Урок по литературному чтению + презентация по теме "С.Я. Маршак "Терем-теремок" (продолжение), 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

1) Образовательная: пробуждать у детей интерес к творчеству С.Я. Маршака; учить вести ролевую игру; отрабатывать умение интонацией передать настроения и чувства героев;

2) Развивающая: развивать творческие возможности детей, память, внимание, прививать любовь к чтению.

3) Воспитывающая: воспитывать уважение к товарищам, ответственность, умение работать в команде, бережно относиться к природе.

4) Практическая: вовлекать детей в театральную постановку.

Оборудование урока:

театральная афиша, дополнительные книги для жужжащего чтения, фотография С. Я. Маршака, раскраска “Теремок”, тетради по чтению, портреты животных экологического терема.

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы, целей урока.
  3. Минутка жужжащего чтения.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Беседа о жизни поэта.
  6. Физминутка.
  7. Инсценировка сказки.
  8. Закрепление изученного материала.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент (1 мин.)

Введение в урок.

Начинаем мы урок
Не совсем обычный
Все попали в городок
Очень фантастичный.

2. Сообщение темы и целей урока (1мин.)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством нашего земляка, очень известного детского поэта С. Я. Маршака – переводчика, сатирика. Поработаем над различными видами чтения на нашем уроке – спектакле. А все мы сегодня – жители необычного фантастического городка. А почему? – Об этом вы узнаете в ходе урока.

3. Минутка жужжащего чтения. (3 мин.)

Первый вид чтения: “многократное чтение с фиксированием результатов за 1 мин. в спец. блокнотах.

4. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

Откроем тетради по чтению и рассмотрим ваши иллюстрации к сказке С. Я. Маршака “Терем-теремок”. Обмен тетрадями в парах, соотнесение эпизода из сказки с иллюстрацией.

5. Беседа о жизни поэта. (4 мин.)

Что о жизни автора этой сказки мы узнали на прошлом уроке?

– Где и когда родился С. Я. Маршак? (4 ноября 1887 г. в г. Воронеже.)

– Где прошло его раннее детство и первые школьные годы? (В городе Острогожске Воронежской области.)

– Во сколько лет автор поступил в Петербургскую гимназию? (В 13 лет.)

– Где ещё учился поэт и завершил своё образование? (В Англии в Лондонском университете.)

К вашим знаниям можно добавить некоторые сведения о том, что в 1914 г. Маршак возвратился на родину. А в 1921 г. создал под Краснодаром Фантастический детский городок, где была школа, детский сад, библиотека и даже театр для ребят. Это был дом для детей. Здесь кормили, поили, воспитывали. В детском городке процветали добро, творческий труд, красота. – Как вы понимаете смысл этих слов. Хотелось бы, чтобы и на нашем уроке присутствовали добро, красота и творческий труд. Ведь ещё в начале урока мы организовали свой городок, похожий на Фантастический детский городок Маршака.

С. Я. Маршак сочинял для детского театра пьесы – сказки. Одной из них и была пьеса “Терем – теремок”. Её очень легко поставить на сцене. Что мы сегодня и сделаем. Но сначала немного отдохнём.

6. Физминутка. (2 мин) (Музыкальное сопровождение.)

Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.

– Кто в теремочке живёт?

– Кто кто в невысоком живёт?

– Кто кто в невысоком живёт?

(По очереди выбегают на каждый куплет дети в костюме лягушки, мышки, медведя и показывают движения физминутки.)

7. Инсценировка сказки. (10 мин.)

Второй вид нашего чтения на уроке – инсценировка пьесы “Терем – теремок”. Так ребятам понравилась сказка, что захотелось сыграть её на нашей сцене. Но сначала познакомимся с театральной афишей. Прочтём фамилии действующих лиц. Весь класс будет следить за точностью инсценирования по учебнику на с.163-165.(фрагмент).

Смена масок персонажей. Продолжение инсценирования с.165-172.

8. Закрепление изученного материала. (9 мин.)

Беседа по содержанию:

– Чем сказка “Терем – теремок” С. Я. Маршака отличается от русской народной сказки? (Сказка Маршака авторская, а здесь народная. Самуил Яковлевич Маршак не ввёл в свою пьесу персонажа – зайца. Но зато есть добрый дед и злой дед.)

– Опишите, какой в сказке изображена лиса? (Хитрой плутовкой.)

– А как называет волк лису? (Лисавета.)

– Когда на сцене появляется Злой дед или Добрый дед?

– А когда в “Теремке” всем живётся хорошо? (Когда все дружные.)

Надо добавить, что и мы, и все животные, и растения живём в одном Тереме – природном. Есть такая наука – “Экология” – наука о природном тереме. У каждого животного или растения своя комната. Людям надо беречь природу.

– Что было бы, если не стало лягушек? (Тогда расплодятся комары, будет много вредных насекомых, а аистов, журавлей, лис будет всё меньше и меньше, т. к. их жизнь связана с жизнью лягушек, которыми они питаются.

9. Подведение итогов урока. (3 мин.)

Вспомним в конце нашего урока, каких героев мы должны поместить в наш красивый теремок. (Дети перечисляют и прикрепляют портреты животных на иллюстрацию теремка.) Будем относиться к природе бережно, по-доброму!

– Что было сегодня самым интересным на уроке?

– Чья роль вам запомнилась больше?

– Знаете ли вы, что жизнь автора этой пьесы была трагична. Дочка у Маршака умерла, когда ей было 1,5 года. Умер сын в 22 года. Через несколько лет умерла жена. Но С. Я. Маршак преодолел все трудности и продолжал писать для детей стихи, переводил произведения с других языков.

За работу на уроке каждый получит страничку раскраски “Теремок”

Оцените свою работу на уроке – спектакле.

10. Домашнее задание (2 мин.)

С.173 вопросы, нарисовать декорации к прочитанной сказке.

Презентация