Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Приложение 1

Актуальность

За последние годы в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей, состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов в январе 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев, касаясь национальной инициативы “Наша новая школа”, обратил особое внимание к здоровому образу жизни детей и подростков. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, общая заболеваемость детей до 14 лет в период с 1998 по 2007 год выросла на 9,3%, а более 20% школьников имеют хронические заболевания.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования до 2010 года связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: “Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс”. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено: “...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся”. В Законе РФ “Об образовании” сказано: – статья 2: “Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...”– статья 51: “Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников”.

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды. Приложение 2

Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие западные ученые, психологи XX века, изучавшие теорию личности в русле психоаналитического и гуманистического направлений. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о “психологическом здоровье”.

Методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей являются:

  • Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина).
  • Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь).
  • Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина).
  • Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов.
  • Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова.
  • Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило.

Роль школьного психолога в сохранении здоровья учащихся

Говоря о психологическом здоровье личности школьника, психологи выделяют психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. Относится психологическое здоровье к социально-психологическим характеристикам человека, его личности, социальной и психологической адаптации.

Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Психологическая служба участвует в сохранении психологического здоровья участников образовательного процесса, актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников. Ответственность за поддержание психологического здоровья в школе несёт весь педагогический коллектив, каждый учитель, администрация школы, школьный психолог. Приложение 3

Актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников осуществляется тремя путями:

1. Исследование условий, способствующих и препятствующих сохранению и укреплению психического здоровья:

  • ценностные ориентации;
  • уровень адаптации;
  • психологический климат;
  • личностные особенности;

2. Проектирование или коррекция условий:

  • общие и малые педсоветы;
  • совещание завучей;
  • консилиумы;
  • родительские собрания.

3. Практическая психологическая помощь:

  • индивидуальные консультации по личным и коммуникативным проблемам для детей и родителей;
  • индивидуальные консультации по личным и профессиональным проблемам для учителей и классных руководителей;
  • коррекционная деятельность (тренинги, групповые занятия, семинары);
  • спецкурсы.

Основные “школьные” факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:

Активно обсуждаемые и изучаемые:

  • перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
  • несовершенство учебных программ и технологий;
  • авторитарный стиль преподавания;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
  • недостаток двигательной активности учащихся;
  • неправильное питание учащихся;
  • несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
  • недостаточное финансирование школы.

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

  • дидактогенная организация образовательного процесса;
  • недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
  • недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
  • низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
  • слабое использование технологий, дающих учащимся опыт “успеха” и “радости”, необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
  • неблагополучное состояние здоровья учителей;
  • недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Принципы предупреждения и профилактики психологии здоровья

1. Создание здоровьесберегающей среды.
2. Психодиагностика с выделением “профиля риска”.
3. Реализация индивидуального личностного подхода.
4. Постоянное укрепление психологии здоровья, восполнение ресурсов адаптации.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы

  • Психологическая диагностика:
  • определение “школьной зрелости” детей 6 – 7 лет.
  • изучение особенности адаптации ребенка к новым социально-психологическим условиям;
  • определение психологической готовности ребенка к обучению в среднем звене;
  • выявление предпосылок возникновения нарушений в развития личности ребенка.
  • Коррекционно-развивающая работа:
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятия, внимания, памяти, мышления) формирование предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований возраста;
  • формирование таких характеристик как: принятие себя, принятие других людей;
  • развитие осознания причин своих поступков, целей, развитие стрессоустойчивости;
  • развитие координации двигательных, слуховых и речевых навыков;
  • улучшение работы сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и др. систем.
  • Консультирование, просвещение:
  • психологическое просвещение в ходе консультаций – ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, обучении, развитии детей, в возрастных и индивидуальных особенностях их психического развития;
  • своевременное выявление учащихся с различными отклонениями и нарушениями психического и личностного развития;
  • составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию и воспитанию детей, коррекции трудностей школьного обучения и т.п.тематические родительские собрания

Направления деятельности педагога-психолога начальной школы по сохранению психологического здоровья:

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды;
  • Консультативная работа;
  • Психодиагностика образовательного процесса;
  • Психологическое просвещение участников образовательного процесса;
  • Коррекционно-развивающая работа;
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся “группы риска”.

Организационно-содержательная модель психологического здоровья на I ступени.

Деятельность психолога в школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями, основана на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода. Для того чтобы работа психолога была наиболее эффективной, необходимо определить цели и задачи по сохранению психологического здоровья учащихся начальной школы.

