Цели:
Задачи:
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение
- Устная работа.
- Постановка проблемы, определение путей ее решения.
- Выдвижение гипотезы.
- Подтверждения гипотезы.
- Доказательство теоремы.
- Решение заданий на закрепление изученной теоремы.
- Подведение итогов урока (рефлексия), задание на дом.
Ход урока
1. Оргмомент (проверяется готовность класса к уроку).
Сегодня наш класс превратится в научно-исследовательский институт, а вы станете его сотрудниками. И мы не только познакомимся с работой научно-исследовательского института, но и сами будем делать открытия!
И так: научно-исследовательский институт имеет подразделения:
1. Лаборатория экспериментов.
2.Лаборатория научных доказательств.
3. Лаборатория испытаний.
2. Повторение.
На предыдущих уроках мы с вами изучали признаки параллельности прямых и свойства углов при параллельных прямых. И сегодня на уроке, полученные по этой теме знания, помогут сделать открытие.
- Дайте определение параллельных прямых.
(Две прямые на плоскости называется параллельными, если они не пересекаются)
- Назовите по рис. пары углов, которые образуются при пересечении двух параллельных прямых секущей.
- Сформулируйте признаки параллельности прямых.
(Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны; Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны; Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 1800,то прямые параллельны)
- Сформулируйте свойства углов при параллельных прямых.
(Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны; Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны; Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 1800)
1) Сформулируйте определение треугольника.
(ТРЕУГОЛЬНИК – это фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки)
2) Назовите элементы треугольника. (Вершины, стороны, углы)
3) Какие треугольники различают? (По сторонам: разносторонние, равносторонние, равнобедренные; карточки – треугольники)
4) Треугольники различают и по углам. Давайте с вами составим рассказ по теме: “УГОЛ”. Для этого используем план:
1. Угол – это фигура, … (Угол – это фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи называют сторонами угла, а точку – вершиной) 2. Если …, то угол называют … (Если величина угла 900, то угол называют прямым. Если – 1800, то угол называют развернутым.
Если больше 00,. но меньше 900, то называют острым.
Если больше 900, но меньше 1800, то угол называют тупым) Т. о. углы бывают тупые, острые, прямые и развернутые. 3. Внутренний угол треугольника – это …. Внутренний угол треугольника – угол, образованный его сторонами, вершина треугольника является вершиной его угла.
Значит, в треугольнике углы могут быть различными: тупыми, острыми и прямыми.
Лаборатория экспериментов
Начертите угол: (3 ученика работают у доски, остальные - на месте)
1 – ряд – тупой; 2 – ряд – прямой; 3 – ряд острый.
Дополните рисунок до треугольника. Что для этого нужно сделать?
(Взять по точке на сторонах угла и соединить их отрезками)
Полученные треугольники можно назвать: тупоугольными, прямоугольными и остроугольными. (Карточки – треугольники)
Обратите внимание, что у остроугольного треугольника все углы острые.
- Бывают ли треугольники с прямым и тупым углом? С двумя тупыми углами? С двумя прямыми углами? Как это обосновать? Сделать рисунок. К доске выходит ученик и выполняет следующие рисунки:
Далее идет коллективное обсуждение. Лучи ВА и СД, КТ и ОН. КЕ и PL не пересекаются, значит, треугольник не получится. Сумма односторонних углов в I случае больше, чем 1800 , во II случае также больше, чем 1800 , а в III случае — равна 180°. В III случае прямые параллельны, а в первых двух случаях прямые расходятся. Делают вывод, что треугольник не может иметь два тупых или два прямых угла. А также в треугольнике не может быть одновременно один тупой и один прямой углы.
- Мы выполнили некоторую практическую работу, сделали обоснование того факта, что треугольник не всегда существует. Его существование зависит от величин углов. Как можно узнать, чему равна сумма углов треугольника? Практически — измерение, теоретически — рассуждением
На доске размещены треугольники, которые предложены ребятам для работы.
Все ребята на местах изображают произвольный треугольник (по вариантам) и с помощью транспортира измеряют углы треугольников, записывают свои измерения и находят сумму углов треугольника.
Что заметили? - Все суммы близки к 180°. Значит, сумма углов треугольника равна 1800.
- Итак, ребята, у вас появилась гипотеза, сумма углов треугольника равна180° . Однако, у многих из вас получились результаты, близкие к 180°, но не 180°, Почему? Измеряя, мы получаем приближенные значения. Сумма углов треугольника была практическим путем установлена, вероятно, еще в Древнем Египте, Прокл утверждал, что доказательство этого факта было известно еще в V в. до н. э. Однако у нас с вами есть гипотеза: сумма углов треугольника равна 180° , которую можно проверить еще одной практической работой: где еще сегодня называли это число? Величина развернутого угла.
На столах лежат треугольники. Путем перегибания соберем углы треугольника в одну точку.
Что у нас получилось? Что сумма углов треугольника равна 1800.
Лаборатория научных доказательств.
Для этого перейдем в лабораторию доказательств и здесь мы с вами докажем научно, что это действительно так!!!
Записываем формулировку нашего открытия – теорему.
Сумма углов треугольника равна 1800.
Дано: АВС
1, 2, 3 – внутренниеДоказать: 1+ 2+ 3=1800
Док-во: Попробуем доказать теорему, “собрав” все углы треугольника в одну вершину (на доске выполняется чертеж). “ Собрать углы” - значит, “ взять углы”, равные данным.
Когда 4= 1 ( 5= 3)? (При параллельности прямой а и стороны АС)
Известно:
5 +2 + 4 =180°. (развернутый угол) 1 + 2+ 3 = 180°.Повторить теорему, делая кратную запись:
ДАНО: АВС, 1, 2, 3 - внутренние.
ДОКАЗАТЬ: 1 + 2 + 3 = 180°.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
1) Проведем прямую а // АС, Ва.
При вершине В получились 3 угла, которые в сумме составляют развернутый угол, т.е. 4, 2, 5
2) 5 + 2 + 4 = 180°. (развернутый угол)
3) 5 = 3 (внутренние накрест лежащие при а // АС и секущей ВС )
4 = 1(внутренние накрест лежащие при а // АС и секущей АВ)4) Заменим в равенстве (*) 5 на 3 , 4 на 1 и получим 1 + 2 +3 = 180°. Ч.т.д.
Повторить план доказательства:
- провести прямую через одну из вершин параллельно противолежащей стороне;
- составить пары равных углов;
- представить развернутый угол в виде суммы углов;
- заменить слагаемые равными им углами треугольника.
Лаборатория испытаний (практическое применение)
1. Чему равен третий угол в треугольнике, если один из углов 40°, второй 60°? (80°)
2. Чему равен угол равностороннего треугольника? (60°)
3. Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? (90°)
4. Чему равен острый угол прямоугольного равнобедренного треугольника? (45°)
Сегодня мы сделали научное открытие: сумма углов треугольника равна 180°.
Мы узнали, как в жизни происходит открытие, т.е. как ученые делают открытия, их доказывают и находят применения своим открытиям.
Подведение итогов урока: выставление оценок учащимся с обоснованием их, домашнее задание (с комментариями).
П.30, стр. 66; №223.