Свобода и ответственность

Разделы: Школьная психологическая служба


День 1. Свобода слова и ответственность

Слово может убить, слово может спасти,
слово может полки за собой повести.

Цель: познакомить участников занятия с понятием права на свободу слова; подчеркнуть правовые гарантии свободы слова.

Задачи: способствовать формированию знаний о значении свободы слова для развития личности, общества и государства; формирование правовой культуры; развитие навыков социально успешного поведения.

Интерактивные стратегии:

1. Упражнение "Данетка".

2. Игра "Испорченный телефон".

3. Работа с казусами.

Дидактический материал:

1.Презентация

2. Карточки с текстами казусов.

Форма проведения - диспут

Ход занятия

I. Обсуждение ситуации

На популярное телешоу пригласили самых разных людей. Тема дискуссии была посвящена роли образования. Ведущий Андрей Малахов предоставлял по очереди слово то ученому, то двоечнику-второгоднику, то артисту... И вот на экране маленькая девочка, она освоила дома программу за несколько классов, опередив на 5-6 лет своих сверстников.

Неожиданно для всех эта одаренная девочка стала вести себя хуже самого непослушного шалуна: она вскакивала со своего места, подбегала к очередному выступающему. Перебивала его, стыдила за то, что тот не стремится к знаниям, загораживала при этом спиной телекамеру... Кто-то смеялся, кто-то нервничал, глядя на нее...

- Понравилась ли телезрителям эта участница шоу? Можно ли это назвать свободой слова?

Ответы детей.

II. Упражнение "Данетка"

Инструкция. Если называемую форму поведения вы считаете благоприятной, то поднимаете руку. Если, по-вашему, эта форма неудобна, то, соответственно, ваша рука спокойно лежит на парте.

  • Умение внимательно слушать и слышать.
  • Перебивание друг друга, нетерпение.
  • Похвала, согласие с правом других на иное мнение.
  • Стремление разобраться, понять чужую точку зрения.
  • Обвинения упреки, угрозы в адрес другого человека.
  • Оскорбление, обзывание.
  • Осуждение, критика.
  • Совет, предложение.
  • Утешение, подбадривание.
  • Поддержка.
  • Приказ, указание.
  • Уважение.
  • Благожелательность.

Об огромном значении слова как средства общения, способа передачи информации говорят следующие мудрые высказывания:

  • Слово не воробей: вылетело - не поймаешь (пословица).
  • Слово и ранит, слово и лечит (пословица).
  • Слово не нож, а до ножа доводит (пословица).
  • Выдать чужой секрет - предательство, выдать свой секрет - глупость (Вольтер).
  • Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает жатву (П. Буаст).
  • Слово серебро, а молчанье золото (пословица).
  • Правильно мыслит - правильно говорит (поговорка).
  • Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать (Н. Лафатер).
  • Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим (Л.Н. Толстой).
  • Тот, кто много говорит, редко приводит в действие свои слова. Мудрый же человек всегда боится, чтобы слова его не превзошли его дела (китайская мудрость).

Дорогие ребята, вы должны знать, что свобода слова является и личным, и политическим правом. Свобода слова необходима для развития личности, для реализации всех остальных прав человека и гражданина. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в пункте 1 статьи 10 гласит: "Каждый человек имеет право включать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование Радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий". Никому не позволено, выражая свое мнение, унижать честь и достоинство других лиц, вмешиваться в их личную жизнь, подрывать деловую репутацию.

Европейский Суд, рассматривая дела о нарушении прав и свобод человека представителями средств массовой информации, заявил о том, что "свобода выражения мнения как одна из главнейших основ общества, одно из усилий для его развития и развития каждого человека, применима не только к положительной информации, но и к той, которая для большей части населения является оскорбительной, шокирующей или нарушающей спокойствие". Поэтому никому не позволено злоупотреблять этим правом. Не только международные документы, такие, как Всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция о правах ребенка (1989), но и Конституция Российской Федерации (1993) дают нам право свободно выражать свое мнение, не нарушая прав других.

III. Статья 29 Конституции РФ (извлечение)

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Каждый человек сам несет ответственность за свою свободу слова. Это относится и к детям. Каждый человек имеет право публично выразить свое мнение.

  • Какие для этого имеются средства? (Радио, телевидение, газеты, журналы, книги, Интернет, митинги, собрания, произведения искусства и т. д.) Закрепление данного права в стране является признаком демократии и причастности государства к международным стандартам по правам человека.
  • Всегда ли люди пользовались безбоязненно правом свободно высказать свое мнение?
  • Умеете ли вы говорить неприятные для других слова, не нарушая достоинства этих людей?
  • Можете ли вы, не опасаясь получить тройку, возразить учителю, высказать свое мнение?
  • Как вы относитесь к тем, кто сквернословит, обзывает других, навязывает им свое мнение?
  • Как в вашей семье принято высказывать свое мнение?

Культурный человек никогда не позволит нарушить честь и достоинство другого человека, выражая свое мнение, передавая какую-либо информацию.

IV. Игра "Испорченный телефон"

Инструкция. Порой незлонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.

Для этой игры 4 ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.

Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяйся 3-4 раза.

Примерный текст для игры:

"Один из депутатов заявил, что российский народ пусть лучше курит и пьет водку, чем будет думать о самоубийстве". С 1 января 2006 года начал действовать закон, запрещающий курение и распитие алкоголя в некоторых общественных местах. Закон против профилактики суицида?

V. Работа с казусами

1. В августе 1968 года власти Чехословакии отменили цензуру и предоставили своим гражданам свободу высказывать свои убеждения. Власти Советского Союза организовали ввод войск пяти стран Варшавского договора в Чехословакию.

25 августа 1968 года 8 смельчаков вышли с протестом на Красную площадь. Но были арестованы и осуждены за то, что нарушили общественный порядок.

Нарушена ли в этом случае свобода слова? Ответы детей

2. В течение 10 лет в Китае (1966-1976) длилась "культурная революция", проводились "чистки" от самостоятельно мыслящих, творчески работающих ученых, школьных учителей, журналистов. Их выводили на всеобщее осмеяние на улицы, избивали, обливали смолой, обсыпали перьями, лишали имущества, убивали, бросали в тюрьму... Погибли десятки тысяч человек.

