Вид урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.
Раздел учебной программы: “Путешествие в прошлое России”
Цель: содействовать формированию у учащихся духовно – нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности.
Задачи:
- Познакомить с исторической личностью Александром Невским
- Развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого России
- Воспитывать в подрастающем поколении уважения к родной стране, ее историческим корням, любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа.
Оборудование: портрет А.Невского, презентация “Александр Невский – личность нации”, макеты войск.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет?
– Почему распалась Киевская Русь?
– Какие завоеватели пришли в XIII веке на Русь с востока? Почему потерпели поражение русские дружины?
– Что такое монголо-татарское иго? Чем платили дань русские города и деревни?
3. Постановка цели и задачи урока.
4. Актуализация опорных знаний.
– Чей это портрет? (Александра Невского.)
– Что вы знаете об этом историческом деятеле? (Защитник земли русской, князь.)
– Кто такой князь? (Ответы детей.)
5. Виртуальная экскурсия “Александр Невский личность нации”.
Презентация. Слайд 1.
В 2008 году проходил конкурс “Имя России”.
Победителем телевизионного проекта “Имя Россия” стал благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине 13-го века. Он набрал наибольшее количество голосов – 524575 – и по результатам конкурса объявлен личностью нации.
Его настоящее имя Александр Ярославович, но почему в нашей истории он получил известность как Александр Невский? Яркий след на грозовом небосклоне отечественной истории 13-го века оставила жизнь князя Александра Ярославовича Невского – потомка легендарного князя Владимира Мономаха. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 года стал главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в трудное время татаро-монгольского ига и прославился как мудрый полководец, вызывавший восхищение даже у своих противников.
А.Невский занимает особое место в ряду героев – князей не случайно. Он был одним из тех, кто закладывал национальные основы Руси Великой, другие это великое и святое продолжали. Первым всегда выпадает работа труднейшая.
Слайд 2.
“Озаренная ярким весенним солнцем весело бежала меж крутых берегов красавица – река Трубеж. Наступал день 30 мая 1220 года. Колокола с утра гудели в церквах затерянного в лесах Переяславля. Горожане праздновали рождение в семье князя – защитника Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии второго сына, названного Александром”
Когда маленькому Александру, росшему крепким и сильным, исполнилось 4года, состоялся обряд посвящения его в воины – постриги Княжича опоясали мечом и посадили на боевого коня. В руки дали лук со стрелами, что указывало на обязанность защищать родную землю. С этого дня он мог руководить дружиной, конечно, при помощи ближнего боярина – воеводы. Александра стали обучать ратному искусству. Начали с умения владеть мечом. Меч был как настоящий около 90см длиной, но сделанный из мягкого и легкого дерева – липы. Затем меч стал тверже и тяжелее – из дуба или ясеня. Княжича учили сидеть на боевом коне, стрелять из лука, владеть копьем и метать сулицу – русский дротик, защищаться щитом, биться палицей и секирой”.
Будущий полководец познавал науку командования дружиной: как водить ее в походы, вести разведку, становиться укрепленным лагерем, устраивать врагу засады, строить войско в битвах. Объясняли ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи, учили письменности и счету – арифметике. Отец наставлял сыновей защищать родную землю, правит людьми, беречь веру православную. Готовил из них ратоборцев, каким был сам. Ибо в те времена любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.
Беда подбиралась к Руси незаметно, охватывая землю с двух сторон. Три года было князю, когда войско татаро-монгол разбило русские дружины на реке Калке. Это был первый раскат грома. Гроза разразилась, когда Александру было 17 лет, – 14 чингизидов привели свои полчища на Русь. Одновременно с грозою с востока сгустились черные тучи на Западе. Рыцари – крестоносцы и войска агрессивных прибалтийских стран двинулись для захвата русских территорий. Русичам пришлось биться с обеих рук. Здесь и проявились выдающиеся способности Александра Невского.
Год 1236 был для Александра знаменательным. Отец его после долгой борьбы взял Киев и стал там править, “а в Новегороде седе на столе сын его Александр”. Для 16-летнего князя кончилась пора возмужания, он получил право принимать самостоятельные решения по важным вопросам. А вопросы эти становились все сложнее: с юга приближались татары , они покорили Волжскую Булгарию, взяли города Великий и Жукотин, устроили страшную резню и грабеж; с запада вскипала войною Литва и немцы собирали в Ригу войска из многих стран.
В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород. Для этого он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством своего зятя, Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, но спокойно отвечал им, что он готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошел в Софийскую церковь и там усердно молился Богу, прося святой Его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина. Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать все войско свое, вышел к своей верной дружине и весело сказал ей: “Нас немного, и враг силен: но Бог не в силе, а в правде; идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердце его воинов. Весело приблизились они к берегам Невы , где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов под личным начальством неустрашимого князя и одержали победу в то самое время, как один из новгородцев, по имени Миша, утопил все суда у шведов, так что у них едва осталось два судна, которые нагрузили телами главных начальников. Всех же других зарыли в яму и в темную ночь, 15 июля. Отправились по Неве назад в Швецию. Эта славная победа, одержанная в то самое время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского.
Рассказывает ученик по макетам.
Рис. 1
Слайды 3 и 4. Ледовое побоище, “свинья”.
Учитель.
Русские люди должны были платить дань татарскому хану, а князья получать от него ярлык (разрешение) на княжение. Князь Александр и его брат Андрей вынуждены были поехать в орду для подтверждения права на княжение.
Слайд 5.
В 1263 году Александру вновь пришлось посетить Орду. Всю зиму и лето 1263 года он прожил в Орде. Один Бог знает, сколько сил, мужества, христианского смирения потребовалось от князя в Орде. Задача была та же защитить, сохранить Русь – и он ее выполнил. При этом Александр тяжело заболел. Он возвращался на Русь смертельно больным. Князь во что бы то ни стало, хотел вернуться домой, но доехал только до Городца. Там он окончательно слег и почувствовал приближение смерти. Перед смертью он принял монашеский постриг. Князь Александр скончался 14 ноября 1263 года. Скорбью переполнилась Русь. Митрополит Кирилл, который, узнав о смерти великого князя, с горечью произнес: “Зашло солнце Русской земли”. Князя Александра с почестями похоронили во владимирском Успенском соборе.
Православная церковь объявила его Святым и почитает как защитника земли русской от врагов.
Прошло много столетий. И вот в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург были торжественно перенесены мощи святого князя Александра Невского. Мощи были положены в новопостроенном монастыре, посвященному святому князю Александру.
Слайд 6.
Именем А.Невского названы великие награды, которыми награждались воины за ратные подвиги.
Слайд 7.
В память о великом полководце в разных городах и разных странах было построено много храмов, что означает высшее признание заслуг Александра как защитника Руси. В нашем родном городе Нижнем Новгороде находится Нижегородский Александро-Невский собор.
6. Подведение итога урока.
– Ребята, что вы узнали про Александра Невского?
– Почему его стали называть Невским?
– Какие знаменательные даты были в его жизни?
– Вы можете приготовить сообщение про других великих полководцев.