Программное содержание: Обогащать представления детей о богатстве русской природы. Воспитывать в детях чувство красоты (природы, музыки, поэтического слова, живописи). Развивать грамматический строй речи и активизировать словарь детей по теме. Продолжать формировать творческие проявления детей в разных видах речевой и музыкальной деятельности.
Оборудование:
- репродукции картин И.И. Шишкина: "Жатва", "Рожь", "Лиственный лес", "Дубы", А.А. Киселева "Лес осенью", Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы", А.И. Куинджи "Степь. Нива";
- иллюстрации с изображением пшеничного, ромашкового, василькового, макового полей, жаворонка над пшеничным полем;
- колосья, лента, детские музыкальные инструменты;
- костюмы Мышат.
Ход занятия
Дети входят в зал, учитель-логопед обращает их внимание на репродукции картин: А.А. Киселева "Лес осенью", И.И.Шишкина "Лиственный лес", "Дубы", "Жатва".
Учитель-логопед: Ребята, обратите внимание на репродукции картин и определите, какая из них отличается от других и чем?
Дети выделяют картину "Жатва", объясняя это тем, что на ней изображено поле, а на остальных - лес.
Учитель-логопед: Вы правильно определили разницу, на этой картине мы видим поле во время жатвы, сбора урожая пшеницы. Поля бывают разные, посмотрите иллюстрации (выставляются изображения пшеничного, ромашкового, василькового, макового полей).
Учитель-логопед: (вместе с детьми рассматривает каждую иллюстрацию)
- Что изображено на этой картинке? (Ромашки). Мы видим целое поле ромашек, значит, поле какое? (Ромашковое).
По аналогии рассматриваются остальные иллюстрации.
- Васильки - васильковое поле
- Маки - маковое поле
- Пшеница - пшеничное поле.
- Определите, какая иллюстрация отличается от остальных?
Дети выделяют изображение пшеничного поля, объясняют почему.
Учитель-логопед убирает иллюстрации и снова выставляет репродукцию картины И.И. Шишкина "Жатва"
Музыкальный руководитель: Сейчас мы послушаем пьесу русского композитора А. Гречанинова "В поле".
Музыкальный руководитель играет пьесу А. Гречанинова "В поле" [2]
Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?
Дети: Нежная, задумчивая.
Музыкальный руководитель: Правильно, музыка широкая, как просторы полей. А меняется ли настроение в пьесе?
Дети: Музыка то спокойная, то немного грустная.
Музыкальный руководитель: Да, в этой пьесе две мелодии: одна напоминает грустный, задумчивый наигрыш пастушка (играет фрагмент). На каком инструменте пастушок играет? (На свирели). А другая мелодия напоминает русскую песню, то грустную, то печальную. Вся музыка проникнута теплом, задушевностью. Наша природа, в том числе бескрайние поля, необыкновенно красивы и широки, как и душа русского человека.
Под музыку появляются два Мышонка, танцуют под русскую плясовую песню.
Мышата:
- Здравствуйте, ребята. Мы принесли вам подарок, а что это, угадайте сами.
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
Дети: Колосок.
Мышата: Правильно, ребята. Вот они колоски (корзина с колосьями). Возьмите по одному колоску, рассмотрите их.
Учитель-логопед: Ребята, колосок какой? (Тонкий, усатый, золотистый, сухой). Правильно.
Золотист он и усат,
В ста карманах - сто ребят.
О каких ребятках идет речь? (О зернышках).
Дети пальчиками выбирают зерна из колосков.
Учитель-логопед: Зерно какое? (Маленькое, твердое, золотистое, овальное). У меня на ладони зерно, а у вас? (Зерна). Давайте назовем ласково: зерно -:зернышко. У меня в руке зернышко, а у вас? (Зернышки).
Мышата: Давайте потанцуем с колосками.
Танец с колосьями.
Танец заканчивается тем, что дети собирают колосья в сноп, Мышата перевязывают его лентой и прощаются с ребятами.
Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, мы собрали колоски, и получился сноп. Что у меня в руках? (Сноп). Из чего он собран (Из колосьев). Зачем люди выращивают пшеницу, рожь? (Пшеница и рожь дают нам хлеб).
Выставляется репродукция картины Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы"
Дети рассматривают картину.
Учитель-логопед: Раньше урожай пшеницы, ржи убирали косцы, а сейчас современная техника облегчает труд людей. Назовите, какие сельскохозяйственные машины вы знаете? (дети называют).
Ребенок:
Где растет наш хлеб-пшеница,
Там богатый край.
И на радость колосится
Спелый урожай.
Выставляется иллюстрация пшеничного поля, над которым вьется жаворонок.
Музыкальный руководитель: Ребята, песню какой птички можно услышать над полем?
(Над полем можно услышать песню жаворонка).
Музыкальный руководитель: Вспомните русских композиторов, которые посвятили этой птичке свои произведения.
Дети называют произведения П.Чайковского и М.Глинки
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам украсить игрой на музыкальных инструментах произведение М. Глинки "Жаворонок". Какие инструменты помогут нам передать легкий, нежный образ жаворонка?
Дети выбирают треугольники, металлофоны, бубенцы, объясняют свой выбор, связывая образ жаворонка с чистым, хрустальным, легким звуком этих инструментов.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Эта музыка еще раз напомнила нам о красоте родной природы, ее задушевных песнях.
Учитель-логопед: Сейчас нам предстоит выполнить интересное задание: закончить предложение словом "поле", изменяя его.
- Перед нами раскинулось большое :
- Хлебный колос - подарок щедрого :
- Слава русскому :
- Мы видим широкое:
- Мы гордимся русским :
- Мы сегодня прочтем стихи о :
Выставляются репродукции картин А.И. Куинджи "Степь. Нива", И.И. Шишкина: "Жатва", "Рожь"
Учитель-логопед: Давайте еще раз полюбуемся красотой полей и прочтем стихи.
Дети читают отрывки стихотворений:
В Поле
В летний зной летал по воле
Легкокрылый ветерок
И подслушал в чистом поле,
Как хвалился василек:
"Весь я синий, весь я яркий,
Всюду виден в спелой ржи;
Для меня и в полдень жаркий
Ходят дети вдоль межи:
(Р.А. Кудашева)
Нива
Нива, моя нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая.
По тебе от ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе.
Над тобою с песней жаворонок вьется,
Над тобою туча грозно пронесется.
Зреешь ты и спеешь, колос наливая,
О людских заботах ничего не зная:.
(Ю.В. Жадовская)
***
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы:
(А.А. Фет)
Учитель-логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (Дети отвечают).
Музыкальный руководитель: Ребята, закончить наше занятие я предлагаю песней.
Дети исполняют песню "Слава урожаю" музыка и слова Е. Шаламоновой // Музыкальный руководитель №5 -2009.
Список используемой литературы.
- Времена года: стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе / Сост. и предисл. Нянковского М.А.Худож. В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 224 с.
- Радынова О.П. Природа и музыка. Конспекты занятий и развлечений по 4-й теме программы "Музыкальные шедевры" с детьми 3-5 лет. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 96 с.