Кто виноват в этих грубейших правонарушениях?

3. На выпускном вечере Михаил К. вместо слов благодарности в адрес школы высказал упреки и все обиды, которые у него накопились. Он был рассержен за то, что у него вышли в основном тройки в аттестате.

Что бы вы посоветовали участникам этой ситуации?

VI. Итоговая беседа

1. Что такое свобода слова?

2. В каких ситуациях свобода может подвергаться ограничениям?

3. Как гарантируется свобода слова?

4. Что вам запрещают читать родители?

5. О чем нельзя говорить?

Запомни!

Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной и печатной форме, в форме произведений искусства или других средств...

Осуществление права на свободу слова может подвергаться некоторым ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы:

  • для уважения прав и репутации других лиц;
  • для охраны государственной безопасности и общественного порядка;
  • для охраны здоровья и нравственности населения

Рефлексия. Будете ли вы впредь осторожны в своих словах? Всем спасибо.

День 2. Уроки сказки

Девиз дня "Сказка - ложь, да в ней намек:"

Цель: развитие самосознания через сказку, формирование правовой грамотности, профилактика правонарушений.

С помощью загадок, уроков сказки "Колобок", сюжетов сказки "Красная шапочка" и инсценировки сказок "Колобок" и "Волк и семеро козлят" проведен диспут с учениками 5 - 6-х классов.

Разминка. Вспомним сказки нашего детства:

  1. В какой из сказок личность, во всех отношениях серая, осуществляет убийство двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству другого лица, всё заканчивается благополучно? ("Красная Шапочка")
  2. В какой сказке лицо, имеющее дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано? ("Волк и семеро козлят")
  3. В какой сказке речь идёт о некотором спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Финал трагичен: проявив самодеятельность и грубо нарушив технику безопасности, он погибает? ("Колобок")
  4. Героиня какой сказки, облачённая в дорогую шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж приглянулось строение. И куда только не обращался хозяин, пока действия гостьи не были квалифицированы как незаконный захват жилища? ("Заячья избушка")
  5. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении ещё более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве оживления? ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях").

А можно ли из сказки извлечь уроки?

Уроки сказки "Колобок" детям

  • Умей оценивать ситуацию - и свои действия, и восприятие тебя другими.
  • В ситуации опасности стремись действовать. Действуй решительно!
  • Будь гибким.
  • Быстрая реакция - залог успеха.
  • Если хочешь чего-то добиться - не медли!
  • Нельзя быть беспечным - к словам старших стоит прислушиваться.
  • Не воспринимай все буквально, не верь на слово.
  • Если уж ты решил отделиться от родителей - осознай цель этого.
  • Не выскакивай, всегда можно нарваться на тех, кто сильнее тебя.
  • Умей просчитывать стратегию своего поведения.
  • Будь осторожен в кризисные моменты своей жизни
  • Не хами первым встречным - это попросту опасно.
  • Используй свои недостатки, чтобы отвлечь внимание.
  • С миру по нитке - голому рубашка: даже в ситуации кажущегося отсутствия резервов их всегда можно найти.

Уроки сказки "Колобок" взрослым

Родители (опекуны) не готовили ребенка к будущей жизни, не предупреждали о возможных соблазнах и способах противодействия давлению окружающей среды.

  • Не оставляйте детей без присмотра!
  • Приучайте ребенка в случаях опасности действовать решительно, чутко реагировать на окружающее.
  • Учите ребенка просчитывать стратегию своего поведения.
  • Приучайте к отказу от стереотипов: одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни.

А уроки "Красной Шапочки"? (Приложение 1)

Разве решится хоть одна благоразумная мать отправить маленького ребенка через лес с волками? Это нарушение закона!

Дорогие ребята и взрослые! Вы должны знать, что незнание законов не освобождает от ответственности!

Стало ли для вас открытием, что очень многое, что мы не считаем преступлением или нарушением закона, все-таки является таковым и наказывается довольно строго?

Поняли ли вы, что отвечать за свои противозаконные действия будете Вы сами, а не только ваши мама, папа, бабушка.

А какие примеры и уроки сказок можете привести вы, ребята?

Участие в сказке позволяет нам занять место главного героя, испытать какие-то переживания, проявить чувства, отреагировать на какие - либо ситуации должным образом.

С помощью современной интерпретации сказок "Колобок" и "Волк и семеро козлят" ребята могут определить свое отношение к ответственности за принимаемые решения.

День 3. Психологическая игра для учеников 11-х классов "Линия жизни"

Девиз дня:

"Там, где мораль не живет в благородных поступках, бывает много пострадавших и с трудом находятся виновники". В.А. Сухомлинский

Цели:

  • Подготовка учащихся к самостоятельному принятию правильных решений в различных жизненных ситуациях.
  • Актуализация у подростков опыта жизненного взаимодействия, умение противостоять давлению внешней среды.
  • Создание условий для осознания учащимися позитивного семейного опыта.

Задачи:

  • социальная адаптация подростков
  • подведение учащихся к осознанию своих поступков и своих взаимоотношений.

Обоснование:

  • Равнодушие, пассивность подростков, нежелание брать на себя ответственность.
  • Непонимание со стороны родителей, самоустранение их от процесса воспитания.
  • Потеря нравственных и моральных качеств современного поколения.

Условия игры:

  • Учащимся работают в группе из нескольких человек.
  • Ответы после обсуждения ситуаций всей группой дает один учащийся, другие дополняют.
  • Ответы дополняются учениками из других групп.
  • Предлагаются варианты выхода из создавшихся ситуаций.
  • Возможно создание группы аналитиков.

Подготовка, вспомогательные средства.

Плакаты:

  • 10 заповедей из Библии;
  • советы детям;
  • высказывания, изречения, пословицы;

Музыкальное оформление.

