Цели урока:
- научить детей находить слова – признаки;
- развивать память, разговорную и письменную речь;
- воспитывать доброжелательное отношение к главным героям учебника, умение сотрудничать друг с другом, бережное отношение к животным.
Задачи урока:
- Соединить интригу учебника и ее героев с канвой урока в единое целое (Особенность содержания учебника заключается в том, что главными действующими лицами являются сквозные герои: брат с сестрой Миша и Маша и с ними происходят разные истории). Задача – подружить героев Мишу и Машу с учащимися.
- Отрабатывать навыки каллиграфического письма
- Учить детей соотносить страничку оглавления со страницей в учебнике.
- Создавать для детей проблемную ситуацию и учить решать ее.
- Учить детей составлять предложение по схеме и наоборот записывать в виде схемы.
Оборудование урока: компьютерная презентация, включающая иллюстративный материал, обучающую наглядность, таблицу для самоконтроля, раздаточный материал, схемы.
Особенности методики урока: весь урок проходит в игровой форме.
Основные этапы урока:
- Найти в оглавлении страницу, где прервалось путешествие главных героев – повторение правила правописания ЖИ-ШИ.
- Повторение слов, обозначающих предметы, действия предметов, составление предложений из двух слов по схемам или схем по предложениям.
- Знакомство со словами– признаками.
- Работа со схемами из трех слов.
- Тест на проверку усвоения слов – предметов, действий, признаков – 7 заданий, требующих поставить “+” или “-”
- Самопроверка по таблице на экране.
- Этап рефлексии.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, группах.
Ожидаемый результат: Дети должны к концу урока уметь различать признаки предметов и ставить к ним вопросы.
Ход урока
Организационный момент.
– Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка, и те знания, которые вы уже приобрели.
– Ребята, кто такие Миша и Маша? Что вы о них знаете? (Мише 5 лет, Маше 6 лет, фамилия Ивановы, живут в селе Мирное.) Где мы с ними познакомились? (На окружающем мире.) Что происходит с героями и чем они занимаются?
Что же случилось на 1 уроке рус. языка? (Волшебница Анишит Йокоповна вместе с помощниками Торк и Асырк захватили Волшебный лес, запретила все разговоры. А животных, которые не послушались заколдовала.)
Презентация. Слайд 2.
Работа с учебником.
– Что же стали делать Миша и Маша ? (Они помчались спасать животных.)
Давайте вспомним, где детям пришлось прервать свое путешествие. В каком месте они остановились? Что нам укажет на место остановки? (Надо посмотреть оглавление.)
– Найдите и прочитайте.
– Ребята смогли ли мы расколдовать животных до конца на прошлом уроке?
– Сегодня Миша и Маша снова отправляются в путь на поиски волшебных слов, чтобы до конца расколдовать животных. А вы хотите помочь им?
– Сейчас зима. На чем будут пробираться ребята по лесу? (На лыжах.)
Читаем предложение: У Миши и Маши лыжи.
– что можете сказать о звуках [ж – ш]
– какие опасные места вы видите. На какое правило?
– Чтобы лыжи быстро скользили по снегу их надо приготовить. Для этого на брусочках пальчиком попробуем написать путь, по которому мы поедим с ребятами. Но вначале сделаем разминку пальчикам.
Чтоб нам добыть огонь, трем ладонью об ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумага загорится.
– Каждый приготовил лыжи, а теперь поедем . Откроем тетради найдем образец и проговаривая напишем ЖИ – ШИ .
Пока вы писали прилетел ворон. Давайте вспомним о чем он нас просил? Давайте прочитаем в учебнике
– а при помощи каких волшебных слов? Ребята посмотрите на доску и выберите те схемы , которые вам знакомы.
Слайд 3.
– что означает эта схема? (Слова – названия предметов, КТО? Что?)
– подберите слова по картинке.
– почему к одним словам задаете вопрос КТО, а к другим ЧТО? (Одушевленные и неодушевленные.)
Медведь, еж, трава, кот, грибы……
– что означает эта схема? (Слова – названия действий, что делает?)
