"Пословица – всем углам помощница". КВН

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Научить правильно, использовать пословицы.
  2. Развитие связной речи, умений делового общения между членами микрогрупп и коллектива.
  3. Формировать представление о пословицах.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей (слайд 1 и 2).

Сегодня у нас необычное занятие. Вы, наверное, все любите читать журналы, книги, сказки и т.д. И у каждого из вас есть любимое произведение. Вот сегодня проверим ваши знания. Тема нашего мероприятия КВН “Пословица – всем углам помощница”. Все мы хорошо знаем загадки, песни, пословицы.

Пословицы – это жанр фольклора. Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения.

Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Вот почему в пословицах заключена мудрость народа, вот почему в них отразились взгляды народа на жизнь.

Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, и записывали пословицы и поговорки.

Когда вы будете читать Пушкина, Крылова, Гоголя, да и других наших замечательных писателей, вы увидите, что все они использовали народные пословицы в своих книгах.

Не зря говорят: “Без пословицы не проживёшь”, “Пословица не даром молвится”, “Старая пословица век не сломится”. Как вы понимаете эти высказывания?

3. Конкурсное состязание (слайд 3).

Вы разделились на три команды. Чтобы приступить к игре, вам нужно придумать названия командам. Каждая команда будет получать жетончики. В конце мы выявим команду, которая победила.

Итак, 1 конкурс “Разминка” (слайд 4).

В конкурсе участвует вся команда. Перед вами зашифрована пословица. Ваша задача расшифровать. Та команда, которая быстрее всех справится с заданием, та и побеждает в этом конкурсе.

Задание: **З Т*УД* Н* *ВТ*ЩИ*Ь И *Ы*КИ *З *Р*ДА (слайд 5)

(Без труда не вытащишь и рыбки из пруда) (слайд 6)

2 конкурс “Знатоки пословиц об учёбе и учебном труде” (слайд 7).

В этом конкурсе участвуют по 2 человека от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц. Пока они работают вам нужно закончить пословицу (дополнительные вопросы).

Задание: вставить в пословицу нужное слово.

  • “Прежде, чем сказать, о сути слов...” (подумай) (слайд 8).
  • “Не удивляй одеждой, а удивляй ...” (знаниями) (слайд 9).
  • “Внимательно выслушаешь – многому...” (научишься) (слайд 10).
  • “Не туда заплыл – поверни, не то сказал – ...” (поправься) (слайд 11).
  • “В умной беседе – ума набираться, а в глупой – свой ...” (потерять) (слайд 12).

3 конкурс “Птица сильна крыльями, а человек дружбой” (слайд 13).

В этом конкурсе участвуют капитаны команд.

Задание: назовите пословицы о дружбе.

Человек без друга, что земля без воды.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Друга ищи, а найдёшь – береги.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.

4 конкурс “Пословицы и поговорки в сказках” (слайд 14).

Участвуют по 1 представителю от команды.

Задание: закончить сказочные поговорки.

  • “Сказка – ложь, да в ней намёк ...” (добрым молодцам урок) (слайд 15).
  • “Скоро сказка сказывается ...” (да не скоро дело делается) (слайд 16).
  • “Пойди туда – не знаю куда ...” (принеси то, не знаю, что) (слайд 17).

5 конкурс “Дерево сильно корнями, а человек трудом” (слайд 18).

Задание: нарисовать пословицу и объяснить, как вы её понимаете в прямом и переносном смысле.

Например, “Как свинью в кафтан ни ряди, она свиньёй и останется”. Значение: Как свинью ни наряжай, золотом не украшай, она свиньёй и останется. Как плохого человека не хвали и не возноси, он плохим и останется.

4. Объявление команды победителей (слайд 19).

5. Итог мероприятия (слайд 20) .

И наше мероприятие хочется закончить таким стихотворением:

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож
И каждый гвоздик, каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.

А сейчас вы школьники и ваш главный труд – это учёба. Спасибо за внимание и помощь! (слайд 21)

Дополнительные вопросы.

Я называю начало пословицы, а вы должны её закончить:

  1. Кто много читает ... (тот много знает).
  2. Без труда ... (не вытащишь и рыбки из пруда).
  3. Скучен день до вечера ... (коли делать нечего).
  4. Что посеешь ... (то и пожнёшь).
  5. Любишь кататься ... (люби и саночки возить).
  6. Чем дальше в лес ... (тем больше дров).
  7. Труд человека кормит ... (а лень портит).
  8. Хорошая книга – ... (лучший друг).
  9. Жить – ... (Родине служить).
  10. Родина – мать, ... (умей за неё постоять).
  11. Грамоте учиться – ... (век пригодиться).
  12. Землю красит солнце, ... (а человека – труд).
  13. Одна у человека родная мать, ... (одна у него и Родина).
  14. Кто грамоте горазд ... (тому не пропасть).
  15. Дерево смотри в плодах, ... (а человека в делах).

Список используемых источников и литературы:

  1. Гайдина Л.И. “Группа продлённого дня”, Москва “Вако”, 2008.
  2. Касаткина Н.А. “Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня”, Волгоград, 2005.
  3. Интернет: http://www.yandex.ru. Интернет: http://www.google.ru /.

Презентация