Цели:
- развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности; формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно);
- воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе.
Оборудование: набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого ученика, компьютерная презентация, интерактивная доска, компьютер.
Ход игры
Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать!
Знать самые элементарные правила «общения» с природой!
Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках.
Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!(А. Максимова)
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом.
Наша игра «Мы природой дорожим!!!» посвящена экологическим проблемам.
Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.
1 конкурс – «Эрудит»
Задание: объясните с позиции экологии следующие пословицы:
- «Бережливость – лучшее богатство»
- «Как аукнется, так и откликнется»
- «Без хозяина – дом сирота»
2 конкурс – «Вода – не вода»
Задание: игра на внимательность.
Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – учащиеся должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – учащиеся поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) - учащиеся хлопают в ладоши: цвет, ветер,
лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.
3 конкурс – «Что я могу сделать один?»
Задание: проблема защиты окружающей среды является на сегодняшний день одной из актуальнейших. На планете Земля проживает более 6 миллиардов человек. Говорят, один – в поле не воин. Так ли это? Давайте предоставим слово одному из вас.
4 конкурс – «Знатоки природы»
Задание: чтобы любить природу, нужно знать её. Отгадайте загадки.
Загадки:
- Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
- Много рук – нога одна. (Дерево)
- Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются. (Дождь)
- Кругом вода, а с питьём беда (Море)
- Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
- Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)
- Лежала между ёлками подушечка с иголками. (Ёж)
- Зверь такой на свете есть: он не мытого не ест, всё в реке ополоснёт, а зовётся он … (енот)
- Кто над нами вверх ногами? (Муха)
- Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
5 конкурс – «Прочитать русскую пословицу по первым буквам картинок»
- «За комаром не ходи с топором»
- «Пуганый заяц и пенька боится»
6 конкурс – «Оцени поступок человека»
Задание: зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:
- красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;
- жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;
- зелёный – действие разрешено.
- В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.
- Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.
- Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.
- Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.
- Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.
- В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.
- Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».
- Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.
Вот и подошла к концу наша игра, не хотелось бы закончить её грустной нотой. Мы верим в разум человека, ведь нравственный долг каждого из нас сохранить для потомков травы зелёными, а зверей живыми.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
(В. Шефнер)