Конспект урока по русскому языку в 6-м классе "Причастный и деепричастный оборот"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. повторить правила выделения причастного и деепричастного оборотов
  2. отработать умение редактировать предложения с ошибками, допущенными в употреблении причастных и деепричастных оборотов
  3. повторить основные речеведческие понятия на основе художественного текста
  4. совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нем причастных и деепричастных оборотов.

Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы. Определение темы и формулировка задач урока.

(Eрок идет в сопровождении презентации. Приложение 1.)

На экране: “Повторение параграфов 21,27”. (Cлайд1.)

Учитель: – Как вы думаете, может ли звучать так тема урока?

– Предложите свой вариант темы урока.

(Причастный и деепричастный обороты) – запись тетради. (Слайд 2.)

– Есть ли такой параграф в учебнике? (Нет.)

– Нужен ли нам такой урок? Зачем?

(С причастным и деепричастным оборотом связаны постановки знаков препинания.)

– Чем мы будем заниматься на уроке?

(Повторять правила выделения причастных и деепричастных оборотов, применять правила на письме, сравнивать причастные и деепричастные обороты.)

Учитель: – Вы видите, что сегодня в классе много газет. Как вы думаете почему?

– Мы будем выпускать с вами газету. Это будет уже 3-й номер нашей газеты. (Слайд 3.)

– Поэтому мы сегодня будем дальше отрабатывать умение редактировать предложения с ошибками, повторим основные речеведческие понятия на основе художественного текста.

III. Опорное повторение с элементами проверки домашнего задания.

Учитель: – 1 статья в газете – научная. (Слайд 4.)

Вы – журналисты! Вам известна тема статьи (вы видите ее на экране). Материал к ней вы сможете собрать в течение 5 минут, поучаствовав в пресс-конференции с “учеными-лингвистами” (к доске выходят по 1 ученику с каждого ряда). На этой конференции, задав вопросы (по 3 вопроса на тему “Причастный и деепричастный оборот” каждый ученик составлял дома), вы сможете узнать все, что вас интересует.

(“Пресс-конференция”.)

– Рабочий материал для научной статьи у вас есть, его уже можно отдать в набор.

У вас ровно 3 минуты, чтобы оформить рабочие материалы и сдать их. (Слайд 5.)

(Проверочная работа: учащиеся на листах пишут, что такое причастный и деепричастный оборот, чем они отличаются)

IV. Систематизация и углубление изученного.

1) Учитель: – На столах лежит материал, который уже набран, но мы его не можем отправить в печать. Почему? (Текст разрезан на 5 частей.) (Приложение 2) (Слайд 6.)

(Надо восстановить последовательность происходящих событий.)

Задание: в течение 2–3 минут восстановите текст, работая в парах.

Работа с текстом:

  • “Собираем текст” (Слайд 7.)
  • Прочитайте выразительно текст.
  • Какой заголовок можно предложить к этому тексту, чтобы читателю захотелось познакомиться с историей, рассказанной в нем?
  • В каком стиле написан текст?
  • Определите тип речи? (Повествование.)
  • Повествование обычно составляет основу рассказа как жанра литературного произведения. Каково построение (композиция) рассказа?

(Учащиеся вспоминают основные части композиции рассказа, названия которых появляются на экране в результате перехода со слайда 7 на слайд8 по гиперссылке. Каждый абзац представляет собой определенную часть композиции. Композиционная схема постепенно открывается на слайде 8, с которого после проверки также по гиперссылке мы возвращаемся на Слайд 7.)

1 экспозиция
2 завязка
3 развитие действия
4 кульминация
5 развязка

  • Какова роль причастий и деепричастий в тексте?
  • Найдите предложения с деепричастными оборотами. Выпишите их, вставляя пропущенные знаки препинания, выполняя роль корректора. (Самостоятельная работа.)
  • Найдите в тексте предложения с причастными оборотами. Выпишите их, вставляя пропущенные знаки препинания. (Самостоятельная работа.)
  • Проверяем, справились ли вы с заданием. (Слайд 9.)
  • Чем отличаются причастные обороты от деепричастных оборотов?

2) Учитель: – В то время, когда мы работали над текстом, двое наших “специальных корреспондентов” выполняли особое задание (индивидуальная работа).

Итак, следующая страничка нашей газеты поэтическая – “Поэтический букет”.

– Из предложенных стихотворений “спец. корреспондентам” необходимо было выбрать те, в которых есть предложения с деепричастными и причастными оборотами”. Они и украсят нашу газету поэтическим букетом. (Слайд 10, Приложение 3). (Учащиеся, выполняющие индивидуальную работу на уроке, читают стихотворения, остальные – проверяют, справились ли они с заданием.)

3) Учитель: – Ответственные за выпуск спортивной странички – наши спортсмены Олег, Маша, Максим – предлагают нам немного отдохнуть и проводят с нами специальную физминутку .(Слайд 11.) (Приложение 4)

(звучит песня “Герои спорта” А.Пахмутовой, Н. Добронравова в исполнении М.Магомаева.)

– Олег – баскетболист. Повторяем за ним движения (имитируем движения баскетболиста на поле).

– Маша – гимнастка. Повторяем любимые Машины движения.

– Максим – хоккеист. Повторяем движения за Максимом.

Учитель: – Отдохнули? За работу! Нас ждет страница “Герои спорта”

– Задание: на экране (Слайд 11) вы видите предложения от спортсменов нашего класса, которые нужно осложнить причастными или деепричастными оборотами.

  • Баскетболист с мячом в руках помчался к щиту.
  • Гимнастка выполняла вольные упражнения.
  • Вратарь в ожидании удара двинулся вперед

4) Учитель: – Есть в нашей газете и юмористическая страничка “Из школьных сочинений” (Слайд 12.)

– На экране – предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Ваша задача – записать предложения в исправленном виде.

  • Созданный роман молодым автором вызвал много споров.
  • Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  • Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

V. Подведение итогов урока. (Cлайд13.)

Учитель: – Интересна ли будет наша газета? Чем?

– Что удалось сегодня на уроке?

– Какие странички показались вам наиболее интересными?

– Что не получилось?

– Не отвлекла ли такая работа от основной цели урока?

– Выполнили мы те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

VI. Домашнее задание. (Cлайд 14.)

– упражнение №286

– Творческое задание: предложите свою страничку, рубрику в нашу газету. Оформите ее письменно. Не забывайте при выполнении этого задания о теме “Причастный и деепричастный обороты”.