Проектная деятельность в обучении математике на примере проекта "Построй Дворец Знаний" для учащихся 6-го класса

Разделы: Математика


Целью современного образования сегодня является максимально возможная социализация выпускников. Речь идет об отходе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Ведущую роль при этом должны играть исследовательские, творческие методы обучения.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих профильное обучение, особое место занимает «технология проектов». Разработке этого направления посвящены работы М.Б.Павловой, В.Д.Симоненко, П.С.Лернера, Е.С.Полат, И.Д.Чечель, Ю.Л.Хотунцева, И.А.Сасовой, М.Б.Романовской, Е.А.Фураевой и др.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. «Брошенный вперед» -таков точный перевод латинского слова «проект».

Возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия в США, метод проектов вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Джорж Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С.Т.Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести. В 1931 г. этот метод был осужден в нашей стране и забыт вплоть до настоящего времени. В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе. Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Проект – замысел, план. Это целенаправленная деятельность в связи с разрешением какого-либо задания в реальной жизненной обстановке.

Проект всегда имеет цель: четко определенные цели являются залогом четко определенных результатов. Основной целью проектов является разрешение какой-либо «проблемы», что предполагает тщательный и предварительный анализ. Предлагая одну или несколько решений, проект всегда нацелен на прочные изменения в социальной сфере.

Проекты реалистичны: их цели должны быть достижимы, что подразумевает сопоставление условий реализации проекта с необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами.

Проекты всегда ограничены во времени и пространстве: у них всегда есть начало и конец. Проект всегда реализуется в определенном месте и определенном контексте.

Проекты реализуются в коллективе: любой проект результат коллективных усилий. Реализацией занимается целая команда с привлечением партнеров, с целью решения проблем других групп.

Проекты уникальны, так как возникают из новых идей. Они предлагают специфическое решение проблем в специфическом контексте, и потому всегда инновационны.

Проекты это приключение: любой проект возникает на новых основаниях и ломает старые стереотипы. Всегда присутствует элемент непредсказуемости и риска.

Проекты должны подвергаться оценке, так как планируются и реализуются ради конкретных целей, которые должны быть открытыми для аттестации.

Проекты реализуются поэтапно, так как четко подразделяются на несколько стадий.

В основу «технологии проектов» в обучении положена идея о направленности учебно-воспитательной деятельности учеников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов – это совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным предоставлением результатов.

Существуют следующие виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческие, информационные, проектно-ориентировочные. Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Этапы проектной деятельности.

  1. Подготовительный: формирование проектной группы, выбор научного руководителя, выбор и формулировка темы проекта, постановка целей и задач проекта, обоснование методов исследования, разработка плана и структура исследования, изучение литературы и др. источников по данной теме.
  2. Этап планирования: определение сроков получения результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея проекта с учетом ее актуальности, обсуждение возможных результаты по теме проекта, определение и распределение учебных заданий, установка сроков их выполнения.
  3. Организационно-исследовательский этап: определение последовательности выполнения проектной работы, распределение конкретных заданий, сбор и обработка информации, подготовка выводов, их сопоставление с поставленными задачами и положениями гипотезы, оформление результатов исследования и подготовка отчета.

Для уроков математики можно предложить следующие темы для проектов: «Мы живем среди чисел», «Пирамиды прошлого, настоящего и будущего», «Составление сметы ремонта моей комнаты (кабинета)», игра «Дерево» (5 класс), игра «Построй Дворец Знаний (6 класс), экономическая игра «Маркетинг» (7 класс), «Влияние доходов на уровень жизни населения» и др.

Работая над проектом «Построй Дворец Знаний», учащиеся 6 классов выполняют ряд последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют им приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным предоставлением результатов.

Цель игры: в течение всего учебного года используя материал, изученный в начальной школе и в 5 классе, выстроить в определенной последовательности основные свойства и законы целых чисел, дробей, пропорции. Выработать навыки применения полученных знаний для решения различных задач и уравнений. Продолжить работу над изучением геометрического материала.

Функции игры: изучение конкретной темы, выявление взаимосвязей этой темы с последующими, планирование решений всевозможных задач. Анализ своих возможностей и реальное их оценивание.

Можно выделить следующие особенности распределения тем к проекту игры: знания материала по математике 5 класса позволяют выявить признаки делимости чисел, делимость позволяет дать определение НОД и НОК, умение находить НОД и НОК позволяет определить основное свойство дроби, а также приводить дроби к наименьшему общему знаменателю и т.д. Недостаток знаний о числах требует расширения его диапазона, то есть введения понятия о рациональных числах. Знание арифметических действий позволяет работать с отрицательными и положительными числами. Отдельным блоком идет геометрический материал (координатная плоскость, окружность и ее длина, круг и его площадь, шар, параллельные и перпендикулярные прямые, столбчатые диаграммы).

В ходе выполнения проекта на рисунке обозначены вначале только контуры дворца. Постепенно, по ходу изучения учебного материала, к контуру прикрепляются части дворца с подписанными на них темами. Описание построения Дворца ведется в тетради или в электронном виде, куда учащимися самостоятельно заносятся определения, правила по каждой теме, приводятся типичные примеры. На схеме Дворца наносятся изучаемые темы, с помощью стрелок между ними устанавливается взаимосвязь. Проект может быть оформлен в виде реферата или в виде компьютерной презентации. Сроки выполнения проекта 6-7 месяцев.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Эта деятельность позволяет ученику проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, ее результат носит практический характер, интересный и значимый для самих открывателей. Проектная деятельность способствует решению адаптационных проблем, делает ученика самодостаточным.

Результатом работы над проектом «Построй Дворец Знаний» является создание ключевых компетенций: учебно-познавательной (умение поставить цель, планировать свою деятельность, рефлексия); информационной (умение получать знания и работать с различными источниками информации); коммуникативной (организация внутригруппового сотрудничества и делового общения, совместная выработка способов действий и решений, публичное выступление, защита проекта, разрешение конфликтных ситуаций).

В ходе работы над проектом учащиеся создали справочное электронное пособие (приложение 1), где помещен весь теоретический и практический материал, собранный в течение учебного года. Чертеж построенного Дворца является содержанием учебника. С помощью гиперссылок можно открыть слайд с интересующей вас темой, где помещены определения или правила по данной теме, рассмотрены примеры и даны задания для закрепления на два варианта. Электронное пособие удобно использовать на уроках заключительного повторения программы 6 класса, а также на любом последующем этапе обучения математике.

Литература.

  1. И.Б.Ремчукова Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Сайт: www.ito.edu.ru.
  3. О.Ф.Рожнева Проектная деятельность учащихся на уроках математики. – www.urok.1sept.ru
  4. М.С.Крутова Проектные и целевые программы как основной механизм изменения.
  5. М.Б.Романовская Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. – Москва: AKADEMIA, 2002.
  6. Г.Б.Полтавская Математика 5-11 классы. Проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты. – Волгоград: учитель, 2008.