В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики свойственные разным педагогам и закрепляет их в виде стереотипа. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на студентов он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.
"Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности", - писал А.А. Бодалов. Надо помнить, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова.)
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для студентов и преподавателей. По данным Е.Руссой в списке десяти профессионально значимых качеств учителя современный имидж занимает второе место с точки зрения студентов, и лишь восьмое с точки зрения самих преподавателей, только девятнадцать педагогов удовлетворены своим внешним видом (по данным В.М.Шепеля).
Одним из направлений нашей работы стало изучение роли внешнего облика педагога, его влияние на формирование интереса к предмету, процессу обучения. В образовательном процессе немаловажную роль играет внешний вид преподавателя колледжа как средство педагогического воздействия на формирование познавательного интереса студента. И прическа, и костюм, и украшения в одежде преподавателя должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности студента, стимулированию познавательной деятельности к предмету.
Можно считать, что коммуникативное образование личности преподавателя в эстетическом аспекте определяется умелым использование цветовой гаммы одежды. Культура внешнего вида, удачное цветовое решение одежды педагога - средство, благотворно влияющее на эмоциональное состояние студента, на развитие у него эстетической культуры, эстетического вкуса, побуждающего к активной познавательной деятельности в учебном и воспитательном процессе.
Отношение к имиджу у педагогов разное.
Мы провели наблюдение за умелым использованием цветовой гаммы в одежде преподавателями колледжа, в котором участвовало 30 человек: 25 женщин и 5 мужчин. Нас интересовал спектр цветов одежды, в который одевались педагоги.
Обработка результатов исследования показала:
- красный цвет испытуемые идентифицировали с физической культурой (39%), организацией обслуживания в предприятиях питания (30%), менеджмент (20%), бухгалтерским учетом (17%), безопасность жизнедеятельности (15);
- желтый цвет-с товароведением (36%), географией туризма (28%), сервисной деятельностью (26%), бухгалтерский учет (23%), краеведением (22%), иностранным языком (19%), физической культурой (19%);
- зеленый цвет-с менеджментом(36%), безопасностью жизнедеятельности(29%), иностранным языком(22%), математикой (18%);
- синий-с психологией (39%), информатикой (34%), товароведение продовольственных товаров (30%), сервисной деятельностью (25%), менеджментом (20%), безопасностью жизнедеятельности (20%), иностранный язык (17%), русским языком (15%);
- белый-с сервисной деятельностью (39%), география туризма (33%), организацией обслуживания в предприятиях питания (24%), информатикой (23%), товароведением (21%), русским языком (20%);
- черный, серый- русский (40%), математика (31%), бухгалтерский учет (25%), краеведение (22%), информатика (18%), иностранный язык (18%), физическая культура (17%), безопасность жизнедеятельности (8%). организация обслуживания в предприятиях питания (6%), психология (6%), сервисная деятельность (5%). менеджмент (2%), товароведение (0%). география туризма (0%).
Выбор теплых ярких цветов, отождествляемых с предметом, свидетельствовал о том, что студенты в среднем (85%) через цвета выразили опосредованно свое отношение к преподавателям, проявили эмоциональную удовлетворенность. Но, несмотря на то, что большая часть студентов выразили свое отношение к предметам, имел место выбор темных цветов, в среднем-13% опрошенных. Возможно студенты через выбор мрачных, холодных цветов выразили негативное отношение к предметам в силу того, что данный предмет плохо усваивается из-за индивидуальных способностей, специфики мышления, либо преподаватель и студенты не нашли полного взаимопонимания и т.п.
Из изложенного следует, что в колледже сервиса и туризма работают в основном преподаватели, у которых культура внешнего вида в эстетическом плане достаточно сформирована, что повышает эффективность психолого-педагогических усилий для саморазвития личности. Оценка студентами учебной дисциплины цветом показала, что внешний образ личности преподавателя, умелое использование им палитры цветов является средством эстетического воздействия в педагогическом процессе и способствует повышению уровня коммуникативной культуры на уроке.
Учёные выделяют белый тон цвета; тёплые тона: оранжевый, жёлтый, красный, коричневый; холодные тона: зелёный, голубой, синий, фиолетовый; а также серый (нейтральный) и чёрный.
Авторами исследования проводилось наблюдение (срез), целью которого явилось изучение решения цветовой гаммы в одежде преподавателя.
Анализ позволил получить следующие сведения: среди женщин и мужчин носят одежду белых тонов соответственно 8% и 0%; тёплых-8% и 0%; холодных-16% и 0%; серых-24% и 6%; чёрных-32% и 18%. Всего одежду белых и тёплых тонов носят 16%, а холодных, серых и чёрных тонов 84% исследуемых.
Исследование даёт основание судить о наличии эстетического вкуса у преподавателей нашего колледжа. Каждая личность индивидуальна и отношение к цвету различное: одни любят тёплые, другие холодные, третьи - классические (белый и чёрный). Мы считаем, что культура внешнего вида (цветовое решение одежды), эстетический вкус присутствует в достаточной степени у преподавателей колледжа.
У каждого настроения свой цвет. Если люди не расположены к общению и стремятся к уединению, то предпочитают в одежде тёмно-синий, землисто-коричневый, серый цвета. Если человек в приподнятом настроении, ему нравятся выразительные цвета: красный, розовый, жёлтый, белый.
Цвета пробуждают в нас чувства в зависимости от нашего психического состояния. Один и тот же цвет может вызвать у нас как положительные, так и отрицательные эмоции. Выбор цвета отражает нередко направленность на определённую волевую активность, настроение, функциональное состояние.
Мы предложили студентам колледжа "наградить" каждую учебную дисциплину (их было 14) одним определённым цветом. (Приложение 1)
Можно дать следующую характеристику цветов. Белый цвет символизирует чистоту и доброту; синий - спокойствие, удовлетворённость, нежность и привязанность; красный - силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность; зелёный - настойчивость, уверенность, самоуважение; жёлтый - стремление к активности, общению, любознательность, оригинальность, весёлость, честолюбие; коричневый, фиолетовый, чёрный и серый цвета - негативные тенденции, тревожность, стресс, страх, огорчение, внутренняя эмоциональная напряжённость, чувство неудовлетворённости.