В последнее время в качестве наиболее объективного метода контролирования используют тестирование. Слово ”тест” английского происхождения и означает испытание, проверку. Тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения элементов обучения. Задания в тестовой форме могут быть различного вида, мы рассмотрим:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- открытой формы;
- на установление соответствия;
Тестовые задания в Microsoft PowerPoint возможно реализовывать с использованием встроенной в пакет офис среды программирования VBA (Visual Basic for Applications).
Прежде всего, определим, что должен делать любой тест. Он должен:
- Задавать вопрос,
- Давать варианты ответов,
- Подсчитывать результат,
- Давать оценку,
- Защищать от подглядывания и искажения вопросов, ответов и способов оценки.
Тест, реализованный в среде PowerPoint, представлен в виде презентации. Первый слайд – титульный, на нем располагается тема теста (Рисунок 1), на каждом следующем слайде расположены: вопрос, варианты ответов, кнопка «Далее» для перехода к следующему вопросу.
Рисунок 1. Титульный слайд
Все эти объекты создаются с помощью панели инструментов «Элементы управления» (Вид – Панели инструментов – Элементы управления). К каждому из объектов прописываются программные коды, обеспечивающие подсчет количества правильных ответов и переходы между слайдами.
Рассмотрим технологию конструирования вопросов, например, с выбором одного правильного ответа. (Рисунок 2)
Рисунок 2. Слайд с заданием в тестовой форме
Используя инструмент «Надпись» на панели рисования оформляем вопрос.
С помощью инструмента Переключатель (OptionButton) на панели инструментов Элементы управления оформляем варианты ответов.
На панели Свойства (Properties), которая появляется автоматически, выбираем свойство Caption и вписываем вариант ответа, удалив слово OptionButton1. (Рисунок 3). Так оформляются все варианты ответов. [3]
Рисунок 3. Панель Свойства (Properties)
На этой же панели можно изменить начертание шрифта (Font), цвет шрифта (ForeColor), заливку варианта ответа (BackColor) и т.д.
Кнопка «Далее» оформляется с помощью инструмента Кнопка (CommandButton), на панели Свойства (Properties), в свойстве Caption вписываем «Далее», удалив слово CommandButton1. К кнопке следует ввести программный код, который необходим для подсчета количества верных ответов и перехода к следующему слайду <Рисунок 4>.
Рисунок 4. Программный код кнопки «Далее»
В данном фрагменте программного кода:
k = 0 |
К – переменная, обеспечивающая подсчет правильных ответов, т.к. это первый вопрос в тесте, количество верных ответов равно 0 |
If OptionButton1.Value = True Then k = k + 1 |
В том случае, если выбирается 1вариант ответа (в нашем случае правильный), то количество правильных ответов увеличивается на 1 |
OptionButton1.Value = False |
Подготовка переключателей к новому (повторному) запуску текста, «очищаем» от введенных значений. |
SlideShowWindows(1).View.Next |
Команда перехода к следующему слайду. |
Варианты ответов можно также представить графически (Рисунок 5). Для этого при оформлении вариантов ответов в свойстве Caption можно не вписывать вариант ответа, удалив слово OptionButton1, а просто в свойстве Picture выбрать соответствующий, заранее подготовленный рисунок.
Рисунок 5. Графические изображения в качестве вариантов ответов
Рассмотрим технологию конструирования вопросов с множественным выбором. В этом случае вместо инструмента Переключатель (OptionButton) для оформления вариантов ответов используем инструмент Флажок (CheckBox). На панели Свойства (Properties), в свойстве Captionвписываем варианты ответов. Кнопка «Далее» оформляется аналогично предыдущему (Рисунок 6). [1, 2]
Рисунок 6. Фрагмент программного кода к кнопке «Далее» для задания с множественным выбором
Рассмотрим технологию конструирования вопросов на соответствие. Инструкция, вопрос и варианты ответов оформляются с помощью инструмента «Надпись» на панели инструментов «Рисование». Поля для внесения вариантов ответов оформляются с помощью инструмента TextBox на панели инструментов «Элементы управления». [1, 2]
Рисунок 7. Слайд с заданием на установление соответствия
К кнопке «Далее» прописывается программный код (Рисунок 7):
Private Sub CommandButton1_Click() TextBox1.Value = "" |
В том случае, если в текстовые поля варианты ответов внесены правильно количество правильных ответов увеличивается на единицу Подготовка текстовых полей к новому (повторному) запуску теста («очистка от введенных значений») Команда перехода на следующий слайд |
Также в среде PowerPoint возможно конструировать открытые задания в тестовой форме с возможностью записи варианта ответа (Рисунок 8).