Бумага, ручки

Форма проведения - диспут

Группы сидят за отдельными столиками; группы выступают в роли аналитиков: наблюдает, выслушивает мнение выступающих, подводит резюме.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы занятия, причины обращения к ней, условия проведения занятия, деление на группы.

2. Вступление.

Тема, которая вроде бы ни о чем не говорит: "линия жизни". Что это?

Прежде чем приступить рассмотрению темы, определимся с понятиями, которыми будем оперировать.

  • Напишите слово семья и несколько ассоциаций, которые у вас возникают, когда вы слышите это слово: 1 мин.
  • Напишите слово любовь и несколько ассоциаций, которые у вас возникают, когда вы слышите это слово: 1 мин

А теперь для обогащения нашего понимания этих понятий давайте обменяемся своими ассоциациями, для этого каждый по очереди называет одно слово - ассоциацию..(1-2 мин). (Ответы детей)

Как видите, первым, основным, ведущим понятием является любовь.

Что же такое любовь?

Итак, это чувство, основанное на доверии, уважении, ответственности, нежности и заботе о том, к кому оно направлено.

Злость - это чувство? Да, пришло - ушло.

Тоска - это чувство? Да, пришла - ушла.

Любовь - это чувство... (реакция детей: пришла - ушла).

Мы, действительно, не испытываем ее 24 часа в сутки да еще на протяжении всей жизни.

Тогда что же такое любовь? (Риторический вопрос).

Существует множество классификаций любви. Например, психолог, философ и социолог Эрих Фромм предложил такую:

1 - братская любовь - предполагает чувство ответственности, заботу, уважения, знание другого человека, желание помочь ему; это любовь ко всем людям;

2 - материнская любовь - это безусловное утверждение жизни ребенка; эта любовь полна альтруизма, она ничего не требует взамен;

3 - эротическая любовь - это физиологическая любовь, страстное желание полного соединения с другим человеком;

4 - любовь к себе;

5 - любовь к Отечеству.

Какая из них сильнее? Эти чувства переплетаются между собой, образуя линию жизни, которая складывается из разных ситуации, но в основе каждой из них - любовь.

В нашей жизни ситуации складывается, возникают, создаются нами самими, порой из них человек не может найти выход или находит ошибочный, реже правильный, затем сетует на судьбу, на то, что его не научили жить, не научили любить.

А что значит - научиться? И можно ли вообще научиться жить? Любить?

Придя в мир с вопросами: "Кто я? Зачем я?", человек ищет ответы собственной жизнью и судьбы других людей помогают в поисках, побуждают тянуться вверх или вниз, успокаиваться. Научиться жить, к сожалению, невозможно, но и не следует оставлять попытки учиться жить после неудач, а главное - сделать первый шаг - захотеть. Процесс этот бесконечный..

Сегодня на одном из отрезков вашей жизни мы проведем урок жизни в форме диспута линия жизни, которая сложилась из нескольких непростых ситуаций.

Ситуация № 1. "Нравственный недуг"

  • ситуация зачитывается, обсуждается в группах.
  • выступление группы (1 человек). Дополнения.
  • выступления аналитиков (психолога)

Песня "Под крышей дома твоего" в исполнении Ю.Антонова

Письмо ученицы 11 класса

"Заканчиваю 11 класс, а вот перспективы на будущее никакой не вижу. Дело в том, что я и мои сверстники пьем пиво, энергетики. Первый раз я выпила бутылку пива в 11 лет, взяла сигарету. Кругом одна реклама: любимые певцы, актеры курят и выпивают, в том числе и женщины. Дело самоутверждения, престижа. Потом покурить дали травку, потом еще, захотелось повторить. Поначалу было просто приятное ощущение, теперь - необходимость.

Нас в классе 25 человек, из них только семеро не выпивают, не курят:

Говорят, что у нас зависимость. На все это надо деньги. Вот мы и живем коммуной. Сегодня у одного есть, завтра - у другого.. Каждый кому-то что-то должен и просто так уйти из этого круга невозможно. Как уйти, если тебя держат долги, обязанности, страх за происходящее. Собираемся на квартире у того, чьи родители на работе. Нам всего надо 2- 3 часа. Вечером, в 10 часов я уже дома. Родители ничего не знают, а те, которые знают, - что они могут сделать?

Я знаю многих людей, которые лечились, а что толку? Хорошо, если после лечения тебе есть куда уехать, а так - та же среда, те же друзья, те же долги и угрозы. И снова все идет по накатанной дорожке.

Я хочу жить! Я хочу любить! Спасите нас! Спасите тех, кто еще не прикоснулся к этому угару!"

Вопрос группе:

  1. Какой совет вы можете дать девушке?
  2. Как выстоять, чтобы не стать алкоголиком, наркоманом в юности?
  3. Может ли семья оказать помощь в преодолении этих страшных недугов, что для этого нужно?

Пословица "Ошибка одного - урок другому".

Резюме психолога. Диагноз заболевания алкоголизмом, наркоманией - нравственный недуг.

Он пока еще не ставится, не пишется в истории болезни, но он, как раковые клетки, поражает массу людей. Более полутора миллиона подростков не учатся, не работают; с каждым днем растет число подростковых самоубийств, преступлений, заказные убийства и избиения, вымогательство, шантаж, торговля наркотиками, проституция, деградация личности:

Поколение с новыми ценностями формируется в атмосфере вседозволенности, цинизма. Складывается тип молодого человека без уверенности в завтрашнем дне, отрицающего семью, профессиональное мастерство, человека с фантастически развитым паразитизмом, потребительским отношением ко всему миру, с абсолютной верой в то, что в жизни все можно. Чем же надо и можно исцелить нравственный недуг? К сожалению, только сильная личность способна на него. Очень сложно преодолеть его в одиночку, поэтому так велика роль семьи и ответственность за судьбу своих детей!

  • Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазном есть слова "все так делают" (Л. Толстой)

Ребята, а знаете ли вы, что в основные обязанности граждан России входит:

  • забота о детях, их воспитание;
  • забота о нетрудоспособных родителях.

