Урок чтения в 4-м классе. Н.Носов. «Федина задача»

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ УРОКА:

  • раскрыть понятия “сатира” и “юмор”; их назначение и отличия;
  • организовать аналитическую работу, нацеленную на решение поставленных вопросов с точки зрения проблемного; анализ случаев, приближенных к описанным Носовым;
  • создание жизненных ситуаций, в которых литература (в том числе сатира) выполняет свое назначение;
  • подводя итоги, окончательно раскрыть роль сатиры и юмора.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.Н. Носова, книжная выставка.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Работа над новой темой.

1. Сообщение темы урока.

– Мы продолжаем путешествовать по страницам замечательной книги. И сегодня мы отправимся в наше 14-е путешествие. Но прежде чем начать разговор по новому разделу, я хочу вам предложить два литературных кроссворда. Только разгадав их, вы сможете сказать сами, о чем и о ком мы сегодня будем с вами говорить.

1)

  1. Знаменитый астроном сказочного города Коротышек (Стекляшкин).
  2. Самый умный житель Цветочного города (Знайка).
  3. Герой, который поняв свою ошибку, решил вернуться на огород к дедушке (Котька).
  4. Герой, который перекладывал лишнюю крупу из кастрюли в тарелку (Мишка).
  5. Жители Цветочного города (коротышки).
  6. Головной убор, который ходил по комнате (шляпа).

2)

  • Известный Доктор, который лечил коротышек от всех болезней (Пилюлькин).
  • Что было на сковородке, когда Мишка решил пожарить рыбу (масло).
  • Как звали мальчика, который сам пришил заплатку на штаны (Бобка).
  • Герой, очень любивший газированную воду с сиропом (Сиропчик).

 

2.

Ответы учащихся.

3. Работа по учебнику

  • Герои каких произведений были использованы в кроссворде?
  • Кто автор всех этих произведений?
  • О ком мы сегодня будем говорить? (Н. Носов).
  • Правильно. Николай Николаевич Носов – замечатель-ный писатель, удивительной и интересной судьбы человек. И мы познакомимся ещё с одним его произведением.
  • Ещё о чем мы будем говорить? (О сатире и юморе).
  • Как вы понимаете значение слова “сатира” и значение слова “юмор”?
  • А сейчас я прошу вас открыть учебник и прочитать название “Путешествия”.
  • Какое оно? (самостоятельно).
  • Предлагаю вас самостоятельно прочитать и разобраться, а потом ответить на вопросы, записанные на доске.

Вопросы на доске:

  1. Кого называли “чистокровным детским юмористом”?
  2. Почему Н. Носов не обижался, когда его называли сатириком?
  3. Зачем нужен сатирический жанр в литературе?
  4. Чем сатира отличается от юмора?
  • Самостоятельное чтение.
  • Найти ответы на вопросы.
  • Выскажите свою точку зрения (зачитать отрыв-ки из размыш-лений).

Варианты ответов учащихся.

  • Мы с вами узнали, как поясняет смысл этих слов Н. Носов. А в словаре Ожегова я нашла такое толкование слов:

Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательное явление действительности.

  • Что острее и обиднее: юмор или сатира?
  • “Человек с чувством юмора” – о каких людях так говорят? А есть ли среди вас такие люди?
4. Постановка проблемного задания к теме.
  • После текста “Путешествия” написаны слова автора. Найдите и зачитайте вопрос, на который нам предстоит ответить (Мы должны определить, с каким отношением автор осмеивает героев – гневным или сочувственным).

Один ученик читает вслух.

Работа с произведением “Федина задача”.

1. Работа с произведением до чтения.
  • Мы начинаем читать новое произведение. Наши действия?).
 
  • Работа с иллюстрацией и с заголовком. (Глядя на иллюстрацию, я думаю, что речь пойдет о …).

Варианты ответов учащихся.

 
  • Мы узнаем, правы вы или нет, только после того, как прочитаем произведение.
2. Чтение вслух произведения с музыкальным сопровождением
  • Словарные слова:

репродуктор – в радиовещании громкоговоритель;
титулярный советник – был гражданский чин в царской России. (Толкование слов по ходу чтения).

3. Работа с текстом после чтения.
  • Какие вопросы возникают после прочтения произведения?

Вопросы задают учащиеся или учитель.

 
  • О чем хочется спросить автора произведения?
  • Расскажите, каким вам представляется Федя?
  • Какой у него характер?
  • Можно ли сказать, что Федя – человек с чувством юмора? Почему вы так думаете? Объясните.
  • Нравится ли вам Федя? Почему?
  • А как относится автор к своему герою? (Осмеивает).
  • Почему вы так думаете?
  • Найдите строки, где автор смеется над Федей. (20 раз прочитал задачу и все равно ничего не понял).
  • Как вы думаете, просто так автор написал рассказ или же есть авторский замысел, “спрятанный между строк”?
  • Что здесь присутствует: юмор или сатира? (Жанр мягкой, доброй сатиры. Он не высмеивает Федю, а на его примере предлагает читателю задуматься над собой).
 
  • Как вы думаете, автор все выдумал?
  • А может быть все это на самом деле?
  • Не случилось ли с вами подобное?

Предположение учащихся.

 
  • Зачем автор написал такой рассказ? (Чтобы дети, смеясь над своими недостатками, избавлялись от них).
4. Ответы учащихся.
  • Вот мы и пришли к ответу на вопрос: зачем нужна сатира?
  • Ваши ассоциации с фамилией Носов?
  • Ваше отношение к писателю, какое представление сложилось у вас о личности писателя?
  • Глядя на портрет, каким вы его себе представляете? Какой он человек?
  • Если бы автор этих замечательных произведений был сейчас здесь, какой бы вы ему вопрос задали?
5. Биография писателя.
  • … подготовил небольшое сообщение из биографии писателя.

Один ученик рассказывает краткую биографию.

 

 

  • Если вернуться к началу урока (к вопросу № 4), как вы думаете, что такое сатира и что такое юмор?
6. Рефлексия. Итог.
  • Подводя итог нашего урока, что на уроке вы для себя открыли нового?
7. Слово учителя.
  • Если вы спросите любого взрослого или ребенка: “Знаете ли вы писателя Н. Носова?” И любой, прежде чем ответить “да” – улыбнется, так как книги Носова приносят в дом добрый, веселый смех. Благо и радость, если в каждой семье живет смех. Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. И может в его произведениях вы встретите знакомых.
  • На следующем уроке мы продолжим начатый сегодня разговор и познакомимся с другими произведениями Н. Носова.