Цель: Создание условий для гармоничного развития младших школьников в процессе обучения и формирование навыков организации здорового образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения, формирование банка данных.
  2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе обучения и воспитания. Организация работы с различными категориями учащихся (одаренные дети, дети имеющие трудности в обучении и общении, учащиеся классов компенсирующего обучения, “трудные”, опекаемые, дети-сироты и др.) и их семьями.
  3. Оказание психологической помощи педагогам и родителям в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
  4. Изучение психологических особенностей личности педагогов, классных коллективов.
  5. Содействие в повышении психолого-педагогической грамотности учителей и родителей.
  6. Создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов, учащихся, поддержка и защита прав и здоровья учащихся, педагогов.

Отслеживание динамики развития учащихся:

Уровень психологического здоровья определяется с помощью комплекса диагностических процедур, включающего в себя методики: “Самоописание”; “Неоконченные предложения”; “Школьная тревожность” (А. Прихожан). Преобладание позитивных качеств свидетельствует о позитивном образе “Я”.

Уровень развития рефлексии определяется количеством качеств, упоминаемых в методике “Самоописание”. Наличие стремления к развитию определяется с помощью методики “Неоконченные предложения”: фиксируется количество видов деятельности, которые ребенок хочет улучшить. Об адаптированности к школе свидетельствую низкие результаты по методике “Школьная тревожность”.

Познавательная активность определяется на основе наблюдений на уроках и последующих бесед с педагогами. Критериями познавательной активности являются:

  • потребность в познании и инициативные действия для ее удовлетворения; потребность в учебных достижениях, необходимых для поддержания чувства собственного достоинства;
  • развитая в соответствии с возрастом произвольность как необходимое условие преодоления школьных трудностей;
  • соответствующие возрасту самостоятельность на уроке и ответственность за результаты своей работы.

Диагностическое отслеживание уровня эмоционального развития показало эффективность проводимой работы по психологическому сопровождению младших школьников как фактора сохранения психологического здоровья.

Оптимизация социальной среды:

  • Сверстники: оптимальная форма работы с детьми – групповые психологические занятия: телесно-ориентированные упражнения, коммуникативные игры.
  • Педагоги Оптимизация педагогического взаимодействия с учащимися через семинары, тренинговые упражнения, консилиумы, совещания, анкетирование, рисунок “Я и мой учитель”.
  • Родители Обсуждение индивидуальных особенностей на родительских собраниях или во время отдельных консультаций.

Оптимизация учебной деятельности Основная задача оптимизации обучения в начальной школе заключается не столько в организации учебного процесса (выбор адекватных способов, приемов, темпа обучения), сколько в создании у детей ощущения успешности в школе в целом. Для решения этой задачи необходимо выделить параметры переживания детьми неудачи в учении и реакцию на нее (нестабильная самооценка может выражаться в виде лени, излишней медлительности; страхи, повышенная тревожность формируют чувство вины перед авторитетными людьми, приводит к глубокому внутреннему конфликту; слабый тип нервной системы – склонность к психосоматическому реагированию на учебные трудности; локус контроля – правополушарные дети: запаздывание в развитии фонематического слуха, пространственных навыков и как следствие трудности в овладении чтением и письмом, трудности в переключении с одного вида деятельности на другой), провести диагностику и по ее результатам выделить группу риска – детей, неустойчивых к школьным неудачам. Затем совместно с педагогом необходимо разработать способы повышения устойчивости к школьным неудачам (индивидуальная работа на снижение уровня негативного эмоционального реагирования на ошибки, формирование чувства подконтрольности окружающей среды через планирование, участие педагогов в играх с детьми).

Профилактика нарушений психологического здоровья учащихся Групповые занятия с младшими школьниками организуются на следующих принципах: недирективности формирования психологического здоровья (изменения не рассматриваются как обязательные). Развивающие занятия проводятся для всех; опора на внутренние ресурсы и самостоятельность детей (использование практически на каждом занятии специально составленных терапевтических метафор); жизненного оптимизма (способность и стремление человека развиваться даже в неблагоприятных обстоятельствах).

Организация психологической помощи детям, имеющим существенные нарушения психологического здоровья (индивидуальная коррекционная работа). Основания – личностное неблагополучие: снижение успешности обучения; помехи успешному функционированию в школе, в том числе соблюдению норм школы; снижение успешности обучения или комфортности функционирования других учащихся; негативное влияние на процесс развития ребенка или предпосылки психосоматических заболеваний. Решение о направлении ребенка к психологу-консультанту (ПМК) принимается психолого-педагогическим консилиумом в составе: классные руководители, учителя-предметники, психолог, администрация. Заранее готовится запрос с подробным обоснованием причины направления. На консилиуме определяется зона ответственности классных руководителей и учителей-предметников в отношении ребенка: какие педагогические воздействия и по какой стратегической линии будут осуществляться.

Подводя итоги проделанной работы, мы можем с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Именно для младшего школьного возраста очень значимы факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.