Управление инновационными процессами в школе

Разделы: Администрирование школы


Зачинщиком инноваций в нашей школе являются школьные администраторы. Вступая в эксперимент по теме «Условия обеспечения современного качества образования на основе внедрения эффективных педагогических технологий», мы предлагали педагогам то один ход развития, то другой. С этой целью, учителя посещали курсы повышения квалификации и изучали новые технологии, переходили на развивающие программы, но это были единицы. Большинство работали по традиционной системе, без особого напряжения и творчества. Но жизнь не стоит на месте. И администрация школы, и педагоги все чаще убеждаются, что подготовка к эффективной гражданской жизни в открытом обществе требует от учащихся развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определенным умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств и т.д. Перед педагогами тоже встают новые задачи, к решению которых многие учителя оказались не готовы.

Иногда администрация не может напрямую научить учителей, как нужно действовать, чтобы повысить результативность обучения. И дело не в отсутствии опыта или знаний, а в том, что в данной ситуации требуется совершенно новый шаг. И он был сделан. Мы решили поддержать процесс выработки нового опыта. Способ, сделать учителя успешнее, повысить его профессиональную компетентность, у нас есть и он самый доступный. Мы решили, что нужно учителя вооружить такой методикой, технологией, которая внесет новый смысл в педагогическую деятельность. И мы предложили изменить методическую работу в школе.

Учителям было предложено повышать квалификацию на базе собственного образовательного учреждения. Была составлена программа всеобуча педагогического коллектива в форме программно-модульной подготовки, направленной на освоение образовательных технологий. Эта программа повышения квалификации носит проблемно-ориентированный характер, используется для решения стратегических задач развития образовательного учреждения. В общей программе было выделено несколько подпрограмм-модулей, поставлены конкретные задачи.

Можно выделить три группы основных задач подобной подготовки.

Первый блок задач нацеливал педагогов на освоение основных идей и понятий, связанных с российским и зарубежным опытом в использовании новых педагогических технологий, посещение практических семинаров, предлагаемых ТОИПКРО и другими организациями, учиться выделять проблемы в окружающей действительности и своем образовательном учреждении, которые можно решить новыми средствами. Они определяют, какие технологии необходимы для учащихся нашей школы

Второй блок задач решал формирование личностной образовательной программы. Учитель решал, какие технологии, приемы ему, как профессионалу необходимо освоить, чтобы организовать образовательный процесс на современном уровне.

Третий блок задач – это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала учителей, освоение новых стратегий, технологий или приемов.

Реализация программы имеет несколько этапов.

Первый этап можно назвать - поисковым. Учителя в течение года изучали достижение российской и зарубежной педагогики. Посещали активно презентации, практические семинары, организованные авторами новых методик и технологий, где знакомились с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в свои уроки или внеклассные мероприятия (Бугаенко Н.В.- приемы РКМЧП, Шкабара Н.А.- «дебаты» и др.).

В школу приглашались специалисты - методисты, которые владели различными новыми технологиями и они читали лекции учителям, давали мастер-классы. Такие встречи очень важны и интересны.

Широкое распространение получает опыт своих собственных учителей-новаторов, они становятся признанными мастерами своего дела, делятся опытом на круглых столах, заседаниях методических объединений, открытых уроках. Практические семинары, во время которых проходили открытые уроки для учителей округа или района помогли администрации школы предоставить возможность каждому учителю определиться и рассказать о своих находках коллегам. Эти уроки и внеклассные занятия являются формой представления результатов педагогического поиска- нового в методике, технологии. Очень важно, что это дело добровольное.

В апреле–мае проходит «фестиваль открытых уроков», круглые столы, где подводятся итоги поисковой работы.

В конце года учителя также определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают какими приемами или технологией они будут овладевать, объединяются в творческие группы единомышленников. Руководителем такой группы становится учитель-новатор, который уже имеет определенный опыт работы в данной технологии. Приемы, которые выбирают учителя, соответствуют стратегии развития школы.

