Сценарий "Масленицы"

Разделы: Внеклассная работа


Учитель:

К нам сюда скорее просим:
Подходи честной народ!
Фейерверки зажигайте,
Всех нас масленица ждёт!

Как вы уже, наверное, догадались, сегодня мы будем говорить о празднике, который называется Масленица.

Этот старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи.

Во время Великого Поста надо воздерживаться от употребления определённой пищи, нельзя предаваться развлечениям. А Масленица – самый весёлый и шумный праздник, “блиноеда”. Так как по православному обычаю, перед Великим Постом мясо уже нельзя есть, а молочные продукты можно. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.

  • Понедельник – “встреча”: встречали гостей и Масленицу. Дети скатывались на салазках с гор, кричали: “Приехала Масленица! Приехала Масленица!”
  • Вторник – “заигрыш”. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки. Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры.
  • Среда – “лакомка”. В этот день зятья – папы – приходят на блины к тёщам – маминым мамам.
  • Четверг – “разгул”, самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни, начинают колядовать.
  • Пятница – “тёщины вечёрки”. Теперь уж зять тёщу к себе приглашает, блинами угощает.
  • Суббота – “золовкины посиделки”. Невестка дарит золовкам (сёстрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развевают по полю, чтобы был хороший урожай. Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.

Действие перемещается на школьный двор. (“Кони” везут Масленицу, а за ними, в сопровождении появившихся скоморохов, участники праздника выходят на улицу.)

1 ученик:

Светит Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков!

2 ученик:

Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
С блинами,
С каравайцами,
С вареничками.

Для создания праздничной атмосферы звучит весёлая русская народная мелодия, выбегают два скомороха в валенках и полушубках. Они весело приветствуют участников праздничного мероприятия.

1 скоморох: Здравствуйте, почтенная публика!

Дети: Здравствуйте!

2 скоморох: Приветствую юную публику и за это с каждого прошу по рублику…

1 скоморох: А коли не найдётся у вас рубликов…

2 скоморох: Так мы не откажемся от вкусных бубликов!

1 скоморох (поглаживая живот): Покушать-то мы любим, а уж в такой праздник как Масленица – тем более…

2 скоморох: Радуйся, народ, Масленица к нам пожаловала!

Вместе: С праздником всех вас, молодёжь!

Дети: Спасибо!

Въезжает “тройка”: трое детей изображают коней, а девочка держит в руках поводья из ярких лент, изображает Масленицу.

1 скоморох (с поклоном обращается к гостье): Дорогая наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна…

2 скоморох (кланяется до земли): Дуня белая, Дуня румяная, коса длинная, триаршинная…

1 скоморох: Лента алая, двуполтинная, платок беленький, новомодненький…

2 скоморох: Брови чёрные, наведённые, шуба синяя, ластки (заплатки) красные…

1 скоморох: Лапти частые, головастые, портянки белые, набелённые.

Вместе: Милости просим, гостьюшка дорогая.

3 ученик:

Широкорожая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

4 ученик:

Вот вам Масленка пришла да,
Кто вас покатает?
Выйдем, станем на снежок да –
До лужку протает!

5 ученик:

Уж ты гостья наша Масленица,
Ты Авдотьюшка Изотьевна!
Тоненька, высоконька,
На правой руке колечушко,
На колечушке 2 словечушка:
Что придёт-то к нам Великий Пост,
Принесёт-то нам редьки хвост.

Вокруг чучела Масленицы (во дворе школы) скоморохи организуют двойной хоровод. Первый скоморох – внутренний, ведя по часовой стрелке, второй – внешний, против часовой стрелки.

Наша Масленица годовая,
Наша Масленица годовая,
Она гостийка дорогая,
Она гостийка дорогая!
Она пешею не ходит!
Всё на конях разъезжает,
Всё на конях разъезжает.
Слуги, слуги всё молодые…
Здравствуй, Масленица!
Здравствуй, Масленица!

1 скоморох: Ты, гостьюшка наша дорогая, отдохни с дороги-то, а мы тем временем порезвимся да позабавимся.

