Программа "Мое здоровье" по пропаганде здорового образа жизни, обучению основам безопасности жизнедеятельности, сопровождению физического развития

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


1. Актуальность, обснование

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна.
Несомненно, на здоровье школьников влияет ряд факторов, на которые школа повлиять не в силах: экологическая ситуация; травмирующее психику воздействие СМИ.
Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
В этих условиях школа может взять под свой контроль формирование у детей культуры здорового образа жизни, навыков укрепления здоровья, организации полезного досуга.
 Особенности контингента учащихся определяют работу по сохранению и укреплению здоровья детей, как одно из ключевых направлений развития школы.
Количество обучающихся в школе стабильно и составляет в среднем 165 человек. Дети проживают в семьях, из которых 35,1% являются малообеспеченными, 13,9% - многодетными, 45,7% - неполными, 6% опекаемыми.
В школе обучаются дети со стойкими нарушениями познавательной деятельности. Особенностью контингента учащихся нашей школы является то, что все они состоят на учёте в психо-неврологическом диспансере. В физическом развитии, также как и в умственном, у большинства детей наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребенка. У многих нарушена общая и мелкая моторика. У детей с болезнью Дауна имеется резкое недоразвитие всего костно-мышечного аппарата. Кроме того, 26% детей являются инвалидами детства, 23 % страдают хроническими заболеваниями.
 В школе имеются соответствующие условия для реализации программы «Мое здоровье»:

  • Ресурсная база образовательного учреждения, обеспечивающая здоровье и безопасность учащихся, включает спортивный зал с раздевалкой, малый игровой зал, спортивную площадку с футбольным полем и беговой дорожкой, пищевой раздаточник на 60 посадочных мест, медицинский кабинет с приемной и процедурной, кабинет психологической разгрузки.
  • Организована работа специализированной социально-психологической службы.
  • Реализуются программы и планы: программа по коррекции здоровья и пропаганде здорового образа жизни, планы по профилактике правонарушений и преступлений; детского дорожно-транспортного травматизма; по профилактике вредных привычек и наркозависимости, план спортивно-массовых мероприятий, дополнительные образовательные программы по спортивным играм и танцам. Учебный план включает уроки физкультуры, ритмики, ЛФК.
  • Организовано сотрудничество со специалистами госнаркоконтроля (разъяснительная работа о губительном влиянии ПАВ); центром практической психологии и психотерапии (тренинги по профилактике зависимостей); РЦ СОК инвалидов «Надежда» (участие в соревнованиях Специальной Олимпиады для детей с ограниченными возможностями); инспекторами ГИБДД (основы знаний о безопасности дорожного движения); инспекторами ОВД (основы знаний об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних); специалистами органов опеки (помощь детям в трудных жизненных сиитуациях); ОПОП № 6 (совместное проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений учащихся); ДЮЦ «Астра» (видеолектории и тренинги ЗОЖ); семьями учащихся (педагогическое просвещение и совместное проведение мероприятий) и др.
  • Работа в группах продленного дня направлена на коррекцию развития личности воспитанников через игровые и развивающие занятия.
  • Организуется программа летнего лагеря с дневным пребыванием в школе, направленная на оздоровление, расширение кругозора детей, продолжение развития и коррекции психической деятельности, формирование навыков общей культуры, изучение родного края.
  • Вопросы организации лечебно-оздоровительной работы и охранительного режима в школе находятся в постоянном поле зрении администрации и педагогического коллектива школы, рассматриваются на педсоветах, совещаниях, МО.
  • Организуется регулярная работа с учащимися фельдшера и врача-психоневролога.

 Реализации мер по направлениям программы препятствуют такие факторы:

  • количество учащихся основной физкультурной группы из года в год становиться меньше и составляет около 50%, растет количество учащихся подготовительной и специальной группы;
  • камнем преткновения остается проблема систематического курения 13% учащихся;
  • социальные проблемы в семьях отражаются на здоровье детей (отказ от посещения врачей-специалистов, не выполнение рекомендаций врачей).

