Урок-путешествие по математике во 2-м классе для детей с выраженным недоразвитием интеллекта

Разделы: Начальная школа


Урок содержит элементарные математические представления, арифметический, алгебраический и геометрический материал. Урок включает информацию, позволяющую адекватно подать материал такого объёма и содержания соответствует реальному ходу урока. Использование дополнительного наглядного материала, облегчает подготовку учителя к занятию, для изучения темы. Содержание урока обогащено разнообразными упражнениями занимательного характера, способствующими развитию у детей с выраженным недоразвитием интеллекта познавательных способностей и стимулирующих интерес к занятиям математикой.

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитии познавательной деятельности. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями.

Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей.

Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки (перемещение в пространстве, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги). Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений.

Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики, которая должна носить, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность.

На уроке созданы условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компоненту по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.

В процессе урока-занятия используются различные виды деятельности: игровая-дидактическая и конструктивная-аппликация, которые способствуют расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений.

На уроке по математике для детей с выраженной умственной отсталостью были использованы следующие методы и приемы:

  • совместные действия детей и взрослого;
  • действия по подражанию действиям учителя;
  • действия по образцу, по словесной инструкции;
  • элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
  • воспроизведение величины, формы предметов, цифры на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
  • соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями;
  • подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня и т. п., с целью формирования временных представлений;
  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

Цели урока:

    1. Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме.
    2. Продолжить работу над задачами.
    3. Закреплять знания изученных случаев состава числа.
    4. Закреплять знания нумерации чисел от 1до 8.
    5. Закреплять умение сравнивать числа и выражения.
    6. Развивать навыки счета.
    7. Работать над развитием мышления учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать умение.
  • Проверить знание табличных случаев сложения в пределах 8.
  • Закреплять знания нумерации в пределах изученного.
  • Формировать навык каллиграфического письма.

Развивающие:

  • Развивать устную и письменную речь учащихся, и используя математические термины.
  • Развивать логическое мышление, первичный анализ.
  • Развивать умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание, интерес к уроку.
  • Воспитывать умение самостоятельно работать.
  • Воспитывать аккуратность в оформлении решения и записей в тетради.
  • Воспитывать культуру труда, усидчивость, уверенность при выполнении заданий, любовь и интерес к предмету.

Коррекционные:

  • Развивать математическую речь, память.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

Оборудование: картинки кораблика с облаками, рисунки зверей, геометрические фигуры, лента с изученными цифрами, математический веер, математический набор, тетрадь, учебник, счетный материал (палочки).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Форма урока: Урок-путешествие (нетрадиционная форма, с использованием карточек-заданий в виде тучек).

Методы:

  • словесная (беседа);
  • практические (задания-карточки);
  • наглядные: атрибуты-рисунки, вывешиваются на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок.
Куда мы с вами попадем?
Узнаем мы всё скоро.
На корабле мы поплывём.
Друзей весёлых мы найдём.
Все трудности преодолеем.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы путешествуем по стране Математика, где повторим всё, что уже знаем о нумерации и о составе чисел до 8. И сейчас проведем устный счёт.

III. Устный счёт.

(Учитель открывает часть доски, где прикреплены корабль и семь тёмных тучек. Рисунок 1).

Но что это? Наш корабль попал в бурю и плыть мы не можем.

– Поможем разогнать тучи? А для этого нам надо решить все задания, которые спрятались в тучках. (Учитель снимает с доски 1-ю тучу с заданием.)

а) «Счёт прямой и обратный».

  • Сосчитайте от 1 до 5 и обратно.
  • Сосчитайте от 3 до 8 и обратно.
  • Сосчитайте от 7 до 2 и обратно.
  • Вместе посчитаем от 1 до 8 и обратно.

б) Работа с математическим веером.

  • Сколько пальцев на одной руке?
  • Сколько лап у одной собаки?
  • Какое число идёт при счёте за числом 3? 5? 7?
  • Какое число идёт перед числом 2? 6? 8?
  • Покажи «соседей» чисел 2, 4, 7.

– Молодцы! С первой тучей мы справились.

(Учитель крепит тучку светло-голубой стороной с буквой «М»).

в) Игра «Составь пример». Работа у доски.

(Ученик выходит к доске и снимает 2-ю тучу. На обратной стороне рисунок. Рисунок 2.)

– Составьте примеры (3+1; 1+3; 4-3; 4-1).

– А на какие две группы можно разделить все эти примеры? («+» сложение, («-» вычитание)

(Учитель крепит тучку светло-голубой стороной с буквой «О»). 

IV. Работа по теме урока.

а) Повторение состава чисел 7 и 8.

(Учитель снимает 3-ю тучу с заданием на снежинках. Рисунок 3. Работа с математическим набором, счетными палочками.)

Получение числа 7. Положите 6 □ синего цвета, прибавьте 1 □ красного цвета. Сколько стало квадратов? (7). Как получили 7 квадратов? (к 6 прибавили 1.)

Выставляется карточка из математического набора с цифрой 7. Составляется запись 6+1=7 – читаем запись (к 6 прибавить 1 будет 7).

Получение числа 7. Положите 5 синего цвета, прибавьте 2 красного цвета. Сколько стало треугольников? (7). Как получили 7 треугольников? (к 5 прибавили 2.)

Выставляется карточка из математического набора с цифрой 7. Составляется запись 5+2=7 – читаем запись (к 5 прибавить 2 будет 7).