Заигрыши

Звучит весёлая музыка.

Игра “Сковорода”

Участники берутся за руки, образуя круг. У самых ног чертят круг – “сковороду”. Затем все под музыку бегут вокруг этого круга. По сигналу водящего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на “сковороду”, а сами упираются ногами. Кто наступил на “сковороду”, тот “испёкся”. Игра повторяется пока не останется одного “неиспёкшегося” - победителя.

Конкурс снеговиков

За десять минут группы ребят лепят снеговиков. Приветствуется творческий подход к делу. В распоряжении ребят полный набор, необходимый для лепки снеговика: морковка-нос, угольки-глаза и т.п. Победители получают сладкие призы.

Игра “Метание снежков по мишеням”

В качестве мишеней используются различные пластиковые банки и бутылки, которые расставляются на небольшой возвышенности. Побеждает та группа, которая сбивает наибольшее количество мишеней.

Игра “Петушиные бои”

В состязании принимают участие мальчики. В очерченном кругу находятся два игрока. Согнув и обхватив рукой левую ногу, подпрыгивая на одной правой ноге, убрав правую руку за спину, игроки грудью наскакивают друг на друга, пытаясь вытолкнуть из круга соперника. Побеждает тот, кому удастся остаться в кругу.

Игра “Перетягивание каната”

Участники делятся на две команды. Середина каната помечается красной ленточкой. Между соревнующимися сторонами устанавливается барьер в виде черты. Задача игроков: попытаться перетянуть противника на свою сторону.

Игра “Саночные гонки”

Игроки делятся на две команды. Задача игроков: довезти санки с сидящим на них товарищем до определённого места, где игроки меняются местами. Побеждает команда, первой закончившая состязание.

После подвижных игр на свежем воздухе масленичное угощение для детей, в организованном с помощью родителей импровизированном детском кафе, с горячим чаем и блинами. Во время угощения не смолкает весёлая музыка, шутки скоморохов.

1 скоморох:

Напекли мы для гостей
Много разных сладостей.
Тара – бара – растобара,
Выпьем чай у самовара.

2 скоморох:

С сухарями, с кренделями,
С бубликами вкусными,
С сушками, ватрушками!

1 скоморох:

Тара – бара - растобара
Посидим у самовара…

2 скоморох:

Чаю сладкого попьём
Да блиночки пожуём.
Все поют песню “Блины”:
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.

Припев:

Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
В кадке новой растворили,
Два часа блины ходили.

Припев:

… … …

Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Припев:

… … …

Напекла она поесть
Сотен пять, а может, шесть.

Припев:

… … …

На поднос она кладёт
И к столу сама несёт.

Припев:

… … …

Гости, будьте же здоровы –
Вот блины наши готовы!

Припев:

Скоморохи всех приглашают к столу. После угощения звучит песня “Течёт ручей”. Дети играют в ручеёк.

Игра “Ложечники”

Дети пробуют под аккомпанемент баяна играть на ложках.

Под музыку выходят девочки.

1 ученица:

Эх, топни нога, топни правенькая!
Я плясать пойду, хоть и маленькая!

2 ученица:

Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!

3 ученица:

У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые!

4 ученица:

Шила платье из капусты,
Огурцом отделала!
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

5 ученица:

Как на масленой неделе
От стола блины летели!
И сметана, и творог –
Всё летело под порог.

Ученицы (хором):

Хороши у нас частушки,
Хороши припевочки.
Веселитесь вместе с нами,
Мальчики и девочки!

Учитель: Последний день Масленицы – прощёное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить.

Воскресенье, самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с честной совестью.

В заключение праздника дети выходят во двор, где сжигается чучело Масленицы под слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Литература

1. “Праздники в школе”, Е. Черенкова, “Дом XXI век”, Москва, 2007г.

2. “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе”, Е.Н. Арсенина, Москва, “Глобус”, 2007г.

3. “Я – гражданин России”, О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва, Москва, “Вако”, 2008г.