Привлечение родителей к партнерскому взаимодействию через игры по спортивному ориентированию

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. И дошкольные учреждения играют большую роль в воспитании подрастающего поколения, организовывая творческий союз детей и взрослых: педагог - ребенок - родитель. Педагогов нашего дошкольного учреждения и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создания атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Наш северный город Новый Уренгой - город вахтовиков. Очень многие папы работают вахтовым методом. Дети редко видят их, и поэтому очень важно привлекать таких пап (да и всех пап!) к любой деятельности в детском саду, в жизнь ребенка. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца и матери. Поэтому мы совершенствуем методы педагогической пропаганды, такие как газета "Вырастай-ка", папки-передвижки, родительские уголки, информационные стенды, но не каждый папа будет читать печатную информацию. Поэтому мы нашли такой вид игр, которые были бы интересны и для пап, и для детей: это спортивное ориентирование.

Игры на местности очень популярны у детей и взрослых. В них романтика пионерских лагерей и туристических походов. Они укрепляют здоровье, воспитывают инициативу, наблюдательность, внимание, зрительную память, находчивость, решительность в действиях. Игры приучают детей умению ориентироваться по солнцу, по карте, по компасу, маскироваться, ползать по - пластунски, читать "следы" и условные знаки и обозначения, знать приемы сигнализации.

Начинаем мы с простых игр, а затем переходить к сложным. Проходят они в виде соревнования между отдельными игроками или небольшими группами, обычно 10 - 14 человек. Для коллективных игр характерна все время меняющаяся ситуация, требующая быстроты реакции.

Для проведения игр важно знать некоторые правила подготовки:

  1. Заранее выбирают участок местности. Хорошо если он будет иметь границы со всех сторон: или дорога, или река, какое-то дерево, или постройка и др.
  2. Если нет границ, то участок обозначают хорошо видимыми ориентирами.
  3. Очень важна предварительная подготовка, нужен разнообразный инвентарь: щиты, флажки, карты, компасы, палатки, макеты и др.

Перед началом игры ее участникам разъясняют содержание и правила, а также выделяют командиров, распределяют обязанности между игроками, Для многих игр устанавливают состав судей. Находиться они должны там, командам предстоит выполнить то или иное задание. Судьи оценивают действия игроков и участвуют в подведении итогов. Игра начинается и прекращается условным сигналом (свисток). Как правило, все игры заканчиваются "в ничью"

Основой многих игр служат упражнения, они помогают детям приобрести тот или иной навык. А командные игры учат пользоваться ими.

Игры на местности

"Шагомеры". Перед началом игры все дети измеряют длину своего шага. Задача игры узнать, кто из ребят точнее может определить расстояние между двумя точками: столбами, флажками, деревьями. В центре поляны - флаг, от него расположены флажки, каждый на разном, но известном воспитателю расстоянии от центра. Все участники игры делятся на пары. Побеждает тот игрок, кто в паре точнее проведет измерения.

"Наблюдатели". Выбирают место, откуда в одну сторону открывается горизонт и видны: дорога, дом, дерево, куст и т.д. Участники минуту внимательно рассматривают ландшафт, стараются запомнить его детали. Затем, повернувшись в другую сторону, игроки отвечают на вопросы взрослого, проверяя, таким образом, свое внимание и зрительную память. За каждый правильный ответ дают очко. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

"Следопыты". Участники делятся на пары. Взрослый вручает игрокам, например, с первыми номерами предметы: флажок, мяч, кеглю и т.д. После этого они прячут предметы и запоминают путь по ориентирам. Игрок, прятавший предмет, сообщает игроку своей пары место расположения и путь следования до него. Вторые номера отправляются на поиски предметов. Кто раньше и быстрее это сделает, тот и побеждает.

"Найди предмет". Взрослый рассказывает детям, что неподалеку спрятан предмет и, чтобы найти его надо, надо изучить карту, указывающую дорогу к предмету. Дети изучают карту и отправляются на поиски предмета, но без карты. Если дети не запомнили путь, им разрешается еще раз взглянуть на карту. Побеждает тот, кто первым находит предмет.

"Погоня за лисицей". Игра проводится на местности, где есть естественные препятствия. На 8-10 "охотников", выбирается одна "лиса". Она надевает через плечо сумку с мелкими клочками бумаги. "Лисы" - проворные и выносливые бегуны. Они бегут и выбрасывают бумажки, оставляя, таким образом, следы, петляют по "лесу", чтобы преследователям было труднее их догнать. "Лиса" считается пойманной, если кому-нибудь из "охотников" удастся ее запятнать. Во время погони преследователи собирают выброшенные "лисами" бумажки и на финише сдают их взрослым. Игру ведут до тех пор, пока непойманные "лисы" прибегут к финишу. Побеждают "охотники" в том случае, если "лисам" не удалось добраться до финиша.

"Кто первый". Для игры специально выбирают место, куда удобно будет водрузить флаг. Намечают пути следования двух команд. Дети занимают исходные позиции. Их задача - совершить марш по намеченному маршруту и водрузить флаг на высоту. В каждой команде 2-3 компаса. Маршрут представляет собой ломаную линию. После сигнала команда начинает движение. Кто первый водрузит флаг, тот и побеждает.

"Встречный маршрут". В игре участвуют две команды. Руководитель вручает командам по конверту. В них маршрутная схема пути с указанием азимутов и расстояний. По условиям игры команда идет по одному и тому же пути, но в противоположном направлении. После сигнала команды, сориентировавшись по компасу и определив азимуты, выходят на маршрут. Выигрывает та команда, которая раньше придет к финишу.