Таким образом, в школе были созданы: творческая группа по технологии РКМЧП, по проектной технологии, «дебаты», проблемного обучения, информационных технологий, «театральной педагогике». Был составлен план деятельности каждой творческой группы.

Второй этап предусматривает подробное активное овладение приемами той технологии, которую учитель выбрал. Занятия пришлось ставить в разное время, т.к. учителя осваивали разные технологии одновременно, например информационные и проектную и др.

Ведущими занятий стали учителя своей школы или методисты ТОИПКРО, преподаватели ТГПУ, РЦРО. Формы занятий были разные: лекции, деловые игры, кругосветки, открытые уроки с последующим анализом, презентации, мастер-классы, практические занятия на компьютерах и другие интерактивные формы. Большая часть занятий продумывалась так, что в них участие принимали и педагоги, которые ничего в своей деятельности менять не хотели. Например, когда проводился педсовет о значении информационных технологий, то в работе приняли участие все педагоги школы и попробовали работать за компьютером или в «кругосветке» и т.д. Результат был замечательный. В группе «начинающих» осваивать компьютер состав увеличился вдвое.

Занятия чередовались с апробационными уроками, на которых учителя проверяют изученные приемы, ищут наиболее адекватные своей предметной области или классу, где он работает. При обсуждении определяли, где произошла модификация приема, можно ли это допускать или лучше придерживаться четкого соблюдения технологии.

Другим учителям, которые не входят в группы предложено составить свой план повышения квалификации, но при этом поставлено условие, что они периодически будут знакомить коллег с результатами своей деятельности и участвовать в фестивале открытых уроков.

Работая в интерактивной форме, учителя учатся взаимодействию. А от способности педагога организовать совместную деятельность зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность учебного процесса, активность учеников. Научить учителей взаимодействовать – одна из важнейших задач всех проводимых занятий, семинаров, тренингов.

Третий этап характеризуется активным внедрением в педагогическую практику выбранных инновационных стратегий. В ходе применения идет и корректировка ошибок, продумываются способы их исправления.

Учителя, работающие в группах, теперь уже сами проводят мини-семинары: дают урок, а он включает в себя подробный самоанализ и анализ. Педагоги активно принимают участие в практических семинарах в других учебных заведениях, представляют свои наработки на методических форумах и конференциях, проводят курсы повышения квалификации для слушателей ТОИПКРО, студентов педагогического колледжа и ТГПУ. Обобщают свой педагогический опыт, участвуют в конкурсах (например, команда учителей в составе Шкабара Н.А., Плотникова Н.Н., Бугаенко Н.В. заняла 1место в областном конкурсе «Дебаты» среди педагогических коллективов) профессионального мастерства.

Работающие в творческих группах учителя, формируют учебно-методические рекомендации по учебным предметам и технологии в целом. Готовится ими также раздаточный методический материал, компьютерные презентации, оформляются подборки открытых уроков и занятий.

Важным мероприятием является проведение различной диагностики. Диагностика показывает, эффективен такой всеобуч или нет. Здесь администрация использует методики, предложенные школьным психологом. Критериями могут быть:

  • востребованность педагогами такой системы повышения квалификации (активность)
  • динамика роста удачно решенных педагогических проблем (например, использование новых методов, форм, средств работы с учащимися приводит к повышению их творческой активности и познавательного интереса)
  • общий рост профессиональной компетентности педагогов (в том числе и профессиональный рост.

Среди педагогов школы: 10 победителей ПНПО, 7 победителей и призеров районного и областного этапов конкурса «Учитель года», «Сердце отдаю детям», 2 лауреата премии Губернатора в сфере образования и т.д.).

В итоге у педагогов наступает удовлетворенность качеством образовательного процесса. Достижения учащихся, стабильно высокие результаты итоговой аттестации показывают, как эффективно влияют новые методы и приемы на учеников.

Группы единомышленников, которые образовались в процессе обучения, их взаимодействие и сотрудничество будет способствовать созданию положительного климата, установлению атмосферы взаимопомощи, взаимопонимания.