Получение числа 8. Положите 6 □ желтого цвета, прибавьте 2 □ синего цвета. Сколько стало квадратов? (8). Как получили 8 квадратов (к 6 прибавили 2.)

Выставляется карточка из математического набора с цифрой 8. Составляется запись 6+2=8 – читаем запись (к 6 прибавить 2 будет 8).

Получение числа 8. Положите 4 ◌ желтого цвета, прибавьте 4 ◌ синего цвета. Сколько стало кругов? (8). Как получили 8 кругов? (к 4 прибавили 4.)

Выставляется карточка из математического набора с цифрой 8. Составляется запись 4+4=8 – читаем запись (к 4 прибавить 4 будет 8).

– Молодцы! Хорошо справились с этим заданием и можем отдохнуть.

(Учитель крепит тучку светло-голубой стороной с буквой «Л»).

б) Физкультминутка.

Зайцы скачут!
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладони три хлопка
Головою три кивка.

в) Работа в тетрадях. Решение задач.

– Открыли тетради, взяли ручку шариковую в руку, пальчики держим правильно. (В тетрадях записано: число, месяц, классная работа.)

– Проведем минутку чистописания. Пропишем две цифры 5 и 4.

– Скажите, какие цифры прописали в тетради?

– Вы должны помнить, что работать в тетрадях надо правильно и красиво, чтобы как можно больше «5» и «4» вы получали на уроке.

– Посмотрите, темных туч стало меньше.

(Учитель снимает 4-ю тучу с заданием. Читает. Ученики на парте с помощью счетных палочек решают и записывают решение в тетрадь.)

  1. «Три ромашки-желтоглазки,
    А четыре василька.
    Подарили маме дети.
    Сколько же цветов в букете?»
    – Запишем решение: 3р.+ 4в.=7ц.

  2. «На кустике перед забором
    Восемь ярко-красных помидоров.
    Потом четыре оторвались,
    А сколько на кусту осталось?»
    – Запишем решение: 8п.- 4п.=4п.

  3. «– Что хромаешь ты, жучок?
    – Ранил ножку о сучок.
    Прежде на своих шести
    Очень быстро мог ползти».
    – На скольких ножках ползает теперь жучок?
    – Запишем решение: 6н.- 1н.=5н.

  4. «Пять котят
    Плюс мама – кошка.
    Сколько будет, сосчитай-ка?»
    – Запишем решение: 5к.+1к.=6к.

  5. «Две розы Маша сорвала,
    В подарок маме принесла.
    Сорви еще одну и подари
    Ты мамочке не две, а …(три)».
    – Запишем решение: 2р.+1р.=3р.

  6. «В одном кармане
    Три каштана,
    В другом кармане
    Их пять.
    Мы просим, дети,
    Каштаны эти
    Пересчитать».
    – Запишем решение: 3к.+5к.=8к.

– Все задачи решили правильно.

(Учитель крепит тучку светло-голубой стороной с буквой «О»).

г) Сравнение чисел.

(Учитель снимает 5-ю тучу с заданием.)

А вот и ещё одна туча и новое задание. Загадки.

– Давайте отгадаем загадки о животных и возьмем их с собой на корабль в путешествие.

  1. «В птичник повадится
    Жди беды.
    Рыжим хвостом
    Заметает следы». (Лисица)

  2. «Кто по елкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет
    Сушит на зиму грибы?» (Белка)

  3. «Длинноухий – кто он,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая – для лета.
    Для зимы – другого цвета» (Заяц)

  4. «На овчарку он похож.
    Что ни зуб – то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть». (Волк)

– В какую группу можно объединить этих животных? (дикие животные или домашние животные)

– И каждое животное приготовило нам задание.

– Давайте посмотрим, что же это за задание?

– Решите примеры и вставьте знак – ≤, или ≥, или =.

(Рисунки-картинки животных с заданиями на оборотной стороне).

Лисица – 6+2*8            Белка – 7+1*7
8*8   8*7
Заяц – 3+1*5   Волк – 2+1*3
4*5   3*3

– Справились с заданием!

(Учитель крепит тучку светло-голубой стороной с буквой «Д» Картинки с животными крепим к кораблику).

А теперь наши пальчики отдохнут.

д) Физкультминутка (пальчиковая).

Рыбки плавают, резвятся
В чистой беленькой воде.
То зажмутся, разожмутся,
То зароются в песке».

е) Повторение геометрического материала.

(Учитель снимает 6-ю тучу с заданием. Читает.)

Внимательно посмотрите на кораблик. Подготовьте ответ.

– Из каких геометрических фигур состоит наш корабль?

– Сосчитайте:

  • сколько треугольников?
  • сколько прямоугольников?
  • сколько всего фигур?

(Считаем устно: 3 тр.+4пр.=7ф.)

– И с этим заданием справились!

(Учитель крепит тучку светло-голубой стороной с буквой «Ц»).

ж) Работа по учебнику.

(Учитель снимает с доски 7-тучу с заданием.)

А вот и последняя туча.

– Откройте учебник на странице 142, № 10. (Устно).

– Со всеми заданиями справились!

– Вместе с нашими друзьями мы продолжим путешествие по стране Математика.

(Учитель крепит тучку светло-голубой стороной с буквой «Ы!»).

V. Итог урока.

Что мы сегодня повторили на уроке?

– А теперь давайте узнаем, что написано на тучках, на доске.

«МОЛОДЦЫ!»

VI. Домашнее задание.

  • учебник, стр. 142, № 9, 11;
  • прописать в тетрадях цифры.

Приложение.