1. Актуальность, обснование
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна.
Несомненно, на здоровье школьников влияет ряд факторов, на которые школа повлиять не в силах: экологическая ситуация; травмирующее психику воздействие СМИ.
Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
В этих условиях школа может взять под свой контроль формирование у детей культуры здорового образа жизни, навыков укрепления здоровья, организации полезного досуга.
Особенности контингента учащихся определяют работу по сохранению и укреплению здоровья детей, как одно из ключевых направлений развития школы.
Количество обучающихся в школе стабильно и составляет в среднем 165 человек. Дети проживают в семьях, из которых 35,1% являются малообеспеченными, 13,9% - многодетными, 45,7% - неполными, 6% опекаемыми.
В школе обучаются дети со стойкими нарушениями познавательной деятельности. Особенностью контингента учащихся нашей школы является то, что все они состоят на учёте в психо-неврологическом диспансере. В физическом развитии, также как и в умственном, у большинства детей наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребенка. У многих нарушена общая и мелкая моторика. У детей с болезнью Дауна имеется резкое недоразвитие всего костно-мышечного аппарата. Кроме того, 26% детей являются инвалидами детства, 23 % страдают хроническими заболеваниями.
В школе имеются соответствующие условия для реализации программы «Мое здоровье»:
- Ресурсная база образовательного учреждения, обеспечивающая здоровье и безопасность учащихся, включает спортивный зал с раздевалкой, малый игровой зал, спортивную площадку с футбольным полем и беговой дорожкой, пищевой раздаточник на 60 посадочных мест, медицинский кабинет с приемной и процедурной, кабинет психологической разгрузки.
- Организована работа специализированной социально-психологической службы.
- Реализуются программы и планы: программа по коррекции здоровья и пропаганде здорового образа жизни, планы по профилактике правонарушений и преступлений; детского дорожно-транспортного травматизма; по профилактике вредных привычек и наркозависимости, план спортивно-массовых мероприятий, дополнительные образовательные программы по спортивным играм и танцам. Учебный план включает уроки физкультуры, ритмики, ЛФК.
- Организовано сотрудничество со специалистами госнаркоконтроля (разъяснительная работа о губительном влиянии ПАВ); центром практической психологии и психотерапии (тренинги по профилактике зависимостей); РЦ СОК инвалидов «Надежда» (участие в соревнованиях Специальной Олимпиады для детей с ограниченными возможностями); инспекторами ГИБДД (основы знаний о безопасности дорожного движения); инспекторами ОВД (основы знаний об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних); специалистами органов опеки (помощь детям в трудных жизненных сиитуациях); ОПОП № 6 (совместное проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений учащихся); ДЮЦ «Астра» (видеолектории и тренинги ЗОЖ); семьями учащихся (педагогическое просвещение и совместное проведение мероприятий) и др.
- Работа в группах продленного дня направлена на коррекцию развития личности воспитанников через игровые и развивающие занятия.
- Организуется программа летнего лагеря с дневным пребыванием в школе, направленная на оздоровление, расширение кругозора детей, продолжение развития и коррекции психической деятельности, формирование навыков общей культуры, изучение родного края.
- Вопросы организации лечебно-оздоровительной работы и охранительного режима в школе находятся в постоянном поле зрении администрации и педагогического коллектива школы, рассматриваются на педсоветах, совещаниях, МО.
- Организуется регулярная работа с учащимися фельдшера и врача-психоневролога.
Реализации мер по направлениям программы препятствуют такие факторы:
- количество учащихся основной физкультурной группы из года в год становиться меньше и составляет около 50%, растет количество учащихся подготовительной и специальной группы;
- камнем преткновения остается проблема систематического курения 13% учащихся;
- социальные проблемы в семьях отражаются на здоровье детей (отказ от посещения врачей-специалистов, не выполнение рекомендаций врачей).
Однако, имеются и положительные факторы:
- положительная динамика по некоторым компонентам сохранения здоровья учащихся;
- сокращение заболеваемости в течение трех лет, отсутствие карантина в период эпидемии гриппа в городе;
- уменьшение контингента учащихся «группы риска» благодаря профилактической работе;
- рост интереса к спорту, победы в мероприятиях разного уровня. (Приложение № 1)
2.Концептуальные положения
Программа «Мое здоровье» основывается на терминологии, закрепленной в Муниципальной целевой программе «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008 - 2011 годы».
Деятельность по программе выстраивается в соответствии со следующими принципами:
- принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов;
- принцип триединого представления о здоровье, как единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности.
Задачи:
- Организовать мониторинговые процедуры по изучению состояния здоровья учащихся, их отношения к своему здоровью, соответствия школьной среды современным требованиям безопасности и здоровья.
- Осуществить медико-психолого-педагогическое просвещение учащихся и родителей по вопросам здоровья, безопасности и особенностей физического развития.
- Применить в учебно-воспитательном процессе технологии, способствующие повышению мотивации учащихся к здоровому образу жизни и безопасному поведению.
- Изучить и сформировать банк современных форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Организовать обучение педагогического коллектива применению здоровьесберегающих технологий и в т. ч. технологий безопасности.
- Скоординировать усилия всех заинтересованных в сохранении здоровья учащихся.
