Действующие лица:
Теорема Пифагора | Заседатели |
2 катета | Главный обвинитель |
Гипотенуза | Прокурор (Обвинитель) |
Секретарь суда | Судья |
Защитник | Кандидат |
Свидетели | Прямоугольный Треугольник |
Оформление: сцена может быть оформлена портретом Пифагора, шаржами на доказательство теоремы Пифагора, разноцветными прямоугольными треугольниками, высказываниями о математике; для усиления эмоционального восприятия рекомендуется использовать музыкальное сопровождение.
Секретарь. Встать, суд идет. Прошу всех сесть. Представляю состав суда. (Представляет состав суда).
Судья. Сегодня слушается дело № 1023 по обвинению Теоремы Пифагоровой. Она обвиняется в том, что по ее вине не получили звания кандидатов физических, математических, технических и других наук 1016 человек, пролито 1000000 литров слез, проклято 1000 учителей математики и, что она до сих пор издевается над своими поклонниками, которые не внимательны к ее особе. Мы призываем разобраться сегодня в поставленном вопросе, со справедливостью и с беспристрастием выслушать показания потерпевших, свидетелей, обвинителей и защитника подсудимой.
Введите подсудимую. (Вводят Теорему Пифагора). Установим личность подсудимой. Ваши фамилия, имя, отчество.
Подсудимая. Пифагорова Теорема.
Судья. Ваши родители?
Подсудимая. Я подкидыш и не знаю своих родителей.
Судья. Ваша биография?
Подсудимая. Итак, я сказала, что не знаю своих родителей, но точно знаю, что родилась я в Вавилоне, за 1200 лет до того, как подобрал меня добрый, умный, мужественный греческий математик Пифагор из города Кротона.
Детство мое было ужасным (всхлипывает, просит воды), все меня использовали в своих измерительных работах, предавали меня из поколения в поколение, но заняться всерьёз моим воспитанием, образованием, совершенством никто не хотел. Да это и понятно, ведь выросла я на улице, среди лачуг, земельных участков и считалась очень трудной, ученики меня не понимали и не хотели понимать, не любили, даже правильнее сказать – ненавидели, а потому награждали меня всякими прозвищами, как например “ослиный мост” или “бегство убогих”.
Судья. Защитник просит слова.
Защитник. Господа присяжные (обращается к зрителям). Прошу учесть моё замечание, что Теорема Пифагора – важнейшее утверждение геометрии. Даже те, кто в этой жизни “распрощался” с математикой, сохраняют воспоминания о “пифагоровых штанах”. Причина такой популярности Теоремы Пифагора объясняется ее простотой, красотой, значимостью. Изучение вавилонских, древнекитайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Его же заслуга состояла в том, что он доказал эту Теорему.
Судья. Есть ли вопросы у обвинителя к обвиняемой?
Обвинитель. Что значит сии изречения: “ослиный мост” и “бегство убогих”?
Свидетель из зала. (поднимает руку, судья дает ему разрешение выступить).
Этот вопрос относится не столько к обвиняемой, сколько к потерпевшим, т.к. доказательство Теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons asinorum – ослиный мост или olefuqa – бегство убогих, потому, что некоторые “убогие” ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть без понимания и, прозванные поэтому “ослами”, были не в состоянии преодолеть Теорему Пифагора, служившую для них вроде непроходимого моста.
Обвинитель. Господин судья, разрешите? (Получает разрешение). Признаете ли вы, госпожа Пифагорова Теорема, что ваше преступление групповое? (Та пожимает плечами). У нас есть фотороботы предполагаемых ваших соучастников. Узнаете ли вы кого-нибудь из них? (Показывает чертежи различных прямоугольных треугольников).
Судья. Обвиняемая? (Обращается к Теореме Пифагора).
Обвиняемая. Да это же мои друзья! Они находятся сейчас в зале суда. (На сцену выходят прямоугольный треугольник и Гипотенуза, держа за руки катеты).
