Занятие "Коллаж". Русский народный костюм. 2 часа, 8–9-й классы

Разделы: Технология


Составлено на основе материала следующих авторов:

  1. Л.М.Пакша, Т.Б.Сапожникова, В.Н.Назарова// Искусство - Первое сентября - 2006, - №20/ 16-31 окт. с. 20-23
  2. Островская О. Хранитель традиций/ О.Островская// - Первое сентября - 2006, - №20/ 16-31 окт. с.8-10

Цель: Познакомить учащихся с историей русского костюма, региональными особенностями северорусского и южнорусского костюмов; развивать стремление к углублению знаний; воспитывать уважение к народным традициям.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, демонстрация.

Наглядные пособия: Репродукции картин известных художников (на экране), элементы костюма (пояс, кокошник - на манекене), раздаточный материал с изображениями русского национального костюма, толковый словарь (Приложение 2)

Материалы и инструменты: Заготовка- лист картона (размером в два листа ватмана), оформленный в рамку, на нём приклеен нарисованный пейзаж с сюжетными картинками, отображающими жизнь русского народа (хоровод, праздник Ивана-Купалы, девичьи посиделки и пр.) карточки-задания для выполнения практической работы (фото русского костюма одной из губерний (Приложение 3), макеты кукол, разноцветные бумажные салфетки, гофрированная бумага, лоскутки ткани, кружев, клеевой ленты), пайетки, бусины, бисер, ножницы, клей, двухсторонний скотч.

Оборудование: Проигрыватель с записью русской народной музыки, утюг, клеевой пистолет.

Подготовительная работа:

Провести ознакомительный урок о русской народной одежде. Презентация "Русский народный костюм" - Приложение 1.

В тетрадях оформить "Словарь русского народного костюма".

Раздать конверты с эскизами русских костюмов и их описаниями каждой группе ребят из 3-4 человек для самостоятельной работы (определить основные элементы костюма, наличие и назначение символики, выбрать элементы декора). - Приложение 3

Заслушать выступление от каждой группы.

Дать домашнее задание: каждому ученику вырезать из картона шаблон куклы по эскизу; подобрать материалы (тесьму, ленты, бусины и др., для декорирования элементов одежды данного костюма).

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя - сообщение темы и постановка задач

II. Проверка знаний - На предыдущем занятии вы познакомились с историей русского народного костюма, узнали об основных его видах, символике, составили словарь из названий русской одежды.

Чтобы проверить ваши знания, я предлагаю вам несколько тестовых заданий (на экране). Ответы запишите в тетрадь.

Вопрос № 1. Из предложенных вариантов выберите одежду, которую носили:

а) мужчины

б) женщины

Рубаха, сорочка, штаны, сарафан, кафтан, юбка, понева, зипун, передник, пояс, шуба, душегрея, телогрея, кожух.

Вопрос № 2. Выберите правильные ответы:

Для окраски тканей домашнего производства использовали:

  • Разные растения;
  • Химические красители.

Сарафан - это:

  • Длинная одежда без рукавов;
  • Длинная одежда с рукавами до локтя;
  • Длинная одежда с рукавами до запястья

Проверьте себя, сравнив свои ответы с ответами на экране. Поставьте "5", если вы правильно ответили на все вопросы, "4", если есть одна ошибка и "3", если две ошибки.

III. Лекция. Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.

Русский женский костюм обладал общими чертами - мало расчленённым компактным объёмом и мягким, плавным контуром. Даже когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность - плавную текучесть линий, так привлекающую людей в движениях лебедя или в гордой походке павлина.

На Руси никогда не ходили "распояской", а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведёт. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом. Пояс дополнял костюм и мужчин, и женщин.

Из глубины веков до сегодняшних дней дошла до нас поговорка: "По одёжке встречают:.". Сотни лет назад нашим предкам достаточно было один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, каково его общественное положение и "гражданское состояние.

IV. Беседа. Вот и мы с вами давайте попробуем определить, чем отличаются северорусский и южнорусский костюмы и давайте вспомним основные элементы этих костюмов.

- Ответы учащихся:. Комплекс с сарафаном бытовал на большинстве территории России: за Уралом и на Урале, в Северной и Центральной России. Комплекс с сарафаном включал в себя рубаху с прямыми поликами, или без поликов, сарафан, пояс, передник, обувь, головной убор. Часто такой наряд дополнялся душегреей (епанечкой).

Комплекс с понёвой бытовал ограниченно на территории южных и частично центральных губ. России, где соседствовал с сарафанным комплексом. В Рязанской и Воронежской губерниях, например, сарафан считался девичьей одеждой, а панёва - женской. Её так и называли - "бабья кабала". Комплекс с панёвой включал в себя рубаху с косыми поликами, панёву, пояс, передник, обувь, головной убор типа "сороки".

