"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моей работы по саморазвитию. Педагогический опыт показал мне наиболее успешную именно для моей педагогической деятельности технологию экологического воспитания - метод проектов. Эта технология имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
В статье я представляю опыт реализации одного из проектов - краткосрочного проекта "Наши младшие друзья"
Актуальность проекта: Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Проведенная предварительно диагностика показала, что проблемой в общении трехлетнего ребенка с домашними животными является незнание правил этого общения.
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, я провела анкетирование родителей по теме: "Воспитание любви к животным". Анкета позволила сделать следующие выводы:
Из бесед с родителями стало ясно: в большинстве семей нашей группы домашних животных нет (из 31 семьи только в трёх есть домашние животные). Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений о возможности нанесения животным вреда ребенку, дети получали отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Привлечение внимание к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни наш проект "Наши младшие друзья", цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
Задачи были поставлены следующие:
1) Формировать знания детей о домашних животных
2) Дать представления о потребностях животных для их роста и развития
3) Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения
Ожидаемые результаты:
- Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.
- Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
- Желание родителей завести домашнего питомца.
Структура проекта
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно.
План поэтапных мероприятий
1-й этап Подготовительный |
2-й этап Реализация проекта |
3-й этап Итоговый |
Анкетирование родителей. Определить уровень знаний детей о домашних животных. Договориться с родителями чтобы принесли живую кошку в детский сад Подготовила материал для изобразительной деятельности: глина, пластилин, стеки, бумагу, клей, краски, кисточки. Художественной литературы для чтения. Картина "Кошка с котятами" "Альбом "Домашние животные" |
Занятия познавательного цикла "В гости
кошка пришла" Рассматривание картины "Кошка с котятами" Беседы Исследовательская деятельность "Питание кошки" Чтение , заучивание; песенки, потешки: "Кисонька - мурысноька", "Кот на печку пошел" , "Котик-коток" Й. Чанек "Приключение песика и кошечки" Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом" Загадки Рисование: "Кошка" (дорисуем кошку) Лепка: "Покормим кошечку" Подвижная игра: "Воробушки и кот" Игра - инсценировка: "Кошки дом" |
Оформление фото - выставки по
материалам проекта Выставка рисунков, поделок Досуг совместно детей и родителей: представление "Кошкин дом" |
Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование
Раздел программы | Срок | С детьми | Родителям | Педагогам |
Игровая деятельность | Игра - драматизация "Кошкин дом",
"Домашние животные" "Воробушки и кот" Игровые упражнение - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам" и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?" |
Рекомендации "как изготовить персонажей для настольного театра. Сделать "Деревенский дворик" | ||
Природный мир | "Наблюдения за котенком" "Рассматривание и сравнение кошки и кролика" "Кошка и собака - наши милые друзья" "Значение животных в жизни человека" |
|||
Речь и речевое общение | Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное", "Описание кошки" (игрушка), Рассматривание картины "Кошка с котятами" | Придумать сказку про "кошку" и записать ее. Выучить стихотворение про домашнее животное. | ||
Художественная литература | Чтение: И.Чапек "Приключение песика и
кошечки", Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин
дом" Заучивание: песенки, потешки: "Кисонька-мурысонька", Кот на печку пошел", "Котик-коток". |
Список рекомендуемой литературы для
детского чтения Й.Чапек "Приключение песика и кошечки". Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом" |
||
ИЗО-деятельность | Лепка: "Покормим кошечку" Рисование: "Кошка" (дорисуем кошечку) |
Совместно с ребенком сделать коллаж: "Кошки разные нужны, кошки разные важны" (аппликация из вырезанных картин) | ||
Физическое развитие | Подвижная игра: "Воробушки и кот", "Кот и мыши" | Памятка с содержанием игр "Воробушки и кот", "Кот и мыши" | ||
Музыка | Слушание аудиозаписи с головами домашних животных | Приобрести диски с записями голосами животных и птиц, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных" |
"1 день с кошкой в детском саду"
В ходе реализации проекта требовалось личное присутствие домашнего животного в группе. Так, в детский сад была принесена кошка, которая находилась с детьми в группе целый день. Наблюдения за кошкой вызывало у детей эмоционально положительную реакцию, интерес к животному, желание общаться с ним. Наблюдению за кошкой я сопровождала высказываниями и вопросами: "Посмотрите, какой симпатичный котенок: пушистый, полосатый:", "Кто это такой пушистый, лохматый, словно меховой шарик?...". Также, наблюдение за кошкой старалась сопровождать полешками и загадками. Например: "Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет". Или "Отварилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род -
На охоту вышел . . ." (Кот)
Задаваемые вопросы во время непосредственного наблюдения, направляла, прежде всего, на уточнение и обогащение представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина), и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Способы питания: грызет зубами, лакает языком.
Также, по моей просьбе одна семья принесли нам в группу кролика для сравнения кошки с кроликом, сходство и различия.
Дети с большим удовольствием и радостью вели наблюдения за кошкой и кроликом.
Учитывая особенности возраста, я целесообразно задавала наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: "Уши у кролика длинные или короткие?", "Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть у нашего кролика?", "Вот здесь, в миске, я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он ест?"
Спустя несколько дней после наблюдений, я старалась связать новое с тем, что уже дети знают: расскажите о своей кошке", "А кто еще видел кроликов?", "Какие они были?", "Как мяукает кошка?", "Как мы позовем кошку?", "Любишь ли ты ее?", "Как ты ухаживаешь за ней?" и др.
Результаты проекта следующие:
1) дети стали более отзывчивы и внимательны к питомцам, постоянно находящимся в группе: рыбкам и попугаю. Сами спрашивали, когда их покормить, помогали чистить клетку, меняли воду. У ребят появилась ответственность за хорошее состояние животных, которые живут у нас в уголке природы. Возникло не только умение, желание, но и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, оказать помощь.
2) домашние животные появились еще в 8 семьях.