Интегрированный урок (математика + химия) по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по курсу математики и химии.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Систематизация знаний по темам курса “Проценты”.
  2. Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся.
  3. Умение применять математические знания к решению химических задач.
  4. Демонстрация тесных связей предметов.

Развивающие.

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  3. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предметам математика и химия.
  4. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предметам.
  5. Развитие способности к самообразованию.

Воспитательные:

  1. Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе,
  2. Воспитание дисциплинированности.
  3. Возможность проявить себя при решении нестандартных задач.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, две магнитные доски, карточки с заданиями, листы с самооценкой.

План урока:

  1. Организационный момент, проверка домашнего задания.
  2. Повторение пройденного материала. Устный счет.
  3. Объяснение нового материала с использованием информационных технологий.
  4. Решение задач по теме.
  5. Закрепление пройденного материала.
  6. Рефлексия (Самооценка).
  7. Домашнее задание.

Ход урок

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Представление учащимися мультимедийной презентации решения задачи: “При влажности 99% грибы весят 100 кг. Сколько будут весить эти грибы, если влажность уменьшить на 1 %?”

2. Повторение пройденного материала. Устный счет (математическая эстафета).

Устный счет.

а) Найти 10%, 20%,50% от чисел 100; 0,1; 0,02; 104.

б) Число 48 увеличьте на 50%, 100%, 10 %.

в) Укажите соответствие между предложениями и формулами:

  1. Нахождение количества, составляющего р % от А.
  2. Нахождение на сколько процентов А больше, чем Б.
  3. Нахождение количества , большего, чем А на р%.
  4. Нахождение количества, меньшего, чем А на р%.
  5. Нахождение сколько процентов составляет А от В.
  6. Нахождение на сколько процентов А меньше, чем В.
  7. Нахождение каково количество, р% которого есть А.
  1. А:В*100%
  2. (А-В):В*100%
  3. Р:100*А
  4. 100:р*А
  5. (1+р:100)*А
  6. (1-р:100)*А
  7. (В-А):В*100%

г) сколько процентов 25 составляет от100? 10 от 200? Какой из приведенных формул вы воспользовались?

3. Объяснение нового материала.

Мультимедийная презентация “Закон сохранения объема или массы”, в результате которой учащиеся выводят для себя используемые при решении задач с химическим содержанием допущения:

  1. Всегда выполняется “Закон сохранения объема или массы”: если два раствора (сплава) соединяют в раствор (сплав), то объем (масса) нового раствора (сплава) равен сумме объемов (масс) исходных растворов (сплавов).
  2. При соединении растворов (сплавов) не учитываются химические взаимодействия их отдельных компонентов.
  3. Учителем вводятся понятия смеси, чистого вещества, примесей, концентрации смеси (сплава).

4. Решение задач по теме.

Учитель показывает табличный способ решения задач на проценты.

Задача 1. Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие-20%. Сколько надо собрать свежих грибов, чтобы из них получить 4,5 кг сухих грибов?

Решение:

  Свежие грибы Вода Сухие грибы
Масса, кг Х+4,5 х 4,5
% содержания воды 90 100 20
Масса воды (х+4,5)*0,9 х 4,5*0,2

Составляем уравнение:

(х+4,5)*0,9=х+4,5*0,2

х=31,5

т.е. 31,5 кг воды, тогда 31,5 +4,5=36 кг свежих грибов

Ответ: 36 кг.

Задача 2.Сплав олова с медью весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 40% меди.

  1 сплав олово 2 сплав
Масса сплава 12 кг х 12+х
%содержания меди 45%   40%
% содержания олова 55% 100% 60%
Масса олова 12*0,55=6,6 х (12+х)*0,6

6,6+х=(12+х)*0,6

Х=1.5

Ответ: 1,5 кг олова нужно добавить

Задача 3. Морская вода содержит 8% по весу соли. Сколько кг пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы содержание соли в последней составило 5%?.

  1 состав Пресная вода 2 состав
Масса морской воды 30 кг х 30+х
% содержания соли 8% 0% 5%
Масса соли 30*0,08 0 (30+х)*0,05

30*0,08=(30+х)*0,05

Х=18

Ответ: 18 кг пресной воды.

5. Закрепление изученного материала

Задачи для самостоятельного решения. Можно провести самостоятельную работу или программированный контроль.

  1. Свежие грибы содержат по весу 90% воды, а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих? (Ответ:2,5 кг)
  2. Имеется 200 г сплава, содержащего золото и серебро в отношении 2:3. Сколько граммов серебра надо добавить к этому сплаву, чтобы новый сплав содержал 80% серебра? О(Ответ:200 г)
  3. В свежих яблоках 80% воды, а в сушеных 20%. На сколько процентов уменьшается масса яблок при сушке? (Ответ:75%)
  4. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1.5%. (Ответ:20 кг)

6. Рефлексия: учащимся предлагается оценить урок в листе самоконтроля.

1 уровень трудности 2 уровень трудности 3 уровень трудности Настроение Самооценка в баллах
           

7. Домашнее задание

  1. Кусок сплава меди и цинка массой 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?
  2. Смешали 30% раствор соляной кислоты с 10% раствором и получили 600 г 15% раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято.
  3. какое количество воды нужно добавить в 1 л 9% раствора уксуса, чтобы получить 3% раствор?