Цели:
- Ознакомить с понятием «непроизносимые согласные».
- Формировать умение подбирать проверочные слова.
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки.
- Расширять словарный запас.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Учитель. Объясните пословицу: «Кто первый в труде – тому слава везде».
Дети объясняют.
2. Минутка чистописания.
На доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С…
Учитель. Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
Дети. В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один - О, два - Д, три – Т, четыре – Ч, пять – П, шесть – Ш, семь – С. Следующей будет цифра восемь. Ее название начинается на букву В. Значит, мы будем писать букву В.
У. Определите порядок следования букв в этой цепочке:
Вдлт Влтд Втдл В…
Д. Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.
У. Напишите эту последовательность букв до конца строки.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Д. Сегодня мы узнаем новую особенность букв В, Д, Л, Т.
3. Изучение нового материала.
На доске написаны столбиком слова:
здравствуй
звездный
солнце
радостный
У. Прочитайте вслух написанные на доске слова. Что их объединяет между собой?
Д. В середине каждого из данных слов имеется не менее трех согласных.
У. Если в середине слова имеется не менее трех согласных, это называется стечением согласных . Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны.
Д. При произнесении данных слов некоторые согласные не слышны.
У. Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нем не произносится, но пишется?
Д. В слове здравствуй не произносится первая в, но она пишется в этом слове.
У. Произнесите второе слово. Какая согласная в нем не произносится?
Д. В слове звездный не произносится согласная д, но она в нем пишется.
У. Найдите несоответствие в третьем слове.
Д. В слове солнце написана буква л, но она не произносится.
У. Что можете сказать о четвертом слове?
Д. В слове радостный пишется буква т, но она не произносится.
У. Перечислите согласные, которые в ряде слов пишутся, но при стечении согласных не произносятся.
Д. При стечении согласных в некоторых словах пишутся, но не произносятся в, д, л, т.
У. Как называются согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся?
Д. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми.
У. Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т?
Д. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся.
У. Подберите проверочные слова к написанным на доске:
здравствуй – здравие
звездный - звезды
солнце – солнышко
радостный – радость
У. Обобщите все, о чем мы говорили, в порядке нашего рассуждения.
Д. В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трех согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т ,надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся.
4. Закрепление.
Упражнение 1.
Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через одну - -две минуты первые слова словосочетаний закрываются). Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчеркните непроизносимые согласные.
честный поступок |
радостное событие |
Самоконтроль.
У. Посмотрите на доску, проверьте, так ли у вас получилось.
Физкультминутка.
На доске написаны слова: цвет, овраг, сердце, туча, дубы, поздний, победа, свекла, завистливый, тополь, земля, счастливый, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш.
У. На доске написаны слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперед. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы приседаете.
Упражнение 2.
К данным существительным подберите однокоренные прилагательные.
Сравните произношение согласных в корнях каждой пары слов. Можно ли одно из слов пары считать проверочным?
Грусть, ненависть, ненастье, место, прелесть, честь, зависть.
Запишите слова парами.
Самоконтроль.
После выполнения работы дети подходят к столу учителя и сверяют свою запись с образцом, напечатанным на специальных карточках:
Грусть – грустный, ненависть – ненавистный, ненастье – ненастный, место – местный, прелесть – прелестный, честь – честный, зависть – завистливый.
Проверочными словами являются имена существительные.
Упражнение 3.
У. Прочитайте строки из стихотворения Н. А. Некрасова. Найдите слова с непроизносимыми согласными.
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели,
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
У. Подготовьтесь записать стихи под диктовку.
Самоконтроль.
У. Откройте учебники на стр. 25 и проверьте свою работу.
5. Итог урока.
У. Какую особенность букв В, Д, Л, Т мы сегодня узнали? Как проверить слова с непроизносимой согласной? Кто научился находить такие слова в тексте?
6. Домашнее задание.
Дома придумайте предложения или рассказ со словами на новое правило.
Литература:
- Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть вторая. – Киров: ВГПУ,1998.
- Зеленина Л.М. Русский язык. Учебник для 3 кл. М.: Просвещение, 2007.
- Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Л.М. Зелениной. Сост. И.В. Персидская. – Волгоград: Учитель, 2008.