То есть, родители должны заботиться о детях, а дети должны заботиться о родителях, нести друг за друга юридическую ответственность. Когда этого не происходит, ломается чья-то жизнь:

Но есть сферы человеческой деятельности, где неприменимы юридические нормы.

Это духовный, внутренний мир человека. Контролером меры свободы личности там будет совесть. Именно она определяет внутреннюю свободу человека, который очистил свое сознание от дурных пороков и привычек, от страха и трусости, от невежества, предрассудков и духовной слепоты.

Но часто хозяином сознания и воли человека становятся жадность, лень, зависть, жестокость, нетерпимость... С виду благополучный, законопослушный, он на самом деле раб зла, разрушающего всю его жизнь.

Стихотворение Ф. Алиева "Разговор с сыном".

Ты, сын мой, должен помнить:
Оттого ржавеет даже новый лист железа,
Что в сырости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе людской - во много раз трудней:
И в дверь души и в щели этой двери
Сто ржавчин и пороков лезут.
Запомни три из них, по крайней мере.
Во-первых, зависть.
Ты ее убей в зародыше.
И научись по праву и разумно
Ценить других людей,
Чтить их удачу, их успех и славу.
Второй есть власть.
Беги от чувства злого.
Сей доброту. Живи, других любя,
Суди себя, коль осудил другого.
Прости другого, коль простил себя.
И третье - корень наших многих бед,
Убийца всех достоинств человека - Безделье.
И в веки не было позорнее порока. И нет.
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл,
Тогда разочарованье
Не потревожит ум твой никогда.

Ситуация № 2: "Родители и дети"

А) ситуация зачитывается, обсуждается в группах;

Б) выступление группы (1 человек). Дополнения.

В) выступления аналитиков (психолога)

Песня "Родительский дом" в исполнении Л. Лещенко.

"Валентина Ивановна воспитывала Сашу одна. Мать не жалела сил, чтобы в доме был достаток. Саша рос умным, целеустремленным мальчиком. С детства бредил техникой. Когда пришло время выбирать в жизни дорогу, то Саша, не раздумывая, после школы отправился в Москву в авиационный институт. Первые полгода после его отъезда на учебу все шло более - менее нормально. Саша писал, звонил, письма были оптимистичные. Но постепенно тон их стал меняться. Сын жаловался на нехватку денег, на то, как стыдно ему ходить в тех вещах, которые привез из дома. Мать понимала его, как никто другой. Продала часть домашних вещей, все вырученные деньги переслала Саше. Он поблагодарил сухо, неискренне. Спустя некоторое время приехал домой и предложил ей обменять их двухкомнатную квартиру в центре города на комнату с маленькой кухонькой без удобств в старом деревянном доме. Сын не думал, как мать в ее возрасте будет ходить на колонку за водой, где будет мыться, стирать, но зато прекрасно подсчитал, сколько миллионов выручит, если продаст родной дом. "Пойми! - говорил он, - Я не вернусь больше в этот городишко. Деньги помогут мне закончить учебу и устроиться в столице. Пройдет пять, шесть лет, и я заберу тебя к себе". От такой сделки мать отказалась, и сын, обозленный, уехал в Москву. Долго не писал, а потом прислал разгневанное письмо. Он упрекал мать в том, что она эгоистка, что это из-за ее каприза он сейчас вынужден голодать и перебиваться случайными заработками. Больше они не общаются.. "

Вопросы:

  1. Считаете ли вы, что Валентина Ивановна поступила правильно, отказав в материальной поддержке талантливому сыну для продолжения учебы?
  2. Что бы вы посоветовали Саше, чтобы, с одной стороны, не предать свою мечту.
    А с другой, - не потерять контакт с матерью?
  3. Каким вам видится выход из данной ситуации? Неужели положение действительно тупиковое?
  4. А как же материнская любовь, которая должна все принять и простить?!

Резюме ведущего. Всегда ли уважаем своих родителей, прощаем их, ругаем себя за невнимание и благодарим тех, кто подарил нам жизнь?..

Много истин на земле, рожденных жизнью, непрописных. Брошенные дети с любовью вспоминают маму, которая не кормила их, бросала их. Еще у Пушкина есть рассказ "Станционный смотритель", где отец посвятил свою жизнь дочери и умер в забвении.

И таких рассказов много, а почему? Жизнь такая? Дети поздно оценивают любовь своих родителей, и чувство вины будет камнем лежать у них всю жизнь в душе.

Какие бы обиды не были у вас на родителей, на их непонимание, на то, что они не такие, как у других, помните, нет ближе родителей. Друг может предать, любимая бросить, дети разлетятся. И помните: самое лучшее, что может сделать человек для других - это воспитать в своей семье достойных детей.

  • "Помни, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями". (Греческий философ Фалес)
  • "Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери дома своего, но от плохих детей дом могут уберечь сами" В.А. Сухомлинский

Ситуация № 3: "Безысходность"

А) ситуация зачитывается, обсуждается в группах;

Б) выступление группы (1 человек). Дополнения.

В) выступления аналитиков (психолога).

Песня "Все еще будет" в исполнении А. Пугачевой

"Год назад моя школьная подруга покончила с собой. Это случилось за три месяца до того, как у нее должен был появиться ребенок. Ей было всего 19 лет, и она была человеком светлым и простым, абсолютно не знающим, что такое ложь и для чего она существует.

Летом того года она пригласила нас, своих школьных друзей на свадьбу, а мне доверила тайну: ее будущий муж был ранее женат, но его жена ушла к другому и он пережил этот уход как трагедию. И вот теперь, встретив ее, Наташу, стал возвращаться к жизни, к вере в людей и в любовь:

В семье Наташи его чувствовали своим. Готовились к свадьбе: А накануне свадьбы жених исчез. Его ждали, разыскивали на работе - там взял отпуск: А потом к ним в дом пришла женщина с маленькой девочкой и стала стыдить Наташу за то, что та всеми правдами и неправдами отбирает у ребенка отца. Выяснилось, что Наташа была не первой, с кем Николай (жених Наташи) отвлекался от будней семейной жизни.