Самым близким, дорогим другом для меня является прямоугольный треугольник со своим семейством: дочь – Гипотенуза с и два сына – Катеты а и в. Это дружная семья, если где-то задерживается кто-либо из детей, то моментально на помощь рпиходят другие. Они выработали свой маршрут, как отыскать кого-либо и где. Если надо найти гипотенузу используется такой способ: С = vа2 + в2 ; если нет сыновей, то маршрут такой: а = vс2 – в2; в = vс2 – в2. (Показывают плакаты).
Свидетель. Разрешите мне, господин Судья? (Получает разрешение выступить). Я всегда завидую дружбе семьи Прямоугольного Треугольника с Теоремой Пифагора. Я поэтесса и потому буду говорить стихами, можно?
Гимн Гипотенузе
Как символ вечного союза,
Как вечной дружбы знак простой
Связала ты, Гипотенуза,
Навеки Катеты собой.
Путей окольных избегая
И древней истине верна,
Ты по характеру – прямая,
А по обычаю – точна.
Скрывала тайны ты, но скоро,
Явился некий мудрый грек
И Теоремой Пифагора
Тебя прославил он навек.
Хранит тебя безмолвно, чинно
Углов сторожевой наряд
И копья острые – вершины
На обе стороны грозят.
И если двоечник конфузясь,
Немеет пред твоим лицом,
Пронзи его, Гипотенуза,
Своим отточенным копьем.
Обвиняемая. Я вам очень признательна и благодарна.
Судья. Есть ли еще вопросы у обвинителя к обвиняемой?
Обвинитель. Где вы используетесь и в каком виде?
Обвиняемая. В физике, математике, астрономии в виде прямоугольного треугольника со сторонами 3; 4; 5, 5; 12; 13, 7; 8; 15 и т.д.
Судья. А у защиты есть что-нибудь?
Защитник. У меня есть вопрос к суду. Будут ли приняты во внимание те факты, что по мнению греческого ученого Плутарха самый прекрасный из всех треугольников, треугольник со сторонами 3; 4; 5 ? Не случайно такие пропорции археологи и находят в размерах тесаных плит пирамиды Хефрена. Еще более замечательным является тот факт, что так называется царская комната. Разрешите по этому поводу пригласить Главного Свидетеля в защиту Теоремы Пифагоровой.
Главный свидетель. Теорема Пифагора всегда имела широкое применение при решении самых разнообразных задач. Хочу предложить вам решить задачу индийского ученого Бхаскара Акариа 1114 г. Сможете ли вы, потерпевшие решить её?
На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг порыв ветра его ствол надломил. Бедный тополь упал. И угол прямой его ствол с течением реки составлял. Запомни теперь, что в том месте река в 4 лишь фута была широка.. верхушка склонилась у края реки. Осталось 3 фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?
(В зале раздаются рисунки к задаче. Решают).
Решение: 1). АВ2 = АС2 + ВС2; АВ = 5
2). 3 + 5 = 8 (футов) – высота тополя.
Решаете хорошо. За что же тогда обвинять теорему Пифагора? С ней нужно просто дружить. Прошу принять это во внимание, ваша светлость.
Свидетель. Если дан нам треугольник,
И при том с прямым углом,
То квадрат Гипотенузы мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим –
И таким простым путем
К результату мы придем.
Обвинитель. Ваша светлость, в ходе следствия установлено, что в честь установления опекунства, а затем и удочерения обвиняемой, Пифагор принес в жертву быка или, как говорят другие – 100 быков. Разрешите слово свидетелю.
Свидетель.
Обильно было жертвоприношение
Богам от Пифагора. Сто быков он отдал
На закланье и сожженье
За света луч, слетевший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор,
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, ее почуя, вслед.
Они не в силах свету помешать.
А могут лишь, закрыв глаза дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор.
Судья. Что скажете, обвиняемая?
Обвиняемая. Что и говорить, натерпелась всего, пока не встретилась с Пифагором. Он-то и вывел меня в люди. Пифагор доказал, как нужна я людям, как я совершенна! Пифагор сумел обобщить свойства прямоугольного треугольника, перевести его из области практики в область науки. Короче говоря, удочерил. Я стала любимицей народа. Вот! А сколько у меня поклонников!..
