Цель:
- Показать особую роль живых организмов на Земле.
- Убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний.
- Развивать речь, мышление, внимание.
- Воспитывать бережное отношение и заботу к окружающей природе.
Оборудование :
- Электронные приложения к уроку (26 слайдов).
- Стихотворения, загадки, таблицы о природе.
- Словарь С.И. Ожегова.
I. Организационный момент:
– Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня все вместе будем решать серьезные проблемы. Мы сегодня будем наблюдать, анализировать и рассуждать. (Презентация. Слайд 1.)
II. Знакомство с темой урока:
– Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Ведь человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.
Экология. В переводе с греческого языка “экология” означает “изучение дома”.
– Как вы думаете, какой же дом изучает эта наука? (Ответы детей.)
– Посмотрим в словарь Ожегова С.И., что же здесь означает данное слово?СЭкология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
– А как вы можете обосновать данное понятие?
(Слайд 2.)
– Посмотрите наш земной, наш родной, наш окружающий шар…
Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса он похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца…
Люди с давних пор живут на Земле. Сеют хлеб, сажают растения, строят. Все это необходимо для жизни человека. Но вместе с этим человек рубит леса, перегораживает реки, строит дымящиеся заводы.
Становится меньше лесов. Реки мелеют. Воздух загрязняется.
(Слайд 3.)
Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.
– А вот, чтобы узнать, куда же мы с вами отправимся дальше, вам нужно будет отгадать загадку.
Есть у ребят зеленый друг.
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)
– Да, верно. Вот мы и отправляемся в лес за загадками. (Дети загадывают загадки, которые заранее подготовили.)
- Из какого дерева делают спички? (Осина.)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
- Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха и липа.)
- У каких деревьев осенью листья краснеют? (Клен, рябина.)
- Из какого дерева делают пианино? (Ель.)
- Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, березовые.)
- Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Без сока дерево зачахнет и погибнет.)
- Почему мать-и-мачеху называют лекарственным растением? (Из ее листьев и цветов готовят настойку для лечения простудных заболеваний.)
– Да, действительно, лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Это тот завод, что выпускает кислород.
Всегда ли мы платим ему благодарностью за это?
(Слайд 4.)
Катастрофически сокращаются леса.
Во многих районах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени, они сохранились на 10–30% территории.
Лес беречь – сегодня это цель –
Важней которой нет,
Если лес не сохраним,
Жизнь угаснет вместе с ним.
Стихотворение (читают 2 ученика).
Это называется – природа
1-й ученик читает стихотворение.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется – природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
2-й ученик читает стихотворение.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах,
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века,
Ты оценить ее спеши:
Она – твой дивный, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
М. Пляцковский
(Слайд 5.)
Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления, разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через – 30 лет, свинца через – 20, газа через-50, угля – через200 лет.
(Слайд 6.)
– А теперь мы отправимся к водоему. Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Ответы детей.)
Сообщение 1-го ученика.
Без воды жить на земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях. Не смогут работать заводы. Человеку, животным, растениям нужна вода. Да, конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая, пресная. Но чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди. Загрязняют водоемы, неэкономно используют. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все запасы уже к 2 100 году.
(Слайд 7.)
Закончился XX век. Век, в котором человечество приблизилось к грани экологической катастрофы.
(Слайд 8.)
Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя!
– Да, ребята. Экология – это наука о добром соседстве человека и природы, о рачительном отношении человека к природе.
3-й ученик читает стихотворение.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
Чтоб не умер Арал.
Был бы чистым Байкал
И зеленым остался бы лес
Берегите природу!
И подарит она
Вам огромное поле чудес.
Физкультминутка (под песню Шаинского “ Не дразните собак”).
(Слайд 9.)
Сообщение 2-го ученика.
22 апреля призван объединять людей всей планеты в деле защиты окружающей среды. Всемирная акция День Земли началась 22 апреля 1970 года.
(Слайд 10.)
“Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”– так писал более ста лет тому назад Л.Н.Толстой.
Вот только природа во времена Л.Т.Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала совсем другая, чем эта, среди которой живем мы сейчас.
(Слайд 11.)
Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду.
Леса стояли дремучие, а в глубоком небе, ничто, кроме птичьих песен не нарушало тишину.
(Слайды 12 и 13.)
Всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей, птиц становится все меньше и меньше.
Сообщение 3-го ученика.
(Слайд 14.)
Важная проблема – охрана окружающей среды. Те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает – ученые, писатели, работники заповедников обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.
(Слайд 15.)
Поэтому и мы, подрастающее поколение должны научиться общаться с природой, мы должны быть друзьями. Отбирая у природы самое – самое : самое красивое, самое яркое, самое душистое мы в результате грабим себя.
(Слайд 16.)
Каждый из нас должен знать, что если мы будем уничтожать природу, то в конце концов уничтожим сами себя.
(Слайд 17.)
4-й ученик.
– А вам не хотелось побежать к горизонту, обгоняя ветер,
И за кромкой леса – догнать заходящее солнце?
(Слайд 18.)
– А вам не хотелось закричать во весь голос,
Чтобы крик полетел над землею?
(Слайд 19.)
– А вам не хотелось
Великаном встать над землею,
Как шарфом повязаться радугой?
(Слайд 20.)
– И держа на раскрытых ладонях,
Развивать словно уголья звезды?
Учитель.
– Неужели вам не хотелось?
5-й ученик.
Очень– очень хочется
А еще хочется вспорхнуть и полететь,
Чтобы все красоты мира посмотреть.
(Слайд 21.)
И тогда перед нами встанет вопрос:
“ А мы хотим жить?”
(Слайд 22.)
Вот тогда и сохраним мир цветным.
(Слайд 23.)
Учитель
Счастье, радость, наслаждение – все это нам дарит природа. А в ней мы находим красоту и гармонию.
Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилами: прежде. Чем что-то сделать подумай, не навредишь ли ты природе. А может, без этого ты можешь обойтись?
(Слайд 24.)
Давайте будем
Беречь планету,
Во всей вселенной
Похожей нету.
Во всей вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?
– Как вы считаете, ребята, человек “повелитель” или “подчиненный” природе?
(Подчиненный природе.)
Природа – это наш мир, наша земля, вода, воздух. Человек должен жить в согласии с природой. Жить в ней, не нарушая ее целостности. Не только пользоваться ее дарами, но и восполнять ее богатства.
(Слайд 25.)
Сохраним мир цветным!
5-й ученик читает стихотворение.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
(Слайд 26.)
– Счастье, радость, наслаждение, жизнь – все это дарит нам природа. Ведь, в природе, как и в человеке, есть душа, в ней есть свобода, в ней есть язык, говорил Ф.Тютчев.
– Я тоже хочу прочесть вам стихотворение
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни, истину простую
Вас много, а она одна.
Итог урока:
Закончить наш урок хочется словами ученого: “ Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того, чтобы существовать, мы должны изменить себя”.
Рефлексия. Нарисуйте на солнышке (у каждого ребенка) свое настроение.
Д/з. Нарисовать эмблемы на тему охраны природы.