Что сделает? Подберите слова.
Мяукает, летает, стучит……..
– А если я поставлю так схемы
– Составьте предложения.
– А давайте поиграем с нашими героями “Отправь с мячом слова”
(Учитель называет предмет и кидает мяч ребенку, а он кидает мяч обратно, называя действие этого предмета.)
Птица(летит…..),корова(мычит……),собака(лает…..),цветет(сирень…..) грызет(мышь....), девочка (пляшет), строит (мальчик)…..
Физкультминутка “ Как живешь?”.
На доску вывешивается рисунок ворона.
– Пока вы играли, ворон мне сказал, чтобы до конца расколдовать животных надо найти еще одно волшебное слово. Он мне передал два предмета апельсин и лимон и попросил найти отличие между ними. (Достою предметы дети называют признаки по цвету, форме, вкусу.)
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий.
Лимон – желтый, овальный, кислый
– Вот сейчас вы, ребята назвали волшебные слова, которые помогли отличить предметы друг от друга и называются эти волшебные слова – слова-признаки. Вот при помощи этих волшебных слов-признаков вы будете расколдовывать животных.
Слайд 3.
– Давайте расколдуем медведя, петуха дятла.
Медведь какой? Прожорливый. мохнатый, косолапый……
Петух какой? Голосистый, крупный………
Дятел какой? Пестрый, маленький…….
Давайте в учебниках найдем слова-признаки и теперь попробуйте сами найти признаки другим животным и записать их в тетради.
Мальчики – еж
Девочки – кот
Проверка. На доску вынесены слова из учебника.
– Ребята, а можно ли сказать о медведе, что он полосатый, еж прожорливый? (Нет!) Правильно, т.к. у каждого предмета есть свои признаки. Все слова– признаки обозначаются такой волшебной схемой
– Давайте подчеркнем наши признаки.
– Молодцы! Вы расколдовали всех животных и поэтому выглянуло солнышко Какое оно?........ Слайд 4.
На полянке стало тепло и к зверятам прискакала белочка Какая она?......
Слайд 5.
И все звери стали Какие?....... Слайд 6.
– Вывод : – При помощи каких волшебных слов вы расколдовывали животных? (Слова – названия признаков.)
– А что такое признаки ? (Слова, которые помогают отличить предметы друг от друга.)
– А на какие вопросы они отвечают ?
– А как они обозначаются на письме?
Слайд 7.
Игра – физминутка; если я называю слово – предмет, то вы поднимаете одну руку , если слово – действие, то топайте ногами, ну а если слово – признак , то встаете и делайте руками волнообразные движения.
Сады, ребенок, холодная, летит, читает, кудрявый, страна, учится, молодые, ручей, ждет, смотрит, молодые.
– Сейчас выполним задание в печатной тетради
Стр.8 №1 прочитаем предложение. Кто еще прибежал на полянку?
Рыжая лиса бежит. Постройте схему.
– НА полянку прилетела птичка. Поет серенькая птичка.
Работа в парах – составьте схему.
– Можно поменять местами слова прочитайте, что получится.
– А теперь, давайте попробуем, расшифровать схему предложения. (Работа в группах.)
Выслушиваем ответы.
Итог урока.
– Вы , ребята сегодня много работали, много интересного узнали и я вам предлагаю провести тест (+, –) . Я задаю вопросы если вы со мной согласны, то ставите +, если не согласны, то –.
- слова предметы отвечают на КТО? ЧТО? +
- лиса – что? –
- слова – признаки отвечают на ? что делает? –
- трава, небо, земля– это неодушевлен.? +
- слова – действия отвечают на ? что делает? +
- слова красивая, новая, веселая – это признаки? +
- Слова – признаки отвечают на ? какая? Какое? Какой? какие? +
Проверка. Слайд 8.
Слайд 9.
– Ну, а теперь оцените себя , как вы работали сегодня на уроке.
! – мне все понятно.
? – мне все непонятно.
….– мне кое что понятно.
Дети на листочках рисуют знак , который выбрали и поднимают вверх.
Молодцы! Спасибо за урок!