Защитник. Ваша светлость, о ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель моралист Плутарх, греческий ученый VI в. Диаген Лаэрций, математик V в. Прокл и многие другие.
Обвинитель. (Тащит за рукав беднягу-кандидата). Кто знает! Кто знает! Душа Пифагора поселилась, быть может, в беднягу-кандидата, не сумевшего доказать Теоремы Пифагора и поэтому провалившегося на экзамене, тогда как в его экзаменаторах обитают души тех самых быков, которых некогда Пифагор принес в жертву бессмертным богам, обрадованный открытием своей Теоремы. (Кандидат во время этой речи постоянно выкрикивает “Да! Да!” и в конце: “Высшую ей меру наказания!”).
Судья. Тише, господа, тише! Всех призываю к порядку! Прошу всех сесть и успокоиться!
Защитник. Предлагаю вам, господа потерпевшие, доказать свою правоту, т.е. сформулировать эту милую даму Пифагорову Теорему и предоставить хотя бы одно из 100 доказательств её. А ведь в прошлом, для получения звания магистра математики, зачастую требовалось представление нового доказательства этой Теоремы, оттого и столько доказательств. Как мы видим, ваша светлость, что не виновата подсудимая в том, в чем ее здесь обвиняют, все дело в лени и невежестве учеников нашей школы. И если рассмотреть поступки Теоремы Пифагора с юридической точки зрения, то нужно заметить, что достоинств у Теоремы больше, чем недостатков, т.к. вышеуказанная используется так часто, как таблица умножения, как в быту, так и в науке. А кто ее обвиняет? Нерадивые ученики. Ну, это и понятно. Они не хотят установить зависимость между сторонами Прямоугольного Треугольника. У них не хватает терпения, настойчивости и уважения к математике, как науке. Да и оскорбить они её могут, ну, допустим, так: “пифагоровы штаны на все стороны равны”. Прошу, ваша светлость снять обвинение с моей подзащитной и освободить ее в зале суда. У меня всё!
Судья. У обвинителей есть что-то добавить?
Обвинитель. Нет.
Секретарь. Встать! Суд удаляется на совещание. (Занавес закрывается).
(В это время учитель математики может предложить интересные сведения из жизни Пифагора).
Занавес открывается.
Секретарь. Встать! Суд идет.
Судья. Заслушав выступления обвинителя, защитника, проанализировав все факты, предоставленные ими и свидетелями, проходившими по делу, суду, суд считает, что нет вины подсудимой Пифагоровой Теоремы в том, что не получили звание кандидатов наук: математики, физики и т.д. 1016 человек, что пролито 1000000 литров слез и проклято 1000 учителей математики напрасно и, что она до сих пор продолжает издеваться над потерпевшими. Все дело в лени и невежественном отношении к ней учеников … средней школы.
Пребудет вечной истина, как скоро
Её познает слабый человек!
И ныне Теорема Пифагора верна,
Как и в её далёкий век.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 5,627 и Положением международного права, суд решил:
Пункт I.
С учетом полезности положительных сторон Теоремы Пифагора всемирно расширять её использование, для чего неустанно изучать и глубоко осмысливать законы математики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человеку.
Пункт II.
Всем, кто не знает Теоремы Пифагора, немедленно выучить и научиться применять её в любом виде настолько, чтобы отвечать о ней на экзаменах только на “4” и “5”.
Суд постановил:
Теорему Пифагорову оправдать и освободить её в зале суда. Настоящий приговор, на основании статьи 3,8 х 102 процессуального права, обжалованию не подлежит. Вступает в законную силу с момента оглашения.
Подсудимая оправдана. Теорема Пифагорова, вы можете быть свободной.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Глейзер Г.И. История математики в
школе. VII – VIII классы. М., Просвещение, 1982.
2. Математика. Приложение к газете “Первое
сентября” №2, 2002.
3. Стихотворение А.Шамиссо.
4. Стихотворение И.Дырченко “Теорема Пифагора”.