На этот раз не рассчитал, что игра зайдет так далеко и увязал в роли "жениха" все глубже, пока в отчаянии не признался жене, что опутан "наглой цепкой девицей", от которой избавится любой ценой. После ухода той женщины Наташа покончила с собой"...

Вопросы к группе:

  1. Оправдываете ли вы уход Наташи из жизни?
  2. Существуют ли, на ваш взгляд, пути выхода из данной ситуации, какие?

Резюме психолога:

Сегодня проблема смерти, одиночества, отсутствие перспективы затрагивает подростков с особой силой и главная причина самоубийства в самой жизни, когда ребенок не защищен ни дома, ни в школе, ни на улице. Когда из дня в день усиливается отдаленность между взрослыми и детьми, когда подросток со своими розовыми телевизионными мечтами сталкивается с реальной жизнью. А взрослые заняты собой, работой.. Ребенок сыт, одет - и ладно!

Нет ничего горше и больнее разочарований и раны, которые они оставляют в душе, остаются, порой, пожизненно. В данной ситуации трагедия произошла от того, что у Наташи были слишком далекие от жизни представления. При первом же столкновении с серьезным испытанием (с ложью, обманом) девушка пасует. Жизнь теряет для нее смысл, и она решается на роковой шаг. Поделиться ей было, видимо, не с кем.

Говорят, время - хороший врач. Надо помнить об этом. Нет безвыходных ситуаций. Помните, в сказках: "Утро - вечера мудренее". Надо переждать, пережить, уметь постоять за себя и, конечно же, дорожить жизнью, не принимать сиюминутных решений. Выход рядом!

Дети не ценят жизнь и не понимают последствий своих действий, не чувствуют ответственность за свою и чужую жизни, поэтому так велика роль взрослых, ответственных за жизни своих детей. Во время подсказать, научить, как мало нужно, чтобы дать понять ребенку "Ты не один, у тебя есть мы!"

Заключение Наш сегодняшний разговор подходит к концу

  • Скажите, о каких качествах шла сегодня речь?
  • Какие советы детям вы взяли бы себе в копилку жизни?

Ответы учащихся.

У каждого из нас единственная и неповторимая жизнь, она не имеет ни черновиков, ни дублей. И хочется, чтобы эта жизнь не была игрой, не была напрасной и оборванной раньше времени.

Свою линию жизни нужно строить самому, помня ошибки других, ощущая ответственность за себя и своих близких.

В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя пить, вовремя есть,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать и, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.

И это будет правильная линия жизни!

Я благодарю всех участников игры за их честные интересные ответы, поддержку.

Удачи и успехов вам в жизни!

Советы детям

  • Будьте ласковыми, добрыми, внимательными дочерьми и сыновьями.
  • Проявляйте любовь, благодарность к тем, кто вам дал жизнь, поставил на ноги.

чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.

  • Бойтесь проявления равнодушия, безразличия.
  • Помните: идеальных людей нет, у каждого есть слабости, недостатки.
  • Научитесь прощать их.
  • Береги, щади ранимость близких людей. Не причиняй им зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства.

День 4. Викторина для учащихся 6-7-х классов "Живу в России"

Цель: воспитание нравственного поведения юных граждан, живущих в правовом государстве, знающих и соблюдающих Законы своей страны и привитие чувства уверенности в том, что все дети имеют права и обязанности, на защите которых стоит Закон.

Звучит песня "С чего начинается Родина?" (Музыка В. Баснера, сл. М. Матусовского)

Родина З.Александрова

Если скажут слово "родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь: от маков красная,
Золотая целина:
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Родина - это дом, в котором мы живем, и русская березка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты родился и вырос. Наша Родина - это Россия, страна, в которой мы живем, учимся.

Для того чтобы люди в ней могли работать, учиться, отдыхать, нужны законы. А чтобы каждый чувствовал себя комфортно в государстве, должны соблюдаться права человека.

Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине-России, ее символике, о правах ребенка и соблюдении законов.

Для этого предлагаю разделиться на три команды по 5 человек: А - белые, Б - синие, В - красные. Прошу команды пройти на сцену и занять свои места.

История, величие и честь государства воплощаются, прежде всего, в его символах. Они вызывают в гражданах уважение к могуществу державы, заявляют о независимости страны. (Звучит Гимн).

Он звучит торжественно,
Все встают приветственно -
Песню главную страны
Уважать мы все должны.

Одним из государственных символов России является Гимн Российской Федерации.

Флаг России Б.Б.Поляков

От Мурманска и до Кубани,
От Балтики и до Курил -
Наш дом, россияне, славяне,
Здесь пращур наш издревле жил.

И если вы цените это,
И если вам дорог очаг,
Запомните три главных цвета,
Которые красят наш флаг.

Один - белоснежная сказка,
Другой - первозданная синь,
А третий - суровая краска,
Но все ж землянично красив.

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны он главный знак.
У России он особый.
Ты назвать его попробуй. (Герб)

Современные герб, флаг и гимн России означают и ее международное признание.

Первый конкурс "Викторина":

1. Назовите автора слов Гимна России. (С.В.Михалков)

2. Перечислите цвета нашего государственного флага. их обозначение.(Белый - мир и чистоту устремлений; синий - веру, верность постоянство; красный - отвагу, силу, кровь, пролитую за Отечество)

3. Что изображено на Российском гербе? (Двуглавый орел)

4. Какое дерево считают символом России? (Береза)

5. Одно из названий нашей страны в древние времена? (Русь)

6. Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина нашей страны? (Паспорт)

7. Кто является главой нашего государства? (Президент)

8. Как называется главный закон нашего государства? (Конституция)

9. Этот орган вступает в дело и осуществляет правосудие, если нарушаются законы, Конституцию. Как называется этот орган? (Суд)

10. Есть ли у человека право поменять имя? (Да).

Символы нашего государства. Современный Российский флаг - 3 полосы одинаковой ширины

  • Белого
  • Синего
  • Красного цветов. Соотношение ширины и длины 2:3.

Первый такой флаг установлен на первом русском корабле "Орёл" в 1668г.