 Однако, имеются и положительные факторы:

  •  положительная динамика по некоторым компонентам сохранения здоровья учащихся;
  • сокращение заболеваемости в течение трех лет, отсутствие карантина в период эпидемии гриппа в городе;
  • уменьшение контингента учащихся «группы риска» благодаря профилактической работе;
  • рост интереса к спорту, победы в мероприятиях разного уровня. (Приложение № 1)

2.Концептуальные положения

Программа «Мое здоровье» основывается на терминологии, закрепленной в Муниципальной целевой программе «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008 - 2011 годы».
Деятельность по программе выстраивается в соответствии со следующими принципами:

  •  принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов;
  • принцип триединого представления о здоровье, как единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
  •  принцип непрерывности и преемственности;
  • принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  •  принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

 Цель программы: создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности.
 Задачи:

  1. Организовать мониторинговые процедуры по изучению состояния здоровья учащихся, их отношения к своему здоровью, соответствия школьной среды современным требованиям безопасности и здоровья.
  2. Осуществить медико-психолого-педагогическое просвещение учащихся и родителей по вопросам здоровья, безопасности и особенностей физического развития.
  3. Применить в учебно-воспитательном процессе технологии, способствующие повышению мотивации учащихся к здоровому образу жизни и безопасному поведению.
  4. Изучить и сформировать банк современных форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасного поведения.
  5. Организовать обучение педагогического коллектива применению здоровьесберегающих технологий и в т. ч. технологий безопасности.
  6. Скоординировать усилия всех заинтересованных в сохранении здоровья учащихся.
  7. Организовать систему мероприятий, способствующих формированию здорового образа жизни и основ безопасного поведения у учащихся.
  8. Развивить образовательную среду учреждения, способствующую формированию здорового образа жизни и основ безопасного поведения у учащихся.

3.Механизм реализации целевой программы

 Сроки реализации программы: сентябрь 2008 г. - май 2013г.
 Этапы реализации программы.
I этап - проектно – диагностический (сентябрь 2008 г. - май 2009г.):
создание координирующих органов программы и рабочих групп; аналитико - диагностическая деятельность; определение стратегии и тактики деятельности; изучение научно - методической литературы по теме программы.
II этап - практический (сентябрь 2009г. - декабрь 2012г.):
организация обучения педагогов и педагогического просвещения родителе; реализация традиционных и апробация новых технологий; работа с социальными и образовательными партнерами; проведение мероприятий по основным направлениям деятельности.
III этап - обобщающий (январь 2013 г. - май 2013г.):
обработка и анализ данных выполнения программы; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы.
Механизм решения задач на этапах реализации программы (Приложение №2).
 Основные направления в работе педагогического коллектива по Программе
(конкретизируются в ежегодных планах. Приложение № 3).

Направления работы Содержание
Мониторинг Изучение научно - методической литературы по вопросам мониторинга; систематизация мониторинговых процедур, организуемых в школе; разработка плана мониторинга; подбор диагностических методик. Циклограмма мониторинга (Приложение №9).
Аналитическая и корректирующая деятельность.
Учебно-просвети-тельская деятель-ность Разработка и проведение тематических уроков и внеурочных мероприятий; реализация программы всеобуча для родителей; обновление тематических стендов; внедрение здоровьесберегающих технологий в УВП.
Методическая деятельность Изучение научно - методической литературы; создание методической базы по теме; разработка индивидуальных карт профилактической работы с несовершеннолетними учащимися, состоящими на учете и их родителями; работа над индивидуальными методическими темами педагогов.
Внеурочные мероприятия в ОУ
  • Месячник профилактической работы.
  • Декады безопасности дорожного движения.
  • Семинары с учителями и классными руководителями (о методике обучения уч-ся ПДД; о формах внеклассной работы по профилактике детского травматизма).
  • Инструктажи по основам безопасного поведения «Внимание, каникулы!».
  • Кружки клуба «Надежда».
  • Школьные спортивные секции.
  • Конкурсы: «Самый спортивный класс», «Спортсмен года», на лучшего знатока ПДД, рисунков и плакатов «Здоровым быть здорово», «Мои любимые спортивные игры», «Вредным привычкам – нет!»

