Народные традиции славян. "На Воздвижение барыня – капуста"

Разделы: Технология


Тип урока: изучение новой темы и практическое закрепление изученного.

Форма урока: творческая мастерская .

Методы обучения: индивидуальная групповая, общеклассная .

Цели и задачи:

 Развивающие: - умение анализировать, делать выводы.
- развитие внимания и наблюдательности.
- развитие творческих способностей.

 Образовательные: - познакомиться с народными традициями.
- научить квашению капусты.

 Воспитательные: - повысить заинтересованность к предмету.
- уважение к народным традициям и труду.

Оборудование к уроку: - творческие работы учителя (календари, пословицы, приметы)
- материал для практических работ.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка выполнения работами календарей, пословиц и примет.

II. Основная часть .

 Девочки! Сегодня с вами мы познакомимся с народными традициями ,которые соблюдают даже сегодня. А так же научимся квасить капусту, без чего ни одни щи не готовятся.
Нашим бабушкам календарь, как система исчисления дней и месяцев года, был известен задолго до появления письменности, он был устным и его передавали по памяти от поколения к поколению. Называли его- народным.
Люди верили и поклонялись божествам природы , от которых зависел урожай. Например : Петун- бог дождя.
Стрибог- бог ветра.
Велес- бог скота.
Род-богиня плодородия.

 Народ постоянно проводили обряды. С верой в одного бога появился письменный календарь- святцы, где были расписаны христианские праздники по дням года, где сохранялась связь с природой и земледелием . Например:
14 октября- Покров день- каков покров, такова и зима.
Большинство христианских праздников церковь приурочила к парадным земледельческим праздникам. Поэтому народный календарь- это настоящее хозяйственное руководство .Илья воссоздает в памяти место, погоду, приметы, связанные с этим днём.
«Ребята! А какие вы представляете календари?» ( дети показывают и рассказывают о календарях)
В народном календаре , в осенних праздниках особое место занимает 27 сентября. Что это за день?
О многих предвестниках погоды человек знает с древности, благодаря наблюдательности . Понятие «примета» произошло от слова примечать. Наблюдая за природой, люди замечали, что одно явление повторяется. Это и есть примета- прогноз. А какие приметы погоды знаете вы? (дети рассказывают о приметах)
Молодцы девочки! Вы овладели народными советами и знаете, когда сеять, когда жать, когда в скирды метать. Одна из календарных примет гласит : « На воздвижение – барыня капуста».В это время начиналась массовая заготовка квашенной капусты на всю зиму. В русских деревнях капуста была на столах каждый день и по праву считалась здоровой пищей. Дело в том , что процесс квашения обеспечивает особое молочнокислое брожение, которое консервирует даже витамины. Вот почему в квашенной капусте до самой весны сохраняется -оскорбиновая кислота, витамины группы B и V – прекрасное профилактическое средство против язвиной болезни желудка . Лучшее время для закваски- октябрь . После квашение капусты, всей деревней водили хороводы, пели песни и пекли пироги с капустой.
Девочки! Сегодня с вами вы будете квасить капусту . Качены капусты должны быть плотные, белые крепкие . Сначала капусту очищают от зелёных листьев, разрезают на половинки и удаляют кочерыжку и шинкуют. Затем перетирают солью и натертой морковью. Хорошей тарой считается деревянная бочка. Сейчас мы пользуемся стеклянным банками. Уложенная капуста в таре бродит 10-15 дней. Во время брожения снимают пену и деревянной палочкой прокалывают капусту, чтобы из неё ушла горечь. Через 2-3 недели капуста готова. Хранят её в прохладных местах.
А сейчас давайте повторим правила гигиены и технику безопасности при работе с острыми предметами. Ну а сейчас одеваем фартуки и « Вилки в ведро , руби серебро, сечи мельчи, в кадку топчи»

III. Практическая работа.

 Девочки работают в бригадах по инструкционным картам.
приложение №1

IV. Подведение итогов.

Оценка качества работы.

V. Домашнее задание.
Вместе с мамой приготовить блюдо , где используется капуста . Рецепт записать в рабочую тетрадь. Здесь же мама запишет оценку приготовления блюда.