- Какие варианты русских народных костюмов вы знаете ещё?

Комплекс с кубельком бытовал очень ограниченно - только у донских казачек. Если помните, в "Тихом Доне" Наталья венчалась с Григорием Мелиховым в синем кубельке. Кубелёк пришёл к казакам от народов Кавказа. Он представлял собой узкое распашное платье, сшитое в талию с длинным рукавом. Под кубелёк надевали узкие штаны, кроящиеся по бёдрам. На голову надевали шаль. Обувь - только кожаная. Казаку в лаптях - позор один.

Комплекс с андараком бытовал так же очень ограниченно. На территории расселения "однодворцев" - потомков "служилых людей", переселившихся на Русь из Великого княжества Литовского. Андарак представлял собой полосатую юбку, украшенную вышивкой. Комплекс с андараком состоял из рубахи с прямыми поликами и небольшим отложным воротником, юбки-андарака, обуви, пояса, передника и головного убора.

- Какое влияние на одежду оказывала символика?

- Какова цветовая гамма русского народного костюма?

- Что общего у южнорусского и северорусского костюмов?

- Лекция (продолжение) Действительно, рубаха является основным составляющим северного и южного костюмов. Кроме того её носили как мужчины, так и женщины. Часто парни и девушки ещё в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Её изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Сохранилось описание женской одежды, данное иностранцем в конце XVII в.: "Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиной 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями."

Конечно, это описание не крестьянской одежды, а платья боярыни.

Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.

V. Технология изготовления. Вводный инструктаж

- Сегодня каждый из вас попробует создать старинный русский костюм. На предыдущем занятии вы получили конверты с заданием, и должны были подготовиться к практической работе. Используя подготовленные материалы - бумажные салфетки, гофрированную бумагу, вы должны "одеть" куклу в русский народный костюм. Каждый элемент костюма выкраивается в виде прямоугольника. Чтобы придать пышность деталям костюма, бумагу можно сминать (присбаривать). Не забудьте, на выкроенную деталь нанести элемент декора. Тесьму и ленты можно приклеивать утюгом с помощью "паутинки", бусины и пайетки- горячим клеем (пистолет), можно применять также клей для декупажа, клей ПВА, клей-карандаш.

В своей работе вы можете также использовать свои домашние заготовки (детали одежды, декорированные декупажем, бусинами, тесьмой и т.д).

Обращаю ваше внимание на соблюдение правил безопасной работы:

  • Ножницы класть справа от работающего, передавать кольцами вперёд.
  • Утюг не оставлять включённым, при работе с материалами регулируйте нагрев. Отключайте утюг, придерживая розетку.
  • Клеящий пистолет держать только за рукоятку. Не прикасаться пальцами к соплу. После работы сразу отключить.

VI. Практическая часть Каждый выполняет макет выбранного им костюма, используя карточку-задание (см. Приложение 1)

VII. Оформление коллажа

(Готовые куклы приклеиваются на укреплённый нарисованный пейзаж.)

Коллаж "Русский народный костюм" готов. Я благодарю вас за работу. И хочу закончить урок прекрасным стихотворением:

 Важная "пава", "душа голубица" -Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли. вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина: Но выходила на праздник она В дивном наряде - крестьянской одежде, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Чёрное - скорбь, что на родине свято). По подолу будто вспахано поле - Ромбы узорной легли полосою, Символы солнца и знаки земли, Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной - Жемчугом шитый и битью златой: Кика, сорока - убор молодицы, Косник, венец - украшенье девицы, Сборник, повойник - убор для старухи, Самый красивый - убор молодухи. Так испокон сохранён на Руси Женский костюм небывалой красы!

VIII. Подведение итогов

Литература

  1. Андреева, А. Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева. - Санкт-Петербург: Паритет, 2005.- 134 с.,
  2. Пармон, Федор Максимович. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легпромбытиздат,1994. - 271с
  3. Будур, Н. История костюма, составленная Наталией Будур / Наталия Будур. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 479 с.
  4. Брун, Вольфганг. История костюма от древности до Нового времени / Пер. с нем. Г. А. Светличной.- М.: Эксмо, 1995. - 464с.
  5. Интернет-сайты "Русский народный костюм"
  6. Газета " Искусство" № 20 (356) октябрь, 2006 г.c/ 8-10, 20-23
  7. Технология. 9 класс: элективный курс "Традиции русской народной культуры"/ авт.-сост. Е.А. Гурбина, М.В.Гурко, С.А.Лёвина - Волгоград: Учитель, 2007