 

  • Работа клуба старшеклассников (тематические заседания).
  • Классные часы по областной программе изучения ПДД.
  • Спортивные соревнования и мероприятия («Мы - спортивная семья», День лыжника, День бегуна, День здоровья, «Зарница»).
  • Библиотечные уроки («Быть здоровым - это модно», «Путь в никуда»).
  • Беседы школьного мед. Работника.
  • Видеолектории ( «В ХХ1 век без курения; «Пиво: мифы и реальность»; «Потерянный мир» и др.).
  • Ролевые игры по профилактике ДДТТ «Улица полна неожиданностей».
  • Тренинги активной психологической защиты: «Я хозяин своей жизни, «Курение: за или против».
  • Акция «В нашей школе не курят».
  • Маршрутные игры «Детство без наркотиков», «Будь здоров!», «Дорожная азбука», «Моя безопасность».
  • Встречи учащихся с сотрудниками службы наркоконтроля «Опасная болезнь токсикомания», «Наркомания: болезнь или преступление».
  • Декада здорового питания.
  • Декада детей-инвалидов.
Сотрудничество Заключение договоров со специалистами. Работа специалистов в образовательном учреждении по договору.
Проведение совместных мероприятий в рамках программ сотрудничества и целевых программ.
Модернизация среды, ресурсное развитие Ежегодные косметические ремонты в школьном раздаточнике, спортивном зале, учебных кабинетах, обновление их материально-технического оснащения. Оборудование малого спортивного зала, спортивной раздевалки. Обновление спортивного инвентаря. Благоустройство и развитие зон школьного двора: игровой, спортивной, учебно-опытной. Переоборудование кабинета логопедии. Оборудование сенсорной комнаты. Лицензирование школьного медицинского кабинета. Переход на цикличное меню.
Медицинское сопровождение учащихся Контроль гигиенического режима в учебных помещениях, пищеблоке. Оснащение мед. аптечек в учебных кабинетах. Углубленный осмотр учащихся специалистами. Постановка реакции Манту. Лабораторные обследования старшеклассников. Организация юношей для прохождения приписки. Санитарно-просветительская работа с учащимися. Распределение учащихся на физкультурные группы. Сопровождение всех массовых спортивных мероприятий. Брокераж готовой продукции в школьном раздаточнике. Витаминизация учащихся. Допуск к соревнованиям школьных спортивных команд. Подготовка форм №286 для выпускников. Санитарно-гигиенический контроль летнего лагеря с дневным пребыванием в школе.

4.Предполагаемые результаты

  • Соответствие физического развития учащихся возрастным нормам.
  • Снижение уровня заболеваемости в ОУ, в том числе и социальными болезнями.
  •  Увеличение количества учащихся, ведущих здоровый образ жизни.
  • Создание системы мер по здоровьесохранению и безопасности учащихся в ОУ.

5.Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовое обеспечение (Приложение № 4).
Локальные правовые акты. Обеспечивают деятельность Совета профилактики, ученического самоуправления, дополнительного образования, летнего лагеря с дневным пребыванием в школе и т. д. ( Приложение № 5).
Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги, школьный психолог, логопеды, медицинские работники, педагоги, классные руководители, родители.
Информационное обеспечение: список литературы по теме программы, школьные тематические стенды (Приложение № 6).
Научно-методическое обеспечение. Включает в себя виды повыщения квалификации педагогов и темы самообразования классных руководителей (Приложение № 7).
Материально-техническое и финансовое обеспечение. Включает в себя бюджетные и внебюджетные средства (помощь спонсоров, благотворительных фондов) (Приложение №8).

6.Мониторинг эффективности реализации программы

 Цель: повышение эффективности управления реализацией программы.
Задачи:

  • сбор и накопление информации;
  • анализ данных;
  • систематизация информации;
  • соотнесение показателей с ожидаемым результатом;
  • коррекция деятельности.

 Методы диагностики:

  •  наблюдение;
  • административный контроль;
  • медицинский осмотр;
  • анализ диагностической карты уровня воспитанности и социальной зрелости учащегося;
  • анализ дневника наблюдений классного руководителя;
  • анкетирование учащихся, родителей по тематике программы.

Мониторинг включает в себя исследование состояния здоровья и физического развития учащихся, навыков здорового образа жизни, наличия вредных привычек.

 Циклограмма мониторинга (Приложение №9).

Приложения