В годы советской власти флаг был красным. Сейчас в дни торжеств флаги украшают улицы и здания, постоянно развиваются над административными зданиями.

Герб - на красном геральдическом щите золотой двуглавый орёл, обе головы украшены коронами. В центре большая корона. В правой лапе - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник на серебряном коне, разящий дракона. Это святой Георгий - покровитель России и русских воинов.

Гимн - торжественная песня. Сейчас мы встанем, и вместе споём его (под фонограмму). Автор музыки - композитор А.Александров, слов - поэт Сергей Михалков.

Граждане России гордятся гербом, флагом и гимном. Эти символы сопровождают все важные для страны мероприятия. (Примеры).

Под музыку и слова гимна, под флагом России вручают награды, воины принимают присягу.

По этим отличительным признакам - символам всюду отличают Россию.

Второй конкурс (Презентация, Приложение 2)

"Объясни смысл". Слайд № 3.

Слайд № 4.

Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.

Третий конкурс "Права и обязанности". Слайды № 4, 5, 6

Вам выданы ручки и листы бумаги. Вы должны перечислить обязанности гражданина РФ в соответствии с Конституцией и права ребенка в соответствии с Декларацией прав ребенка. На выполнение задания - 4 минуты.

Четвертый конкурс. "Виды ответственности".

Определите, в каких из перечисленных ниже случаев наступает моральная ответственность, а в каких - юридическая:

1. Сергей солгал матери;

2. Подросток разорил муравейник;

3. Террорист попытался угнать самолет;

4. Тонул человек, прохожий не принял никаких мер;

5. Александр, 19-летний парень, дал наркотики подросткам.

Приложение.

Пятый конкурс "Ситуации"

Ситуация № 1

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет. Вопрос. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

Ситуация № 2

Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: "Мне 12 лет, а я уже зарабатываю, имею карманные деньги. И друг мой Лёха тоже предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!" Вопрос. Имеют ли право Олег 12 лет и Алексей 17 лет заниматься предпринимательской деятельностью?

Ситуация 3 "Школьная жизнь".

"Я имею на это право", "Почему вы нарушаете мои права?" - эти слова приходится слышать довольно часто. Хорошо, что люди знают свои права, учатся их защищать и отстаивать. Плохо, если постоянные разговоры о правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Говоря иначе, стремление реализовать свои права, не выполняя обязанностей. Но если человек не понимает, как связаны права и обязанности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой.

Сейчас перед вами будут разыграны "спорные" ситуации. Прокомментируйте их, используя статьи Всеобщей Декларации прав человека.

Ученик: Мария Ивановна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Мария Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал - меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте.

Вед: Имел ли Иванов право высказывать свое мнение? (Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей - это они виноваты во всех наших бедах. Но, тем не менее, закон здесь на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей. Ст.13)

Шестой конкурс. "Если я стану президентом"

На выполнение этого конкурса командам отводится 10 минут, за которые вы должны предложить свои программы и эффективные пути решения проблемы подростковой преступности.

Берегите Россию - нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе:
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой!

Жюри подводит итоги. Грамоты по номинациям: "Веский аргумент", "Мудрое решение", "Правовая грамотность"

Закончить нашу встречу хотелось бы таким пожеланием вам:

Если думаешь ты о России
О прекрасной Отчизне своей,
Если все свои лучшие силы
Отдаёшь словно матери ей.

Если к ней самой чистой любовью
С детства полнится сердце твоё,
Значит песней своей и судьбою
В сердце будешь и ты у неё.

Наши души, как чуткие струны,
Крепко спаяны с каждой судьбой,
И об этом сегодня не думать
Нам никак не годиться с тобой.

Если в сердце ты чувствуешь силы
И за дело болеешь всерьёз,
Сделай так, чтобы людям России
Хоть немножечко лучше жилось.

До новых встреч, дорогие друзья!

День 5. Свободный человек

Ты спрашиваешь, каким путем достигнуть свободы?

Для этого надо научиться различать добро и зло... Л. Сенека

Цель: способствовать формированию знаний и убеждений о необходимости подчинения регуляторам личных (гражданских свобод) - конституционным обязанностям, расширить кругозор ответственности учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с содержанием юридических терминов, воспитать качества толерантной личности; сформировать отрицательное отношение к несправедливости и неравенству, способствовать проявлению самостоятельности суждений, ведущих к умению видеть в других равных себе.

Форма проведения - дискуссия

Ход занятия

1. Вводная беседа

  • Поднимите руку, кто хочет быть свободным?
  • Известные герои произведения Марка Твена Том Сойер и Гекельберри Финн тоже захотели полной свободы. Они сбежали из Дома, потому что им надоела опека взрослых, необходимость ходить в школу, помогать по хозяйству, мыться и чистить одежду:

Представьте, что вы вместе с ними живете в пещере, питаетесь тем, что попадается...

Долго бы выдержали вы такую "свободу"?

  • Почему мальчики вернулись домой?
  • Приняли бы их на работу?
  • Позволяет ли закон бродяжничать, попрошайничать?
  • Какими правами и свободами обладали дети в тот момент?

Вообще, о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода - это желаемое, к чему мы стремимся.

Свобода - это ответственность за ту жизнь, которую мы создаем и для большинства людей свобода это суровое испытание.

Свобода - это способность преодолевать границы и ограничения.

У человека есть все возможности сделать шаг к свободе, он может жить на двух уровнях: 

Уровень вещей - мир ОНО, мир объектов познания и использования, на котором безгранично господствует причинность и обусловленность.

Мир ОНО обладает связанностью в пространстве и времени. Мир вещей предсказуем, определим и может быть описан в законах и свойствах. 

Мир отношений Я и Ты, в нем отражается сущность свободы человеческого существа как такового.

Часто человек уходит в мир ОНО в мир вещей, где все подтверждено опытом и зафиксировано в причинности, где и он сам и другой всего лишь вещи для использования и потребления - это и есть бегство от свободы.

