Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются новые технологии, новые профессии, новый подход к жизни. Именно поэтому, в течение последних лет я работаю более активно над темой “Профориентационная работа в начальной школе”. Эта проблема на сегодняшний день в педагогике, как вы понимаете, очень актуальна.
Презентация (Приложение 1)
Актуальность проблемы я вижу, прежде всего,
– в мотивации, выполняющей функцию ее регулирования и поддержки
– в формировании у младшего школьника отношения к себе, как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
В чем же заключается научность и практичность моей работы:
– нацеливание на определенную профессию
– обучение навыкам самооценки
– развитие эмоционального компонента психологической готовности.
Мы в школе идем в ногу со временем и наша задача педагогов давать не только знания, а мы учим детей жить не завтра, а жить здесь и сейчас. С раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. И именно возраст младшего школьника наиболее благоприятен для такого формирования.
Цель моей работы:
- развивать познавательные способности учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий;
- формировать учебно-воспитательные мотивы;
- дать возможность им испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации;
- формировать целостные знания, потребности в творческой деятельности;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности.
Отсюда и вытекают основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- понимание роли труда в жизни человека;
- развитие интереса к различным профессиям.
Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.
Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках . Тщательно продумываю эту деятельность во время подготовки воспитательных и тематических планов на предстоящий учебный год. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.
На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.
Не секрет, что гораздо приятнее жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. На уроках развития речи я провожу игру– сочинение “Начинающий журналист”. Ученик выступает в роли журналиста, берет интервью у родителей, соседей, обрабатывает информацию и пишет сочинение.
На уроке окружающего мира в ходе практической работы дети сажали цветы. Тогда я впервые заговорила о профессии флориста.
Неожиданностью для меня стало то, что эта профессия заинтересовала не только девочек, но и мальчиков.
Самостоятельно из дополнительных источников ребята узнали много интересного об этой профессии.
На уроках технологии очень важно, чтобы ребенок захотел создать что-то свое, неповторимое, непохожее на тот образец, что зачастую предлагаем мы учителя. Поэтому, знакомясь с техникой бумажной пластики при выполнении панно “Морские животные”, ребята осваивают массу приемов работы с бумагой: складывание, гофрирование, просекание, скручивание.
Дети учатся создавать объемные фигуры, что сделать не так то и легко. Я, в свою очередь, стараюсь дать представление о том, в какой профессии могут пригодиться подобные умения. Например, при рассмотрении профессии “архитектор” уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением.
Живой интерес и творческий подход к такому виду трудовой деятельности позволяет мне сделать вывод, что такие профессии, как дизайнер, модельер, архитектор интересуют ребят уже сейчас, а некоторые из них даже видят себя в этих профессиях.
В процессе работы обучающиеся делятся энциклопедическими знаниями о морских обитателях, что для меня очень ценно. Это тоже профессия ученого. Дети учатся постигать азы исследовательской работы, интеллектуального труда.
Такие уроки творчества пробуждают интерес к той или иной области трудовой деятельности. А чтобы дети имели возможность выбора, что и как творить на уроке, я постаралась максимально заинтересовать их и дать возможность проявлению творческого воображения и самостоятельности каждого из них, и тогда профориентационная работа выходит за рамки урока.
Традиционными стали встречи с представителями различных профессий нашего города.
Так, в 1-м классе мы пригласили сотрудника лесничего хозяйства.
Лесник рассказал нам, что должны знать и уметь люди, его профессии, а потом помог нам посадить елочки на территории нашей школы.
У многих из нас дома есть животные, но не все знают, как правильно заботиться о них. Поэтому один из классных часов был посвящен профессии ветеринара.
Ученики сами подготовили материал по этой теме, приводили много примеров из жизни своих питомцев.
Во время экскурсии в аэропорт мы познакомились с профессиями пилот и стюардесса.
И трое из ребят решили связать свою жизнь с небом.
Встреча с почетным гражданином нашего города Фаритом Газизуллиным никого из ребят не оставила равнодушным. Выдающаяся личность– геолог, художник, музыкант.
Он познакомил нас с основной своей профессией – профессией геолога и дети открыли для себя увлекательную науку – геологию.
Его рассказ включал в себя наглядный материал: фотографии, рисунки, картины, видеосюжеты с мест экспедиций. Важны и такие моменты, как:
- история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.);
- содержание труда;
- профессионально важные качества;
- ограничения при работе по этой профессии;
- интересные случаи.
Анкетирование обучающихся показывает, что при такой системе работы интерес к новым профессиям из года в год растет, ведь увлекательных профессий великое множество. Кроме того, дети приобретают навыки самооценки и самореализации, что развивает эмоциональный компонент их психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что для выбора профессии необходимо:
- желание учиться,
- договор с самим собой,
- экспертиза профессий и своих особенностей,
- эмоциональное желание,
- прагматизм.
И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.