Цели:
1) образовательные:
- сформировать представления об образовании ветра и причинах его возникновения;
- ознакомление с видами ветров и графическим изображением направлений ветра;
2) развивающие:
- способствовать формированию коммуникативных умений учащихся
3) воспитательные:
- обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
Ход урока
I. Организационный момент
Рефлексия по настрою учащихся с помощью символов
II. Изучение нового материала
Сегодня мы продолжим знакомство с разделом атмосфера. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?
Вопросы классу:
- Какие элементы погоды и отражают в прогнозе?
- Какого явления не достает?
Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Задание классу:
сформулируйте цели нашего урока:
- Выявить причины возникновения ветра.
- Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.
- Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.
Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.
Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.
Выделим ключевое слово и признаки.
Вопросы классу:
Какие причины могут вызвать это движение?
Опираясь на жизненный опыт, учащиеся делают вывод:
- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);
- над сушей и морем разная температура;
- разное давление;
- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).
Рассмотрели образование ветра днем.
Задание классу:
Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?
Формируем понятие бриз (дневной, ночной).
Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?
Опыт с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору. Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.
![]()
Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:

В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
«О какой характеристике ветра идет речь?».
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
А.С. ПушкинСегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
С.Я.Маршак
- Сила, скорость ветра.
Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.
Формулировка вывода.
Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.
Знакомство с флюгером и анемометром.
По данным наблюдений за погодой учимся строить графическое изображение (розу ветров).
Работа с розой ветров.
1. Какой вывод можно сделать по графическому изображению?
Для каких целей нужно знать розу ветров?
Говоря об использовании силы, скорости ветра, учащиеся подходят к выводу, что
ветер может быть разрушителем и созидателем.
IV. Стадия рефлексия.
Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.
Домашнее задание: §39, с.120, в. 3,4
Подготовить сообщение о видах ветра.
При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.
Рефлексия по эмоциональному состоянию учащихся.
| Направление ветра | С | С-З | С-В | Ю | Ю-З | Ю-В | З | В | Без ветра |
| Количество дней | 4 | 2 | 2 | 8 | 4 | 4 | 5 | 2 | - |
