межличностных отношений – понять другого человека.
5.Фаза. Применение нового учебного материала.
( 5 минут)
Может осуществляться через определение «работоспособности» новой структуры знания.
Учитель: вопросы к классу.
Попробуем вместе определить виды межличностных отношений.
( см. презентацию)
Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. ( знакомство)
Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?Приятели.( приятельство)
В классе вы все…? Товарищи. ( товарищество)
А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений…Догадались?(дружба)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями.
Какие вам известны литературные герои, кого можно назвать друзьями?
(Кай и Герда, Буратино и Пьеро, Пушкин и Пущин и др.)
Обращение к афоризму, использованному на уроке.
Фаза . Присвоение нового учебного знания.
(2 минуты)
Имеет практико-ориентированную направленность. Может быть реализован за рамками классно-урочной системы. В виде организации домашнего задания.
Учитель: Ваше домашнее задание на доске.
Параграф 11 исследовать, задание 4 стр. 109.
6.Фаза. Осуществление обратной связи и самоконтроля. ( 7 минут)
Здесь происходит совершенствование взаимодействия учителя и учеников. Может быть использован тест, корректирующие вопросы от учеников, определение проблемы для следующего урока.
Тест
1. «Обособившая от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей, называется…»
Ответ: ОБЩЕСТВО
2.Что свойственно человеку в отличие от животного?
1) инстинкты
2) эмоции
3) потребности
4) сознание
Ответ: 4) СОЗНАНИЕ
3.Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, - это…
1) потребность
2) мотив
3) целеполагание
4) деятельность
Ответ: 4) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4. Установите соответствие: потребности – примеры.
Впишите в соответствующие колонки виды потребностей человека ( цифра 1или 2) |
|||
А | Б | В | Г |
Примеры:
А. температурная среда
Б. питание
В. общение
Г. Самореализация
Потребности: 1. социальные; 2. Биологические
Ответ: 2 2 1 1
5. Из списка человеческих чувств выберите те, которые сближают людей.
Гнев,удовольствие,тоска.уважение,гароизм,трудолюбие,нежность,беззащитность.
Ответ: УДОВОЛЬСТВИЕ, УВАЖЕНИЕ, ГЕРОИЗМ,
ТРУДОЛЮБИЕ, НЕЖНОСТЬ, БЕЗЗАЩИТНОСТЬ
(при наличии времени над последним заданием можно порассуждать)
Заключительное слово учителя. Оценки.( 1 минута)