I. Обоснование программы
Целью педагогического процесса в ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
II. Цели и задачи программы
Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Задачи:
- Подготовка студентов к новым условиям обучения;
- Формирование позитивных учебных мотивов;
- Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
- Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
- Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
III. Этапы реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме осуществляется в 3 этапа.
Сроки реализации | Задачи |
I этап (сентябрь, октябрь) | · Оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме; · Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду. |
II этап (ноябрь, декабрь) | · Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения; · Определить способы устранения имеющихся противоречий; · Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса. |
III этап (январь, июнь) | · Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. · Организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам. · Проводить консультации и просвещение родителей студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде. |
IV. Модель адаптации студентов нового набора
Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости студентов нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи модели:
- Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество.
- Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности.
- Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели:
- Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формированием новых установок.
- Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
- Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.
- Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи | Механизм решения задач | Ответственные |
1. Психологическая адаптация (мое Я) | ||
1. Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности. 2. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке. 3. Диагностировать состояние здоровья студентов, их индивидуальные особенности |
1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. 2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов. 3. Индивидуальная работа со студентами: · обсуждение индивидуальных трудностей; · выработка позитивного отношения к временным неудачам. |
· Социально-психологическая служба · Классные руководители · Преподаватели · Руководитель физического воспитания |
2. Социальная адаптация
· Я и коллектив · Я и социум |
||
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора. 2. Помочь раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности. 3. Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора. 4. Поддерживать и развивать инициативы первокурсников. 5. Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии. 6. Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями. 7. Вовлечение студентов в работу городских, областных и федеральных молодежных объединений. |
1. Ознакомление студентов с молодежной политикой БГО. 2. Знакомство с работой МОУДОД БЦ «САМ». 3. Занятие в школе студенческого актива, включение в деятельность студенческого совета техникума, выборы актива групп. 4. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь техникума, общежития. 5. Создание информационного пространства (стенгазеты, радиогазеты, доска объявлений «ОКНО»), освещающего жизнедеятельность техникума. 6. Групповые и общетехникумовские родительские собрания, индивидуальная работа с родителями. |
· Заместитель директора по ВР · Социальный педагог · Заведующие отделениями · Классные руководители · Родители · Студенческий совет · Сотрудники МОУДОД БЦ «САМ» · Администрация. |
3. Педагогическая адаптация
· Я и учебное заведение · Я и учеба |
||
1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. 2. Провести вводный инструктаж по ТБ. 3. Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков. 4. Выявить уровень адаптации студентов к учебной нагрузке. 5. Взаимодействовать с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора. 6. Обеспечить соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении. 7. Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни. |
1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 2. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы. 3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости студентов во внеурочное время, анализ объема домашнего задания на один день (Месячник «Учись учиться»). 4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям. 5. Рекомендации (памятки) педагогов-предметников по научной организации труда. 6. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний. 7. Выявление условий освещенности учебных аудиторий, качество ежедневных и генеральных уборок. 8. Организация здорового питания. |
· Администрация · Заместители директора по УР, ВР, АХЧ · Социальный педагог · Классные руководители · Заведующие отделениями · Преподаватели · Председатели ПЦК · Родители |
4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия) | ||
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. | 1. Овладение дисциплиной «Введение в специальность». 2. Встреча с выпускниками. 3. Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности». 4. Анкетирование, беседы. |
· Заместитель директора по ВР и УР · Заведующие отделениями · Классные руководители · Преподаватели |
V. План мероприятий на период адаптации
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление. | ||
1. Изучение личных дел студентов. 2. Анкетирование родителей. 3. Составление социальных паспортов. 4. Определение мотивации обучения. 5. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков. 6. Определение степени установки на ЗОЖ. |
сентябрь декабрь-январь май-июнь |
Социальный педагог Классные руководители |
II. Организация учебного процесса. | ||
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов: а) НОТ; б) анализ объема домашнего задания; в) изучение расписания занятий; г) посещение уроков; д) анализ срезовых контрольных работ. |
В течение года | Зав. отделениями Председатели ПЦК Классные руководители |
III. Организация воспитательной деятельности. | ||
1. Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков, клубов, студий, ФОПа. 2. Ознакомление с действующими кружками и секциями города. 3. Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей. 4. Формирование правовых знаний первокурсников. 5. Воспитание гражданина, патриота своей Родины. 6. Формирование навыков ЗОЖ. 7. Формирование эстетических ценностей. 8. Привитие трудовых навыков. 9. Участие в мероприятиях в рамках недели специальности, встречи с выпускниками и т.д. 10. Участие в общетехникумовских и городских мероприятиях. 11. Участие в конкурсе «Группа семестра». |
Сентябрь
Сентябрь В течение года |
Руководитель физического воспитания Педагоги дополнительного образования Классные руководители МОУДОД БЦ «САМ» Заместитель директора по ВР Студенческий совет Методист Заведующие отделениями |
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников. | ||
В течение года | Студенческий совет |
|
V. Организация информационного обеспечения студентов нового набора и классных руководителей. | ||
В течение года | Студенческий совет Редакция стенной студенческой газеты, редакция радиогазеты |
|
VI. Взаимодействие с родителями. | ||
1. Родительские собрания (групповые, общетехникумовские). 2. Индивидуальные консультации. 3. Взаимодействие родительского комитета группы и техникума со всеми структурными подразделениями. |
В течение года | Классные руководители Заведующие отделениями Социальный педагог Заместитель директора по ВР Члены родительского комитета |
VII. Организационные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии и в частном секторе. | ||
1. Вселение в общежитие. 2. Размещение в частном секторе. 3. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии (частном секторе). |
Сентябрь-октябрь В течение года |
Классные руководители Заведующие отделениями Воспитатель общежития Комендант общежития Социальный педагог |
VIII. Социально-психологическое сопровождение студентов, родителей. | ||
В течение года | Социальный педагог | |
IX. Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования в ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум» | ||
В течение года | Администрация Заместитель директора по ВР Председатель МО КР |
Ожидаемые конечные результаты: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.