Программа "Адаптация первокурсников к системе среднего профессионального образования в ФГОУ СПО "Борисоглебский сельскохозяйственный техникум"

Разделы: Школьная психологическая служба


I. Обоснование программы 

Целью педагогического процесса в ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.

II. Цели и задачи программы 

Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.

Задачи:

  • Подготовка студентов к новым условиям обучения;
  • Формирование позитивных учебных мотивов;
  • Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
  • Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
  • Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.

III. Этапы реализации программы

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме осуществляется в 3 этапа.

Сроки реализации Задачи
I этап (сентябрь, октябрь) · Оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме;
· Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.
II этап (ноябрь, декабрь) · Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения;
· Определить способы устранения имеющихся противоречий;
· Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.
III этап (январь, июнь) · Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.
· Организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам.
· Проводить консультации и просвещение родителей студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде.

IV. Модель адаптации студентов нового набора 

Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости студентов нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Задачи модели:

  1. Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество.
  2. Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности.
  3. Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.

Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели:

  1. Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формированием новых установок.
  2. Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
  3. Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.
  4. Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи Механизм решения задач Ответственные
1. Психологическая адаптация (мое Я)
1. Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности.
2. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке.
3. Диагностировать состояние здоровья студентов, их индивидуальные особенности
1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры.
2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов.
3. Индивидуальная работа со студентами:
· обсуждение индивидуальных трудностей;
· выработка позитивного отношения к временным неудачам.
· Социально-психологическая служба
· Классные руководители
· Преподаватели
· Руководитель физического воспитания
2. Социальная адаптация
· Я и коллектив
· Я и социум
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора.
2. Помочь раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности.
3. Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора.
4. Поддерживать и развивать инициативы первокурсников.
5. Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии.
6. Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями.
7. Вовлечение студентов в работу городских, областных и федеральных молодежных объединений.
1. Ознакомление студентов с молодежной политикой БГО.
2. Знакомство с работой МОУДОД БЦ «САМ».
3. Занятие в школе студенческого актива, включение в деятельность студенческого совета техникума, выборы актива групп.
4. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь техникума, общежития.
5. Создание информационного пространства (стенгазеты, радиогазеты, доска объявлений «ОКНО»), освещающего жизнедеятельность техникума.
6. Групповые и общетехникумовские родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.
· Заместитель директора по ВР
· Социальный педагог
· Заведующие отделениями
· Классные руководители
· Родители
· Студенческий совет
· Сотрудники МОУДОД БЦ «САМ»
· Администрация.
3. Педагогическая адаптация
· Я и учебное заведение
· Я и учеба
1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.
2. Провести вводный инструктаж по ТБ.
3. Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков.
4. Выявить уровень адаптации студентов к учебной нагрузке.
5. Взаимодействовать с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора.
6. Обеспечить соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении.
7. Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни.
1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.
2. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы.
3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости студентов во внеурочное время, анализ объема домашнего задания на один день (Месячник «Учись учиться»).
4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям.
5. Рекомендации (памятки) педагогов-предметников по научной организации труда.
6. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.
7. Выявление условий освещенности учебных аудиторий, качество ежедневных и генеральных уборок.
8. Организация здорового питания.
· Администрация
· Заместители директора по УР, ВР, АХЧ
· Социальный педагог
· Классные руководители
· Заведующие отделениями
· Преподаватели
· Председатели ПЦК
· Родители
4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. 1. Овладение дисциплиной «Введение в специальность».
2. Встреча с выпускниками.
3. Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности».
4. Анкетирование, беседы.
· Заместитель директора по ВР и УР
· Заведующие отделениями 
· Классные руководители
· Преподаватели

V. План мероприятий на период адаптации

Содержание работы Сроки Ответственные
I. Аналитико-диагностическое направление.
1. Изучение личных дел студентов.
2. Анкетирование родителей.
3. Составление социальных паспортов.
4. Определение мотивации обучения.
5. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.
6. Определение степени установки на ЗОЖ.
сентябрь
декабрь-январь
май-июнь
Социальный педагог
Классные руководители
II. Организация учебного процесса.
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:
а) НОТ;
б) анализ объема домашнего задания;
в) изучение расписания занятий;
г) посещение уроков;
д) анализ срезовых контрольных работ.
В течение года Зав. отделениями
Председатели ПЦК
Классные руководители
III. Организация воспитательной деятельности.    
1. Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков, клубов, студий, ФОПа.
2. Ознакомление с действующими кружками и секциями города.
3. Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.
4. Формирование правовых знаний первокурсников.
5. Воспитание гражданина, патриота своей Родины.
6. Формирование навыков ЗОЖ.
7. Формирование эстетических ценностей.
8. Привитие трудовых навыков.
9. Участие в мероприятиях в рамках недели специальности, встречи с выпускниками и т.д.
10. Участие в общетехникумовских и городских мероприятиях.
11. Участие в конкурсе «Группа семестра».
Сентябрь
Сентябрь
В течение года
Руководитель физического воспитания
Педагоги дополнительного образования
Классные руководители
МОУДОД БЦ «САМ»
Заместитель директора по ВР

Студенческий совет
Методист
Заведующие отделениями
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников.

В течение года Студенческий совет
V. Организация информационного обеспечения студентов нового набора и классных руководителей.

В течение года Студенческий совет
Редакция стенной студенческой газеты, редакция радиогазеты
VI. Взаимодействие с родителями.
1. Родительские собрания (групповые, общетехникумовские).
2. Индивидуальные консультации.
3. Взаимодействие родительского комитета группы и техникума со всеми структурными подразделениями.
В течение года Классные руководители
Заведующие отделениями
Социальный педагог
Заместитель директора по ВР
Члены родительского комитета
VII. Организационные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии и в частном секторе.
1. Вселение в общежитие.
2. Размещение в частном секторе.
3. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии (частном секторе).
Сентябрь-октябрь
В течение года
Классные руководители
Заведующие отделениями
Воспитатель общежития
Комендант общежития
Социальный педагог
VIII. Социально-психологическое сопровождение студентов, родителей.
  В течение года Социальный педагог
IX. Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования в ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
  В течение года Администрация
Заместитель директора по ВР
Председатель МО КР

Ожидаемые конечные результаты: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.