Рисунок 8. Слайд с заданием открытого типа
Для оформления таких заданий можно также пользоваться инструментом TextBox на панели инструментов «Элементы управления». Программный код к кнопке «Далее» будет выглядеть следующим образом:
Private Sub CommandButton1_Click()
If TextBox1.Value = "сканер" And TextBox2.Value = "принтер" And TextBox3.Value = "монитор" Then k = k + 1
TextBox1.Value = ""
TextBox2.Value = ""
TextBox3.Value = ""
SlideShowWindows(1).View.Next
End Sub
Недостатком таких заданий, реализованных именно в среде Microsoft Power Point, является то, что необходимо строго соблюдать условия ввода слов, лишний пробел может стать причиной «неправильного» ответа. Чтобы избежать подобных ситуаций можно использовать инструкции (например, «Введите ответ прописными печатными буквами, без лишних пробелов»)
На заключительном слайде теста будут выводиться результаты тестирования.
При нажатии на кнопку «Результат» (которая оформляется с помощью инструмента Кнопка (CommandButton), на панели Свойства (Properties), в свойстве Caption вписываем «Результат», удалив слово CommandButton1) на слайд выводится верное количество ответов и соответствующая оценка. (Рисунок 9).
Рисунок 9. Слайд с результатом тестирования
При этом программный код кнопки «Результат» будет выглядеть следующим образом:
Private Sub CommandButton1_Click() Label1.Caption = k If k = 10 Or k = 9 Then Label2.Caption = 5 End Sub |
Программный код к кнопке «Результат» Вывод количества правильных ответов
Вывод оценки в зависимости от количества правильных ответов |
Private Sub CommandButton2_Click() |
Программный код к кнопке «Далее» |
Кнопка «Выход» обеспечивает завершение работы презентации.
Готовый тест будет выглядеть следующим образом. (Приложение 1.) ( Предлагаемый тест не претендует на исчерпывающую проверку знаний по теме, а является демонстрацией возможностей приложения Microsoft PowerPoint для реализации подобных заданий)
Примечание: перед запуском теста необходимо установить средний уровень безопасности (Сервис – Параметры – Безопасность – Безопасность макросов – Средняя), а потом щелкнуть мышью на кнопке Не отключать макросы в появившемся окне предупреждения, иначе тест работать не будет.
Таким образом, среда Microsoft PowerPoint предоставляет прекрасные возможности для реализации тестового контроля знаний; с использованием среды программирования Visual Basic for Application, возможно реализовывать различные формы заданий в тестовой форме. В тесте задается вопрос, даются варианты ответов, подсчитывается результат, дается оценка и в целом тест защищен от подглядывания и искажения вопросов, ответов и способов оценки.
Кроме этого тесты, реализованные в среде Microsoft PowerPoint, соответствуют таким требованиям как: удобный внешний вид; простота процесса тестирования; наличие одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов; снижение затрат времени на проверку знаний. В данной среде возможно создавать тестовые задания по любым предметам для учащихся любого возраста.
Литература
- Богомолова О.В., Усенков Д.Ю. Использование VBA – макросов в PowerPoint: практические занятия в профильной школе. // Информатика и образование. № 5, 2009, С. 14
- Богомолова О.В., Усенков Д.Ю. Использование VBA – макросов в PowerPoint: практические занятия в профильной школе. // Информатика и образование. № 6, 2009, С. 48
- Чернобабова К.В., Шаповалова Е.А. Использование VBA для тестового контроля знаний. // Информатика и образование. № 4, 2008, С. 36