Цели урока:
1) Образовательная: пробуждать у детей интерес к творчеству С.Я. Маршака; учить вести ролевую игру; отрабатывать умение интонацией передать настроения и чувства героев;
2) Развивающая: развивать творческие возможности детей, память, внимание, прививать любовь к чтению.
3) Воспитывающая: воспитывать уважение к товарищам, ответственность, умение работать в команде, бережно относиться к природе.
4) Практическая: вовлекать детей в театральную постановку.
Оборудование урока:
театральная афиша, дополнительные книги для жужжащего чтения, фотография С. Я. Маршака, раскраска “Теремок”, тетради по чтению, портреты животных экологического терема.
План урока
- Оргмомент.
- Сообщение темы, целей урока.
- Минутка жужжащего чтения.
- Проверка домашнего задания.
- Беседа о жизни поэта.
- Физминутка.
- Инсценировка сказки.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент (1 мин.)
Введение в урок.
Начинаем мы урок
Не совсем обычный
Все попали в городок
Очень фантастичный.
2. Сообщение темы и целей урока
(1мин.)Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством нашего земляка, очень известного детского поэта С. Я. Маршака – переводчика, сатирика. Поработаем над различными видами чтения на нашем уроке – спектакле. А все мы сегодня – жители необычного фантастического городка. А почему? – Об этом вы узнаете в ходе урока.
3. Минутка жужжащего чтения.
(3 мин.)Первый вид чтения: “многократное чтение с фиксированием результатов за 1 мин. в спец. блокнотах.
4. Проверка домашнего задания.
(5 мин.)Откроем тетради по чтению и рассмотрим ваши иллюстрации к сказке С. Я. Маршака “Терем-теремок”. Обмен тетрадями в парах, соотнесение эпизода из сказки с иллюстрацией.
5. Беседа о жизни поэта.
(4 мин.)Что о жизни автора этой сказки мы узнали на прошлом уроке?
– Где и когда родился С. Я. Маршак? (4 ноября 1887 г. в г. Воронеже.)
– Где прошло его раннее детство и первые школьные годы? (В городе Острогожске Воронежской области.)
– Во сколько лет автор поступил в Петербургскую гимназию? (В 13 лет.)
– Где ещё учился поэт и завершил своё образование? (В Англии в Лондонском университете.)
К вашим знаниям можно добавить некоторые сведения о том, что в 1914 г. Маршак возвратился на родину. А в 1921 г. создал под Краснодаром Фантастический детский городок, где была школа, детский сад, библиотека и даже театр для ребят. Это был дом для детей. Здесь кормили, поили, воспитывали. В детском городке процветали добро, творческий труд, красота. – Как вы понимаете смысл этих слов. Хотелось бы, чтобы и на нашем уроке присутствовали добро, красота и творческий труд. Ведь ещё в начале урока мы организовали свой городок, похожий на Фантастический детский городок Маршака.
С. Я. Маршак сочинял для детского театра пьесы – сказки. Одной из них и была пьеса “Терем – теремок”. Её очень легко поставить на сцене. Что мы сегодня и сделаем. Но сначала немного отдохнём.
6. Физминутка.
(2 мин) (Музыкальное сопровождение.)Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
– Кто в теремочке живёт?
– Кто кто в невысоком живёт?
– Кто кто в невысоком живёт?
(По очереди выбегают на каждый куплет дети в костюме лягушки, мышки, медведя и показывают движения физминутки.)
7. Инсценировка сказки.
(10 мин.)Второй вид нашего чтения на уроке – инсценировка пьесы “Терем – теремок”. Так ребятам понравилась сказка, что захотелось сыграть её на нашей сцене. Но сначала познакомимся с театральной афишей. Прочтём фамилии действующих лиц. Весь класс будет следить за точностью инсценирования по учебнику на с.163-165.(фрагмент).
Смена масок персонажей. Продолжение инсценирования с.165-172.
8. Закрепление изученного материала.
(9 мин.)Беседа по содержанию:
– Чем сказка “Терем – теремок” С. Я. Маршака отличается от русской народной сказки? (Сказка Маршака авторская, а здесь народная. Самуил Яковлевич Маршак не ввёл в свою пьесу персонажа – зайца. Но зато есть добрый дед и злой дед.)
– Опишите, какой в сказке изображена лиса? (Хитрой плутовкой.)
– А как называет волк лису? (Лисавета.)
– Когда на сцене появляется Злой дед или Добрый дед?
– А когда в “Теремке” всем живётся хорошо? (Когда все дружные.)
Надо добавить, что и мы, и все животные, и растения живём в одном Тереме – природном. Есть такая наука – “Экология” – наука о природном тереме. У каждого животного или растения своя комната. Людям надо беречь природу.
– Что было бы, если не стало лягушек? (Тогда расплодятся комары, будет много вредных насекомых, а аистов, журавлей, лис будет всё меньше и меньше, т. к. их жизнь связана с жизнью лягушек, которыми они питаются.
9. Подведение итогов урока.
(3 мин.)Вспомним в конце нашего урока, каких героев мы должны поместить в наш красивый теремок. (Дети перечисляют и прикрепляют портреты животных на иллюстрацию теремка.) Будем относиться к природе бережно, по-доброму!
– Что было сегодня самым интересным на уроке?
– Чья роль вам запомнилась больше?
– Знаете ли вы, что жизнь автора этой пьесы была трагична. Дочка у Маршака умерла, когда ей было 1,5 года. Умер сын в 22 года. Через несколько лет умерла жена. Но С. Я. Маршак преодолел все трудности и продолжал писать для детей стихи, переводил произведения с других языков.
За работу на уроке каждый получит страничку раскраски “Теремок”
Оцените свою работу на уроке – спектакле.
10. Домашнее задание
(2 мин.)С.173 вопросы, нарисовать декорации к прочитанной сказке.