В мире ТЫ, мире отношений, встречи не складываются в упорядоченный мир, в нем сложно прийти к пониманию с другими, с ним человек один на один. Этот мир оставляет после себя больше вопросов, чем ответов, такой мир угрожает нашему покою и безопасности, но одновременно с этим, он ничем не заменим. 

Человек не может жить без мира ОНО, но тот, кто живет лишь с ОНО, тот не человек.

Итак, Свобода - это способность преодолевать границы и ограничения.

Важно учитывать, что всегда существуют два вектора свободы:

Свобода от... (то что лежит внутри границ и эти границы создает)

Свобода для...(то что лежит за границами и ограничениями и ждет реализации)

Свобода от - означает свободу относительно трех данностей: 

  • Инстинктов, физических особенностей и свойств. 
  • Врожденных, приобретенных, воспитанных и созданных другими свойств. 
  • Среды, ее ценностей и требований.

Смысл понятия свобода появляется или пропадает в зависимости от нашей веры в подлинную способность человека не просто принимать вышеупомянутые ограничения, но вместо этого рассматривать их как вызов ему самому формировать свою судьбу и свою жизнь.

И в этой точке начинается свобода для. Это та сторона свободы, которая нужна для творчества, любви и обретения смысла жизни, свобода от лишь расчищает место, создает плацдарм для будущих свершений. Свобода от без свободы для превращается в отрицание жизни и создает пустоту и лишь благодаря свободе для, эта пустота становиться творческой. Именно благодаря свободе для человек  становится истинным творцом своей жизни.

Вместе с этим, другая неотделимая сторона свободы - ответственность. По большому счету, человек никогда не может до конца ответить на вопрос - правильно ли я поступаю, абсолютных критериев нет. Единственное, что человек может сделать - это признать, что он сам сделал выбор, это его собственное решение, это он действует в данной ситуации, это и будет ответственностью.

Ответственность - это способность отвечать миру, отвечать подлинно из глубины себя.

Суть понятия ответственности очень хорошо иллюстрируется старой индейской притчей.

" Жил некогда молодой человек - очень бедный индеец. Он жил в большом городе, и окружали его только белые люди. У него не было ни дома, ни родных, ни друзей. Он пришел в город за счастьем, но нашел лишь нищету и боль. Время от времени он, работая как мул, добывал несколько монет на кусок хлеба. Если бы не это, ему пришлось бы просить милостыню, или воровать.

Однажды молодой человек отправился на рынок. Бредя как в тумане, он диким взглядом рассматривал изобилие прекрасных товаров. Он был в таком шоке, что не видел, куда идет, и, в конце концов, налетев на стоявшие корзины, свалился на какого - то старика.

Старик нес четыре большущих кувшина, и только что остановился и присел, чтобы перекусить. Парень разозлился и обругал старика за то, что тот расселся у него на дороге. Кувшины старика опрокинулись и покатились. Увидев это, молодой человек решил, что на сегодня ему удалось найти для себя пропитание.

Он помог старику и взялся нести тяжелые кувшины. Старик сказал, что идет домой в горы, и молодой человек настоял на том, чтобы сопровождать его хотя бы часть пути. Старик повернул в горы и по дороге накормил молодого человека, отдав ему часть купленных на рынке продуктов. Молодой человек набил брюхо под самую завязку и, почувствовав, что сыт, начал замечать, насколько тяжелы сосуды, которые он нес. Он покрепче прижал их к себе.

Молодой человек спросил у старика: что у тебя в этих кувшинах? Старик не ответил, но сказал, что собирается показать молодому человеку друга, который развеет его горести, даст ему совет и научит мудрости необходимой для того, чтобы разобраться в неисповедимых путях этого мира.

После этого старик призвал к себе оленя. Ничего красивее этого оленя молодому человеку в своей жизни видеть не доводилось. Олень был настолько ручным, что подошел совсем близко и бродил вокруг.

Он сиял и переливался всеми цветами радуги. Молодой человек был настолько очарован, что тут же догадался, что это волшебный олень. Старик сказал, что если молодой человек хочет, чтобы олень стал его другом и подарил ему свою мудрость, он должен всего на всего отказаться от кувшинов.

Все мелочные желания и страсти молодого человека всколыхнулись в ответ на это предложение. Молодой человек спросил: Так что же, все-таки в твоих кувшинах. Старик искренне ответил, что в кувшинах пища.

Разумеется, молодой человек не поверил ни единому слову старика. Он прикинул, что старик наверняка колдун. И если за свои кувшины он готов отдать волшебного оленя, то, какое невероятное могущество, какую фантастическую силу они должны содержать. Молодой человек заявил, что он выбирает кувшины.

Молодой человек схватил кувшины и убежал. Забрался в укромное место и там их открыл. В кувшинах оказались только пища и вода, молодой человек в припадке гнева сбросил их с высокой скалы на камни.

Юноша догнал старика, и высказал ему всю свою злость и обиду, но тот ответил: "Ты сам не знаешь, чего ищешь, ты не знаешь что такое волшебство, поэтому не можешь судить, нашел ты его или нет. Ты не принял на себя ответственности за свое решение, потому так разозлился из - за своего просчета. Если бы твое решение было осознанным, и если бы ты готов был за него ответить, ты оставил бы еду, что была в кувшинах себе, и был бы этим более чем доволен. А может, тебе даже удалось бы понять, что эта еда тоже была волшебной".

Никогда не возлагай на других ответственность за принятое тобой решение!

II. Обязанности, юридическая ответственность граждан России

Свобода человека ограничена его обязанностями перед самим собой, перед близкими людьми, перед обществом, государством, перед природой. Но есть сферы человеческой деятельности, где неприменимы юридические нормы. Это духовный, внутренний мир человека.

Контролером меры свободы личности там будет совесть. Именно она определяет внутреннюю свободу человека, который очистил свое сознание от дурных пороков и привычек, от страха и трусости, от невежества, предрассудков и духовной слепоты. Но часто хозяином сознания и воли человека становятся жадность, лень, зависть, жестокость, нетерпимость... С виду благополучный, законопослушный, он на самом деле раб зла, разрушающего всю его жизнь.

А как же быть тем, кто находиться с ним рядом?

