Совершенствование методической службы технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях

Разделы: Технология


    Методическая служба – это коллективный субъект, призванный соединить науку с практикой содержания образования. Методическая служба призвана создавать условия для смены образовательной деятельности: перехода от «знаниевой» модели образования к «способностной». Деятельность методической службы по образовательной области «Технология» направлена на совершенствование и развитие образовательных учреждений в инновационных условиях московского образования, методологическим основанием для целеполагания (постановки целей) выступают, с одной стороны, современные тенденции развития образования, с другой – профессиональные затруднения педагогов и управленцев. Приоритетными направлениями методической работы с педагогическими  кадрами по образовательной области «Технология» являются:

  • Удовлетворение актуальных потребностей учителей-предметников в реализации педагогической деятельности
  • Развитие творческого потенциала учителей-предметников, их профессионального мастерства
  • Оказание помощи учителям-предметникам в разработке авторских программ, методических пособий и прохождения содержания учебного материала по предмету
  • Обеспечение учителей-предметников информацией, необходимой для адекватного функционирования и развития учебно-воспитательного процесса
  • Обеспечение учителей-предметников критериями диагностики, экспертизы и аттестации педагогической профессиональной деятельности, а также механизма осуществления этих процедур.

     С учетом поставленных задач с педагогическими кадрами перед методической работой ставится проблема совершенствования и формирования технологической подготовки школьников, которая включается следующие направления: 

  • Понимание обучающимися существующей на данный момент технологической и информационной среды
  • Развитие у обучающихся способности адекватно реагировать на изменяющийся окружающий мир
  • Выработке механизма адаптации к социально-жизненным условиям
  • Формирование самонастраиваться и самоорганизовываться на поиск того инновационного знания, которое отвечает познавательным личностным потребностям человека. 

Профессиональное мастерство учителя-предметника характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием формирующейся личности. Однако анализ практики показал, что многие учителя испытывают ряд затруднений и совершают определенные ошибки в своей педагогической деятельности при организации и проведении уроков.
Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства учителя-предметника, его компетенции и эрудиции, - это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы методиста-предметника.
Повышение квалификации учителей-предметников – процесс непрерывный, важнейшей частью которого является методическая работа. Главное в методической работе – оказание реальной, действенной помощи всем учителям-предметникам общеобразовательных школ.
Следует отметить негативные явления в методической работе: неконкретность постановки целей и задач, однообразие форм и методов, недостаточный учет особенностей и возможностей учителей-предметников общеобразовательных школ, бессистемность, невнимание к созданию благоприятных условий для повышения квалификации и мастерства учителя-предметника, слабая связь теории и практики в методической работе. Все эти недостатки снижают действенность и результативность методической работы, ослабляют ее роль в деле совершенствования образовательного процесса.
Устранить эти недостатки, совершенствовать методическую работу в общеобразовательной школе призван методист-предметник Методического центра Управления образования. Главная цель деятельности методиста-предметника – это непрерывное совершенствование квалификации учителей-предметников, непрерывное содействие его эрудиции и компетенции в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания в связи с корректировкой учебно-воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания, их постоянного саморазвития и самосовершенствования.
В Концепции содержания образования образовательной области «Технология» определен обязательный минимум содержания образования по технологическому обучению и требования к уровню подготовки школьников начальной, основной и средней (полной) школы (схема 1). 
Основные положения методической работы с учителями технологии обоснованно и целенаправленно опираются на три основных направления модернизации московского образования – доступность, качество, эффективность. Методологическая компетентность выпускника общеобразовательных школ является тем уровнем образованности, который позволяет учащемуся самостоятельно, творчески решать задачи теоретического и прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности.
Главная цель образовательной области «Технология» – развитие технологической мыслительной активности учащихся и подготовка их к трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Задача школы – дать возможность обучащимся получить необходимые знания, умения и навыки для развития индивидуальных способностей и возможностей на основе требований стандарта образования по предмету и обеспечения гарантий равенства учащихся в получении качественного образования: «качественное образование – каждому московскому ребенку», «каждому ребенку – полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями».
Задачи модернизации московского столичного образования актуализируют проблему повышения уровня профессионализма работников образования. Идея развития педагогического мастерства признана в настоящее время узловым моментом идеологии перестройки системы образования. Современному учителю необходимы педагогические знания, умение наблюдать, анализировать, исследовать учебно-воспитательную деятельность школьников. Учителю технологии образовательных учреждений приходится ориентироваться в типовых ситуациях, решать множество нестандартных педагогических задач, вести поиск новых путей обучения и воспитания. Методическая работа в округе по совершенствованию технологической подготовки школьников заключается в совокупности различных видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей субъектов педагогического процесса.
Систематизация знаний и умений и методы изучения образовательной области «Технология» должны базироваться на общей теории технологических процессов. Технологические знания раскрывают состав технологического процесса, связи и отношения между его элементами. Выявлению закономерностей, определяющих эти связи и отношения, способствует использование трех подходов к описанию технологии: естественнонаучного, функционального и структурного, выдвинутых в исследованиях по методологии научно-технических знаний. На схеме 2 показаны направления технологической подготовки школьников в общеобразовательной школе. Под технологической подготовкой понимается процесс формирования обучающихся технологической картины мира, адекватной современному уровню знаний, а также овладение средствами преобразовательной деятельности.
Основными характерными чертами урока образовательной области «Технология» являются:
1. Объединение теоретического и практического обучения.
2. Наличие двойной цели – усвоение знаний и практическое их применение, формирование технологических умений и навыков.
3. Тесная взаимосвязь соединения теоретической и практической части урока.
4. Слияние процесса усвоения знаний и процесса формирования первичных умений и навыков, их взаимовлияние.
5. Материально-техническая и методическая обеспеченность одновременного усвоения знаний и умений.

