Конкурс "Знатоки фразеологии"

Разделы: Внеклассная работа


1. Наш конкурс посвящен фразеологии.

Что это за наука? Участвуют 3 команды, будут и вопросы зрителям.

2. Представление жюри.

Представление команд 8-х классов (Название, девиз, эмблема)

3. Для разминки всем командам и зрителям предлагается послушать рассказ.

Затем перечислить все услышанные в нем фразеологические обороты.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой младший братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. К тому же говорят, что он большой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел. Правда это или нет, но вот мы попались на удочку. Обвел он нас вокруг пальца.

Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке в город.

- Он же приглашал нас рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь голову морочит.

У братишки сразу слезы в три ручья. Я тоже чувствую себя не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.

И мы пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и славную уху за обе щеки уплетали!

(Команды по очереди называют фразеологизмы. За каждый названный фразеологизм - жетон)

4. Конкурс «Собери пословицы»

Каждая команда получает карточки с частями пословиц. Кто быстрее соберет из этих частей 4 пословицы.

Под лежачий      камень      и вода не течет.
Красна птица пером,      а человек      умом.
Слово не стрела      а хуже стрелы      разит.
Не стыдно не знать,      стыдно      не учиться.

(1 жетон за скорость и по жетону за каждую пословицу)

VI. Конкурс «Мешочек фразеологизмов»

Ведущие вносят мешочек с предметами. Представители команд вытягивают, не глядя, по одному предмету и называют фразеологизм с этим словом. Подходят по одному, если участник не знает– помогает команда.

(слон, конь, медведь, ложка, яблоко, кот, собака, рыба, баночка гороха, белые нитки, камень)

Ответ: делать из мухи слона, не в коня корм, ложка дегтя в бочке меда, яблоку негде упасть, кот наплакал, вешать собак, нем,как рыба, как об стенку горох, белыми нитками шито, держать камень за пазухой)

5. Конкурс «Исправь ошибки»

Командам даются листы с пословицами, в них есть ошибки. Кто быстрее и вернее исправит.

Ус хорошо, а два лучше – Ум
Трус своей лени боится – тени
Нашла коза на камень – коса
Не зная броду, не суйся в моду – в воду
Не ноги горшки обжигают – боги
На безрыбье и бак – рыба – рак
От бобра бобра не ищут – добра добра

6. В это время игра с залом «Отгадай фразеологизм»

- Что вешают, приходя в уныние? (нос)

- Не ладоши, а ими хлопают. (уши)

- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер)

- В каких рукавицах держат озорников? (в ежовых)

- На них сидят, если очень нервничают (как на иголках)

- Ее теряют и от счастья, и от горя (голова)

- Чью грамоту никто не принимает всерьез? (Филькину)

-Чем не испортишь кашу? (маслом)

- В чем рождаются везучие и счастливчики? (в рубашке)

- За чем не лезут в карман остроумные люди? (за словом)

- В какой ящик кладут не очень срочные дела? (в долгий)

- На какую воду выводят обманщиков? (на чистую)

Подведем итоги работы команд. Помощники прочитают ответы команд, 7 жетонов а все ответы и 1 жетон за скорость.

7. Фразеологические обороты приходят в язык из разных источников:

1-й источник – мифология (ахиллесова пята) 2-й источник – Библия (козел отпущения); 3-й источник – профессиональная лексика (играть первую скрипку); 4-й источник – быт народа (работать спустя рукава); 5-й источник – художественные произведения (ты сер, а я приятель – сед).

8. Конкурс «Откуда фразеологизм».

Ведущие держат карточки с фразеологизмами. По одному участнику от команды (по очереди) тянут карточку, читают фразеологизм, объясняют смысл и источник происхождения.

В сердце льстец всегда отыщет уголок – Басня «Ворона и лисица»

А ларчик просто открывался - Басня «Ларчик»

А воз и ныне там – басня «Лебедь, щука и рак»

Шемякин суд - древнерусская повесть «Шемякин суд»

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь - басня «Квартет»

Нить Ариадны – мифология (указание на выход из трудной ситуации)

Дамоклов меч- мифология (постоянная угроза чему-то)

Закручивать гайки - ужесточать условия (слесарь)

Сизифов труд - мифология (тяжелый, но напрасный труд)

Между Сциллой и Харибдой - мифология (находиться между двух опасностей)

Вавилонское столпотворение - Библия (беспорядок, неразбериха)

Петь Лазаря – Библия (жаловаться, причитать)

Держать порох сухим - быть наготове (военный)

Уйти со сцены - перестать быть значимым, влиятельным (актер)

Запретный плод - Библия (то, что запрещено, недоступно)

Зарывать талант в землю – Библия (не развивать данные от природы способности)

Работать до седьмого пота - быт (работать интенсивно, напряженно)

Кто в лес, кто по дрова – быт (делать все несогласованно)

Ни кола ни двора – быт (ничего не иметь)

Переливать из пустого в порожнее – быт (заниматься бесполезным, бесцельным делом)

Как сельдей в бочке – быт (много, тесно)

Проще пареной репы – быт (очень просто)

Сбрасывать со счетов – не принимать во внимание (бухгалтер, счетовод)

Сидеть на мели – быть в затруднительном материальном положении (моряк)

9. Аукцион фразеологизмов.

Шоколадки с наклеенными словами (голова, нога, глаз, ухо, рука)

Кто последний назвал фразеологизм с данным словом, тот и «купил» его (получил шоколадку)

10. Подведение итогов.

Считаем жетоны. Победителям грамоты и призы.