Внеклассное занятие "Дымковская игрушка"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать развитию творческих способностей ребенка.

Задачи: закрепить умения выделять характерные особенности дымковской игрушки, используя основные методы лепки; развивать мелкую моторику рук, эмоционально-волевую сферу, творческое воображение; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Наглядный материал: таблица смешения цветов, карты заданий, памятка “Соблюдай эти правила!”. Образцы дымковских, филимоновских, абашевских игрушек, глина, пластилин.

Оборудование: посуда с водой, дощечки, стеки, салфетки, шликер, скалки, кисти.

Технические средства: DVD, запись с народными песнями.

Предварительная работа: беседы по народному декоративно-прикладному искусству, “Народная глиняная игрушка”, занятия “Дымковские животные”, “Индюк”, “Барыня. Няня”, экскурсия в керамическую мастерскую, в музей изобразительного искусства.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1.Специальное коррекционное упражнение на развитие зрительного внимания и мышления “Узнай игрушку”.

Воспитатель. У меня в корзинке глиняные игрушки, помогите мне их разобрать и расставить на подносах в соответствии с табличками (Филимоново, Абашево, Дымково). Объясните свой выбор.

Ребенок. К филимоновской игрушке относятся корова и солдат. У коровы длинная шея, а рога похожи на месяц. Солдат очень высокий; фигура длинноногая, шапка сапожком.

Воспитатель. Правильно. Филимоновские игрушки отличаются особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутыми пропорциями. По сравнению с ногами верхняя часть туловища кажется короткой.

Ребенок. Абашевские игрушки интересные и необычные. У оленя на голове рога необычной формы – короной, голова маленькая. Олень гордый величественный. У барана рога волнистые и закруглены прямо к шее.

Воспитатель. Действительно эту школу не спутаешь ни с какой другой. У игрушек длинные шеи с маленькими головками, увенчанными рогами разного силуэта.

Ребенок. Для дымковских игрушек характерно обилие деталей: оборки на юбках, передниках, многочисленные лепные украшения, как на пышном хвосте индюка, на ногах козлика.

Воспитатель. У каждого мастера сложились свои традиции в лепке. И хотя каждый мастер вносит что-то свое, он не отходит от традиций, перешедших от прежних мастеров. Дымковскую игрушку не тянут из кома глины, а лепят по частям, соединяя части в целое в определенной последовательности: усеченный конус и шар; цилиндр и удлиненный конус; небольшие цилиндрики – “колбаски” в колечко; жгут (толстый, средний, тонкий); “гармошка” – оборочка; заворачивание заготовки с пустотой; колокол (ступка, юбка); раскатывание глины в пласт.

2. Коррекционное упражнение “Отгадай тему”, развивающее самостоятельность анализа и формирующее суждение, как мыслительную деятельность.

– Каких игрушек больше всего на столе? Дымковских. Назовите тему занятия? “Дымковские игрушки”. Сегодня проводим обобщающее занятие по дымковской игрушке. К какому виду искусства принадлежит дымковская игрушка? (Народному декоративно-прикладному искусству. Объяснение этих слов).

II. Практическая часть. (Звучит музыка.)

1. Чтение стихотворения В. Фофанова.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте охра с суриком,
Чтоб всем – светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

Воспитатель. Дымковские игрушки веселые, жизнерадостные вводят нас в такой мир, “ в который без них мы никогда не попали бы, который и не пригрезится и во сне”,– писал художник Ефимов. Игрушки не совсем похожи на настоящих животных, птиц, людей, потому что выдумка, фантазия мастеров настолько изменила настоящие образы, что получились необычно сказочные игрушки.

2. Специальный прием, настраивающий на осмысление предстоящей работы.

Воспитатель. На занятии ваша работа не ограничивается повтором и вариациями традиционных сюжетов дымковской игрушки. Вам предоставляется возможность выполнять творческие работы, импровизировать, фантазировать. Работать будете и с пластилином, и с глиной. Группа поделена на подгруппы, которые получат задания разной сложности:

1-я подгруппа лепит из пластилина отдельные фигуры дымковских игрушек.

Используем в работе таблицу смешения цветов. (Приложение 1).

2-я подгруппа лепит сюжетную скульптурную композицию из глины.

3-я подгруппа выполняет образную игрушку – свистульку из глины.

Воспитатель. Мы с вами говорили, что у дымковских игрушек форма одинаковая, поэтому и лепить их надо начинать одинаково. Вам помогут: карты заданий “Барыня”. (Приложение 2), “Игрушка-свистулька”. (Приложение 3)

Перед выполнением задания необходимо повторить памятку “Соблюдай эти правила!”. (Приложение 4).

3. Психогимнастика, концентрация внимания. (Тихо звучит музыка.)

Воспитатель. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе что-то прекрасное, доброе, хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чем вы еще только мечтаете. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью, как спокойно становится вашей душе. Вас обвивает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть эти теплые чувства, радостное настроение отразятся в образах ваших игрушек. Откройте глаза и приступайте к работе. Постарайтесь сделать свои игрушки необычными, сказочными. Используйте для этого разные средства и дополнительные детали.

4. Музыка продолжает звучать, дети занимаются основным действием – собственным творчеством.

5. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель. Дети, сейчас немного отдохнем. Ваши глаза, руки устали делать сложную работу, им надо дать разминку. Расслабьтесь, сядьте удобно.

Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Раз. Два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Вышли пальцы погулять:

(затем идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне.)

Правого большого пальца:
“Это пальчик самый сильный”.
Левого большого пальца:
Самый толстый и большой”.
Правого указательного пальца:
“Этот пальчик для того…”
Левого указательного пальца:
“Чтоб показывать его”,
Правого среднего пальца:
“Этот пальчик самый длинный”.
Левого среднего пальца:
“И стоит он в середине”.
Правого безымянного пальца:
“Этот пальчик безымянный…”
Левого безымянного пальца:
“Он избалованный самый”.
Правого мизинца:
“А мизинчик хоть и мал…”
Левого мизинца:
“Очень ловок и удал!”

Воспитатель. Сами вы отдохнули и ваши пальцы тоже. Можно с новыми силами приступать к дальнейшей работе. Воспитатель в ходе занятия руководит действиями детей: оценивает, направляет на создание игрушки.

III.. Итог работы.

Воспитатель. А теперь оформите выставку из своих работ. Давайте полюбуемся ими. Представьте свои игрушки. Дети говорят прибаутки, считалки, загадки, связанные с игрушками.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У меня совсем не прост.

Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

Утка-Марфутка
Бережком идет,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведет.

За студеною водицей
Водоноска – молодица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса:
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебедушка, плывет,
Песню тихую поет.

Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру. (Конь)

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубы. (Баран)

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке.
Детки на телятках,
Внуки на козлятках.

Вместе с детьми воспитатель просматривает работы, уточняет замысел, отмечает цельность образов, их неповторимость. Отмечает выразительность, стараясь показать их достоинства.

Воспитатель. Игрушки сделаны. Не беда, если что-то сразу не получилось. Со временем придет чувство пластики, простых форм, понимание истинно народного искусства. Сегодня на занятии вы показали себя мастерами-волшебниками, в руках которых кусочки глины, пластилина превратились в веселые, жизнерадостные, изящные дымковские игрушки. Вы получили радость и удовлетворение от своей работы.