1. Наш конкурс посвящен фразеологии.
Что это за наука? Участвуют 3 команды, будут и вопросы зрителям.
2. Представление жюри.
Представление команд 8-х классов (Название, девиз, эмблема)
3. Для разминки всем командам и зрителям предлагается послушать рассказ.
Затем перечислить все услышанные в нем фразеологические обороты.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой младший братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. К тому же говорят, что он большой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел. Правда это или нет, но вот мы попались на удочку. Обвел он нас вокруг пальца.
Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке в город.
- Он же приглашал нас рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь голову морочит.
У братишки сразу слезы в три ручья. Я тоже чувствую себя не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И мы пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и славную уху за обе щеки уплетали!
(Команды по очереди называют фразеологизмы. За каждый названный фразеологизм - жетон)
4. Конкурс «Собери пословицы»
Каждая команда получает карточки с частями пословиц. Кто быстрее соберет из этих частей 4 пословицы.
Под лежачий камень и вода не течет.
Красна птица пером, а человек умом.
Слово не стрела а хуже стрелы разит.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(1 жетон за скорость и по жетону за каждую пословицу)
VI. Конкурс «Мешочек фразеологизмов»
Ведущие вносят мешочек с предметами. Представители команд вытягивают, не глядя, по одному предмету и называют фразеологизм с этим словом. Подходят по одному, если участник не знает– помогает команда.
(слон, конь, медведь, ложка, яблоко, кот, собака, рыба, баночка гороха, белые нитки, камень)
Ответ: делать из мухи слона, не в коня корм, ложка дегтя в бочке меда, яблоку негде упасть, кот наплакал, вешать собак, нем,как рыба, как об стенку горох, белыми нитками шито, держать камень за пазухой)
5. Конкурс «Исправь ошибки»
Командам даются листы с пословицами, в них есть ошибки. Кто быстрее и вернее исправит.
Ус хорошо, а два лучше – Ум
Трус своей лени боится – тени
Нашла коза на камень – коса
Не зная броду, не суйся в моду – в воду
Не ноги горшки обжигают – боги
На безрыбье и бак – рыба – рак
От бобра бобра не ищут – добра добра
6. В это время игра с залом «Отгадай фразеологизм»
- Что вешают, приходя в уныние? (нос)
- Не ладоши, а ими хлопают. (уши)
- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер)
- В каких рукавицах держат озорников? (в ежовых)
- На них сидят, если очень нервничают (как на иголках)
- Ее теряют и от счастья, и от горя (голова)
- Чью грамоту никто не принимает всерьез? (Филькину)
-Чем не испортишь кашу? (маслом)
- В чем рождаются везучие и счастливчики? (в рубашке)
- За чем не лезут в карман остроумные люди? (за словом)
- В какой ящик кладут не очень срочные дела? (в долгий)
- На какую воду выводят обманщиков? (на чистую)
Подведем итоги работы команд. Помощники прочитают ответы команд, 7 жетонов а все ответы и 1 жетон за скорость.
7. Фразеологические обороты приходят в язык из разных источников:
1-й источник – мифология (ахиллесова пята) 2-й источник – Библия (козел отпущения); 3-й источник – профессиональная лексика (играть первую скрипку); 4-й источник – быт народа (работать спустя рукава); 5-й источник – художественные произведения (ты сер, а я приятель – сед).
8. Конкурс «Откуда фразеологизм».
Ведущие держат карточки с фразеологизмами. По одному участнику от команды (по очереди) тянут карточку, читают фразеологизм, объясняют смысл и источник происхождения.
В сердце льстец всегда отыщет уголок – Басня «Ворона и лисица»
А ларчик просто открывался - Басня «Ларчик»
А воз и ныне там – басня «Лебедь, щука и рак»
Шемякин суд - древнерусская повесть «Шемякин суд»
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь - басня «Квартет»
Нить Ариадны – мифология (указание на выход из трудной ситуации)
Дамоклов меч- мифология (постоянная угроза чему-то)
Закручивать гайки - ужесточать условия (слесарь)
Сизифов труд - мифология (тяжелый, но напрасный труд)
Между Сциллой и Харибдой - мифология (находиться между двух опасностей)
Вавилонское столпотворение - Библия (беспорядок, неразбериха)
Петь Лазаря – Библия (жаловаться, причитать)
Держать порох сухим - быть наготове (военный)
Уйти со сцены - перестать быть значимым, влиятельным (актер)
Запретный плод - Библия (то, что запрещено, недоступно)
Зарывать талант в землю – Библия (не развивать данные от природы способности)
Работать до седьмого пота - быт (работать интенсивно, напряженно)
Кто в лес, кто по дрова – быт (делать все несогласованно)
Ни кола ни двора – быт (ничего не иметь)
Переливать из пустого в порожнее – быт (заниматься бесполезным, бесцельным делом)
Как сельдей в бочке – быт (много, тесно)
Проще пареной репы – быт (очень просто)
Сбрасывать со счетов – не принимать во внимание (бухгалтер, счетовод)
Сидеть на мели – быть в затруднительном материальном положении (моряк)
9. Аукцион фразеологизмов.
Шоколадки с наклеенными словами (голова, нога, глаз, ухо, рука)
Кто последний назвал фразеологизм с данным словом, тот и «купил» его (получил шоколадку)
10. Подведение итогов.
Считаем жетоны. Победителям грамоты и призы.