Законодательство Российской Федерации предусматривает гарантии прав и обязанности ее граждан.

С момента рождения до смерти человек обладает правоспособностью.

Правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 Гражданского Кодекса РФ).

Что входит в это понятие? Это право на имущество, занятие предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершение любые не противоречащие закону сделок; избрание места жительства, авторские права произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникает дееспособность в полном объеме по достижении 18 лет.

Деликтоспособность - это способность отвечать за совершенное правонарушение.

Общество должно проявлять всестороннюю заботу о правах и свободах детей и подростков. При этом за совершенные правонарушения подростки должны нести неотвратимо справедливое наказание.

А что такое достоинство? Достоинство - это способность ценить свои возможности, способность видеть в других равных себе.

Некоторые путают два разных понятия: гордость и достоинство.

Гордость - это чувство превосходства над другими. Если она рождает эгоизм, себялюбие и неуважение к людям, тогда гордость разрушает мир. Недаром гордыня относится к одному из смертных грехов человечества!

Величайшая ценность - это личность каждого человека. Каждый человек имеет право на свое достоинство и обязан соблюдать достоинство окружающих его людей.

Начиная с 1948 года, в жизни человечества началась новая эпоха - уважение человеческой личности, уважение достоинства, неприкосновенности жизни, неотъемлемости прав и свобод, защиты личных интересов. Основные положения Декларации нашли свое отражение в нашей Конституции и в основных законах других стран.

Но на Земле еще имеют место конфликты и войны, факты унижения человеческого достоинства.

Мы можем говорить о любви к человечеству, к родной планете, но при этом грубо попирать интересы своих родных и близких. Мы можем говорить о любви к человечеству, к родной планете, но при этом грубо попирать интересы своих родных и близких.

III. Упражнение "Выражаем свое мнение"

Инструкция. Разделите классную комнату на 4 части, разместив в I углу табличку "Абсолютно согласен", во II углу - "Абсолютно не согласен", в III углу - "Частично согласен", оставив центр тем, кто затрудняется ответить.

Вслух зачитываются нижеследующие утверждения. Ряд утверждений бесспорны, но в основном - это утверждения, связанные с расизмом, предубеждениями в отношении пола, возраста, трудоспособности, социального и материального положения.

Ученики должны "проголосовать ногами", т. е. занять место в классе, соответствующее их мнению. (Необходимо обратить внимание на то, как дети "голосовали", долго ли думали)

  • Россия - самое большое по территории государство в мире. (Да.)
  • Дети должны иметь те же права, что и взрослые. (Нет.)
  • Пожилые люди должны получать пенсию. (Да.)
  • Глухие дети должны обучаться в специальных школах. (Да.)
  • В нашей стране каждый имеет право стать президентом. (Нет.)
  • Большинство богатых людей - нечестные. (Нет.)
  • Девочки могут играть в футбол. (Да.)
  • Бедно живут те, кто ленится. (Нет.)
  • Девочки способнее мальчиков. (Нет.)
  • Женщина должна заниматься домашним хозяйством, пока муж на работе. (Нет.)
  • Мальчики могут играть в куклы. (Да.)
  • Плохо успевающих нужно отдавать в спецклассы. (Нет.)
  • Все азиаты некультурные. (Нет.)
  • Мальчики более храбрые. (Нет)
  • Руководить - это удел мужчин. (Нет.)
  • Женщины более мужчин озабочены внешностью. (Нет.)
  • В России проживают в основном русские. (Нет.)
  • Все в нашей стране должны равняться на русскую культуру. (Нет.)
  • Самая справедливая и удобная для жизни страна - США. (Нет.)
  • Афроамериканцы внесли свой вклад в развитие мировой культуры. (Да.)
  • Белых на Земле большинство. (Нет.)
  • Мусульмане и христиане должны дружить. (Да.)

- Ребята, а знаете ли вы, что такое геноцид?

Геноцид - это физическое уничтожение людей по одному из различий: расовому, национальному, религиозному и др.

- А что такое дискриминация?

Дискриминация - это умаление или унижение человеческого достоинства, которое проявляется в незаконном ущемлении и ограничении прав человека.

Дискриминация неотделима от нарушения права каждого на достоинство.

Воспитание качества толерантной личности; формирование отрицательного отношение к несправедливости и неравенству; развитие навыков противостояния дискриминации, проявление самостоятельности суждений способствует формированию чувства достоинства как ценности человека для него самого и для всего общества,

Главное право человека - право на жизнь.

Начиная с 1948 года, в жизни человечества началась новая эпоха - уважение человеческой личности, уважение достоинства, неприкосновенности жизни, неотъемлемости прав и свобод, защиты личных интересов. Основные положения Декларации нашли свое отражение в нашей Конституции и в основных законах других стран.

Всеобщая Декларация прав человека (извлечение)

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона... от какой-либо дискриминации или какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Конституция Российской Федерации (извлечение)

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 29.2

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 47.3

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других.

Когда кто-то пытается отнять право на жизнь и свободу целого народа начинается война:

Вашему вниманию предлагается презентация "Дети Беслана". (Презентация Приложение 3)

Выводы.

Если мы не исключим нарушения прав и свобод других людей, то с каждым фактом попрания чужого достоинства, умирает часть человечности и в нас самих. Мы теряем свое достоинство.

В вашей, ребята, силе построить и поддержать общество, которое уважает достоинство всех людей, а обществу не безразлично, какими растут дети.

Итоговая беседа.

  • Что бы вы хотели сказать, посмотрев эти кадры?
  • Назовите известные вам свободы личности.
  • Что может ограничивать свободы?

Запомни!

  • Свобода - это основа демократии.
  • Мерой свободы может быть только закон, определяющий обязанности человека и ответственность за нарушение норм права.
  • Человек сам свободен выбирать, кем он может стать.
  • Но никто не может приказать ему, каким он должен быть: добрым, чутким, великодушным, сдержанным, гуманным... Или злым, жестоким, жадным, грубым...
  • Закон, так же как и мораль, стоит на страже общечеловеческих ценностей.