- Организовать систему мероприятий, способствующих формированию здорового образа жизни и основ безопасного поведения у учащихся.
- Развивить образовательную среду учреждения, способствующую формированию здорового образа жизни и основ безопасного поведения у учащихся.
3.Механизм реализации целевой программы
Сроки реализации программы: сентябрь 2008 г. - май 2013г.
Этапы реализации программы.
I этап - проектно – диагностический (сентябрь 2008 г. - май 2009г.):
создание координирующих органов программы и рабочих групп; аналитико - диагностическая деятельность; определение стратегии и тактики деятельности; изучение научно - методической литературы по теме программы.
II этап - практический (сентябрь 2009г. - декабрь 2012г.):
организация обучения педагогов и педагогического просвещения родителе; реализация традиционных и апробация новых технологий; работа с социальными и образовательными партнерами; проведение мероприятий по основным направлениям деятельности.
III этап - обобщающий (январь 2013 г. - май 2013г.):
обработка и анализ данных выполнения программы; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы.
Механизм решения задач на этапах реализации программы (Приложение №2).
Основные направления в работе педагогического коллектива по Программе
(конкретизируются в ежегодных планах. Приложение № 3).
Направления работы | Содержание | |
Мониторинг | Изучение научно - методической литературы по вопросам мониторинга; систематизация мониторинговых процедур, организуемых в школе; разработка плана мониторинга; подбор диагностических методик. Циклограмма мониторинга (Приложение №9). Аналитическая и корректирующая деятельность. |
|
Учебно-просвети-тельская деятель-ность | Разработка и проведение тематических уроков и внеурочных мероприятий; реализация программы всеобуча для родителей; обновление тематических стендов; внедрение здоровьесберегающих технологий в УВП. | |
Методическая деятельность | Изучение научно - методической литературы; создание методической базы по теме; разработка индивидуальных карт профилактической работы с несовершеннолетними учащимися, состоящими на учете и их родителями; работа над индивидуальными методическими темами педагогов. | |
Внеурочные мероприятия в ОУ |
|
|
Сотрудничество | Заключение договоров со специалистами. Работа специалистов в образовательном учреждении по договору. Проведение совместных мероприятий в рамках программ сотрудничества и целевых программ. |
|
Модернизация среды, ресурсное развитие | Ежегодные косметические ремонты в школьном раздаточнике, спортивном зале, учебных кабинетах, обновление их материально-технического оснащения. Оборудование малого спортивного зала, спортивной раздевалки. Обновление спортивного инвентаря. Благоустройство и развитие зон школьного двора: игровой, спортивной, учебно-опытной. Переоборудование кабинета логопедии. Оборудование сенсорной комнаты. Лицензирование школьного медицинского кабинета. Переход на цикличное меню. | |
Медицинское сопровождение учащихся | Контроль гигиенического режима в учебных помещениях, пищеблоке. Оснащение мед. аптечек в учебных кабинетах. Углубленный осмотр учащихся специалистами. Постановка реакции Манту. Лабораторные обследования старшеклассников. Организация юношей для прохождения приписки. Санитарно-просветительская работа с учащимися. Распределение учащихся на физкультурные группы. Сопровождение всех массовых спортивных мероприятий. Брокераж готовой продукции в школьном раздаточнике. Витаминизация учащихся. Допуск к соревнованиям школьных спортивных команд. Подготовка форм №286 для выпускников. Санитарно-гигиенический контроль летнего лагеря с дневным пребыванием в школе. |
4.Предполагаемые результаты
- Соответствие физического развития учащихся возрастным нормам.
- Снижение уровня заболеваемости в ОУ, в том числе и социальными болезнями.
- Увеличение количества учащихся, ведущих здоровый образ жизни.
- Создание системы мер по здоровьесохранению и безопасности учащихся в ОУ.
5.Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовое обеспечение (Приложение № 4).
Локальные правовые акты. Обеспечивают деятельность Совета профилактики, ученического самоуправления, дополнительного образования, летнего лагеря с дневным пребыванием в школе и т. д. ( Приложение № 5).
Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги, школьный психолог, логопеды, медицинские работники, педагоги, классные руководители, родители.
Информационное обеспечение: список литературы по теме программы, школьные тематические стенды (Приложение № 6).
Научно-методическое обеспечение. Включает в себя виды повыщения квалификации педагогов и темы самообразования классных руководителей (Приложение № 7).
Материально-техническое и финансовое обеспечение. Включает в себя бюджетные и внебюджетные средства (помощь спонсоров, благотворительных фондов) (Приложение №8).
6.Мониторинг эффективности реализации программы
Цель: повышение эффективности управления реализацией программы.
Задачи:
- сбор и накопление информации;
- анализ данных;
- систематизация информации;
- соотнесение показателей с ожидаемым результатом;
- коррекция деятельности.
Методы диагностики:
- наблюдение;
- административный контроль;
- медицинский осмотр;
- анализ диагностической карты уровня воспитанности и социальной зрелости учащегося;
- анализ дневника наблюдений классного руководителя;
- анкетирование учащихся, родителей по тематике программы.
Мониторинг включает в себя исследование состояния здоровья и физического развития учащихся, навыков здорового образа жизни, наличия вредных привычек.
Циклограмма мониторинга (Приложение №9).