Цели:
1) образовательные:
- сформировать представления об образовании ветра и причинах его возникновения;
- ознакомление с видами ветров и графическим изображением направлений ветра;
2) развивающие:
- способствовать формированию коммуникативных умений учащихся
3) воспитательные:
- обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
Ход урока
I. Организационный момент
Рефлексия по настрою учащихся с помощью символов
II. Изучение нового материала
Сегодня мы продолжим знакомство с разделом атмосфера. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?
Вопросы классу:
- Какие элементы погоды и отражают в прогнозе?
- Какого явления не достает?
Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Задание классу:
сформулируйте цели нашего урока:
- Выявить причины возникновения ветра.
- Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.
- Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.
Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.
Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.
Выделим ключевое слово и признаки.
Вопросы классу:
Какие причины могут вызвать это движение?
Опираясь на жизненный опыт, учащиеся делают вывод:
- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);
- над сушей и морем разная температура;
- разное давление;
- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).
Рассмотрели образование ветра днем.
Задание классу:
Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?
Формируем понятие бриз (дневной, ночной).
Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?
Опыт с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору. Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.
Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:
В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
«О какой характеристике ветра идет речь?».
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
А.С. ПушкинСегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
С.Я.Маршак
- Сила, скорость ветра.
Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.
Формулировка вывода.
Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.
Знакомство с флюгером и анемометром.
По данным наблюдений за погодой учимся строить графическое изображение (розу ветров).
Работа с розой ветров.
1. Какой вывод можно сделать по графическому изображению?
Для каких целей нужно знать розу ветров?
Говоря об использовании силы, скорости ветра, учащиеся подходят к выводу, что
ветер может быть разрушителем и созидателем.
IV. Стадия рефлексия.
Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.
Домашнее задание: §39, с.120, в. 3,4
Подготовить сообщение о видах ветра.
При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.
Рефлексия по эмоциональному состоянию учащихся.
Направление ветра | С | С-З | С-В | Ю | Ю-З | Ю-В | З | В | Без ветра |
Количество дней | 4 | 2 | 2 | 8 | 4 | 4 | 5 | 2 | - |