Успех и эффективность образовательной деятельности учителя технологии напрямую зависит от уровня программно-методического обеспечения, которое должно учитывать широкую вариативность, уровневую и профильную дифференциацию содержания технологического образования, преобладающую практико-ориентированную направленность, сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности обучающихся. Деятельность учителя технологии должна ориентироваться на взаимодействие со школьниками по оказанию им поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения  избираемой профессиональной деятельности и самоутверждении в ней.
Оказать помощь учителю технологии в выборе современных форм, средств и методов обучения призван методист технологии, который является координатором образовательного процесса в образовательных учреждениях. 
Основными задачами методиста технологии являются:

  • Повышение профессионального и культурного уровня учителя технологии
  • Стимулирование его служебной и общественной активности
  • Обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины
  • Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей учителей-новаторов и творчески работающих учителей технологии
  • Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности
  • Совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся, как на занятиях, так и во внеурочное время (дополнительное образование по технологической подготовке и исследовательской деятельности)
  • Формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа учебно-воспитательной деятельности в частности
  • Выявление, обобщение, трансляция и внедрение передового педагогического опыта
  • Приобщение учителей технологии к исследовательской деятельности и экспериментальной работе на основе доступных и понятных им методик.

       В ГОУ Методическом центре разработана Модель методиста технологии, деятельность которого направлена на развитие педагогической профессиональной деятельности учителей технологии в технологическом обучении учащихся общеобразовательных учреждений. 
Модель – отражение реальных объектов или процессов, аккумулирующих в себе наиболее существенные структурные элементы и связи этого реального объекта (процесса). Модель помогает более ясно увидеть, как может быть устроена преобразующая реальность, в частности, деятельность методиста технологии Методического центра. Структурно-функциональная модель методиста технологии представлена в эффективном способе восприятия и проявляется в сложных взаимосвязях реальности.
При построении модели предусматривались три этапа:
    первый – постановка цели, выделение существенных элементов и системообразующих связей
   второй – постановка задач, создание модели 
   третий – проверка модели на достоверность.
Профессиональная деятельность методиста технологии основывается на основных направлениях методической службы в целом, поэтому функциями методиста технологии являются:

  • технологическая,
  • педагогическая,
  • научная,
  • управленческая.

Методическое воздействие направлено на реализацию учителями технологии методов формирования социально-значимых качеств личности учащихся с учетом педагогических систем, которое включает: анализ результатов диагностики контингента учащихся; анализ факторов внешней среды; определение возможности сочетания вида учебной деятельности с методами контроля; создание продуктивно-творческой среды для развития индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
На схеме 2 представлена Модель деятельности методиста технологии, включающая вышеизложенные факторы, взаимодействующие между собой в реальной реализации учебно-воспитательного процесса по технологической подготовке школьников в общеобразовательных школах. 
Профессиональная деятельность методиста технологии ориентирована не только на функционирование учебно-воспитательного процесса, но и на его развитие и совершенствование. Структурно-функциональные взаимосвязи и сотрудничество с педагогическими работниками образовательных учреждений округа отражают адекватность методической работы, открытость, реальность и возможность проверить результативность по конкретному направлению деятельности.

Приложение